Деловая оценка и отбор персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является разработка мероприятий, направленных на совершенствование механизма формирования персонала предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и роль формирования персонала в кадровой политике предприятия;
- ознакомиться с формами и методами отбора персонала;
- проанализировать существующую систему деловой оценки персонала на предприятии;
- определить механизм отбора персонала предприятия;
-разработать мероприятия, направленные на совершенствование механизма подбора и отбора персонала предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОЙ ОЦЕНКИ И СИСТЕМЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА 6
ГЛАВА 2. ДЕЛОВАЯ ОЦЕНКА И ОТБОР ПЕРСОНАЛА В
ОАО "СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ТЕЛЕКОМ" 18
2.1. Характеристика организации 18
2.2. Анализ системы деловой оценки и отбора персонала
в ОАО «Северо-Западный Телеком» 20
2.3. Совершенствование технологии отбора и оценки кадров в Вологодском филиале ОАО «Северо-Западный Телеком» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

деловая оценка.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо разрабатывать карту компетенции (профессиональный портрет, портрет идеального сотрудника) для каждой вакантной должности. В этом процессе должны участвовать менеджер по персоналу и руководитель соответствующего отдела. Именно портрет идеального сотрудника, а не квалификационная карта, значительно облегчит процесс подбора кандидатов на ключевую должность для специалиста по персоналу.

При разработке карты  можно все требования к претендентам объединять в три группы:

  • профессионализм (образование, опыт работы, профессиональные навыки),
  • социальная компетенция (семейное положение, способность работать в команде, система ценностей),
  • соответствие требованиям корпоративной культуры (предполагает наличие у потенциального сотрудника тех специфических качеств, которые необходимы для эффективной деятельности конкретного подразделения).

По сравнению с другими  требованиями профессионализм ставится во главу угла, поскольку считается, что, если человек профессионал, то его личностные недостатки меньше влияют на эффективность труда и на отношения с коллективом. Профессиональный портрет необходимо создать на основе не только полной информации о должности, об основных и дополнительных обязанностях, но и людях, с которыми специалист будет взаимодействовать.

Для должностей, которые  не являются ключевыми, в Вологодский филиал ОАО «Северо-Западный Телеком» можно разработать квалификационную карту. Ее заполнение занимает меньше времени, чем работа с картой компетенции, и позволит упростить набор таких кадров, как секретарь; экономист (табл. 6).

Таблица 6

Квалификационная карта экономиста

ПОКАЗАТЕЛИ

ТРЕБОВАНИЯ

1. Основное образование

 

Уровень образования

Высшее, второе высшее

Профиль образования

Экономическое

Квалификация по диплому

Экономист

Специальность (специализация)

Экономика и управление

Форма обучения

Дневная или заочная

2.Дополнительное образование

Уверенный пользователь ПК, МС Office, правовых баз данных «Консультант +», «Гарант», 1С Бухгалтерия


 

Необходимо разработать  систему взаимодействия с учебными заведениями города (а именно Вологодский Государственный технический университет; Профессиональный лицей №30).

Собеседование с будущими выпускниками, заинтересовавшимися  компанией. Студентов 4 и 5 курсов, которые  проявили себя на встречах, необходимо заносить в кадровый резерв, отслеживать их успехи в учебе. И по окончанию их обучения, Вологодский филиал ОАО «Северо-Западный Телеком» может получить хорошего специалиста, который будет ориентирован именно данное предприятие.

Необходимо заключить  договор на прохождение производственное практики студентов. Это позволит лучше узнать потенциальных работников.

При подготовке к собеседованию в Вологодском филиале ОАО «Северо-Западный Телеком» необходимо создать папку кандидата. Первым документом в этой папке будет резюме конкретного кандидата. Затем не можно вложить лист оценки кандидата, в который следует проставлять баллы в ходе собеседования, записывать комментарии. Менеджер по персоналу подводит итог беседы с человеком, проставляя ему общую оценку.

Данная форма позволяет  упростить процесс сравнивания кандидатов друг с другом, тем самым, упрощая работу отдела кадров и непосредственных начальников в ходе выбора наилучшего для фирмы сотрудника. В таблице стоит отмечать общие характеристики кандидата: коммуникабельность, уверенность в себе, лидерство, аналитические способности.

Перед проведением интервью в Вологодском филиале ОАО «Северо-Западный Телеком» также необходимо определить наиболее подходящий тип собеседования. На данный момент существует 5 типов собеседования:

  1. Собеседование – Допрос. Интервьюер проявляет постоянную активность, задает вопросы, на которые чаще всего собеседник может ответить только "да" или "нет", позволяет себе перебивать собеседника. Складывается четкое впечатление, что основное намерение интервьюера - уличить кандидата в некомпетентности или обмане. Такой стиль проведения интервью дает возможность проверить кандидата на стрессоустойчивость и выявить характерный тип реакции на сложную межличностную ситуацию общения. При таком сценарии проведения интервью у кандидата нет возможности подробно описать свой опыт, соответственно у интервьюера не может его объективно оценить. Надо отметить, что собеседования -допроса хорошо использовать для уточнения существенных деталей в ходе описания кандидатом своего прошлого опыта.
  2. Игра в прятки или "Ёжик в тумане". Этот стиль характеризуется стремлением интервьюера запутать кандидата, сбить его с толку, постараться ничего конкретного не сказать о своей компании. В ответ на вопрос кандидата о зарплате звучит фраза "Это будет обсуждаться после того, как мы поймем, что Вы нам подходите". Такой стиль собеседования прекрасно действует на бывших военных, людей предпенсионного возраста и новичков на рынке труда, которые уважают серьезный подход к коммерческой тайне, но сильно раздражает и настораживает опытных специалистов.
  3. Соло. Для этого стиля собеседования характерно то, что после нескольких вопросов, интервьюер начинает долго, подробно и пространно рассказывать о фирме, ее истории, ее планах, о должности, какие люди и как работают в компании. Этот стиль интервью производит неизгладимое первое впечатление на большинство кандидатов, особенно неискушенных в поисках работы. Элементы краткого солирования полезны в последней трети собеседования. Стоит рассказать о значимых вещах поподробнее и достаточно вдохновенно, чтобы "заинтересовать кандидата и, в тоже время, избежать приема на работу тех, чьи ожидания расходятся с возможностями организации.
  4. Испытание. После того, как интервьюер задаст несколько обязательных вопросов, кандидату предлагается решить некую профессиональную или "поведенческую" задачу (или ряд подобных задач). Такой стиль собеседования позволяет достоверно проверить практические специальные навыки.
  5. Интервью как партнерские переговоры. Весь разговор происходит «на равных». Так же как и при стиле "допрос", при партнерских переговорах задается много вопросов, однако существуют коренные отличия: вопросы задают оба собеседника, и преобладают вопросы "открытого" типа. Стиль партнерских переговоров позволяет получить максимально полно необходимую информацию о кандидате и заложить хорошую основу для дальнейшего взаимодействия с новым сотрудником [14. 36].

Собеседование должно быть структурировано. Необходимо разработать  список вопросов, касающихся трудовой деятельности, личных планов, отношений  с бывшими коллегами, начальством и клиентами.

Для достижения наилучшего результата вопросы должны быть разнообразны по своей структуре:

  • Вопросы, требующие краткого ответа (общие вопросы). Сколько лет вы работали в компании?
  • Вопросы, требующие развернутого ответа (открытые вопросы). Почему вы выбрали именно наше предприятие?
  • Вопросы о предыдущем опыте работы. Эти вопросы основываются на предположении, что действия, совершенные в прошлом, могут предопределять действия в будущем. То есть считается, что человек будет трудиться на новом месте работы так же, как он трудился и на предыдущих работах. Вы можете привести пример, когда вам приходилось работать под давлением жестких временных рамок?
  • Вопросы о слабых сторонах кандидата. Расскажите о своих недостатках.
  • Зеркальные утверждения (повтор фраз). Этот способ заключается в повторе ключевого утверждения. Подобные вопросы нужно использовать для того, чтобы выделить суть ответа кандидата и выяснить как можно больше подробностей. Задача менеджера по персоналу Вологодского филиала ОАО «Северо-Западный Телеком» - просто повторить суть какого-либо высказывания. Итак, если вам случается опоздать на работу на два часа, то вы потом на эти два часа задерживаетесь на работе, чтобы сделать то, что должны были сделать?
  • Альтернативные вопросы. Подобный метод полезен для того, чтобы проверить, как и насколько хорошо кандидат умеет принимать решения и осуществлять выбор альтернативы. Что, вы предпочтете: быть в большинстве или отстаивать собственное мнение?
  • Наводящие вопросы. Можно использовать их для подтверждения какой-либо информации, для того, чтобы заставить кандидата более подробно изложить свою точку зрения на какую-либо определенную тему. В нашей компании существует правило, что клиент всегда прав. Что вы думаете по этому поводу?
  • Вопросы-"погонялки". Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

При проведении собеседования в Вологодском филиале ОАО «Северо-Западный Телеком» необходимо применять тесты на профессиональную пригодность и диагностику различных качеств и характеристик личности. Тесты на профессиональную пригодность представляют собой вопросы и задания из профессиональной деятельности – заполнение бумаг, работа с договорами и законами, анализ ситуации. Так, например, бухгалтера проверяют на знание бухгалтерской отчетности, бухгалтерского законодательства. У пробных заданий есть много преимуществ. С точки зрения компании, когда пробные задания отражают специфику работу, это обеспечивает проверку опытности и компетенции кандидатов еще до трудоустройства.

С точки зрения кандидата, пробные задания служат реалистичным представлением работы и дают человеку возможность “самоотбора” – он сам может решить, участвовать в дальнейшем процессе отбора или отказаться от него. В заданиях практически отсутствует необъективность: тест фокусируется на том, что кандидат может делать, а что нет.

Разновидность тестов на профессиональную пригодность –  индивидуальные деловые упражнения. В этом типе упражнений участнику  передаются дела его предшественника, с которыми он должен справиться в течение определенного периода времени. Участник должен решить ряд проблем, которые могут возникнуть в подобных случаях, на разных уровнях организации, различной сложности и объема. Эти упражнения предоставляют идеальную возможность оценить рациональность и аналитические способности участника, его решительность и инициативность.

Для успешного проведения собеседования отдел персонала Вологодский филиал ОАО «Северо - Западный Телеком» должен изучить методику STAR (Situation Target Action Result) - это методика выявления поведенческой реакции. Суть методики состоит в том, что кандидату на вакантное место в компании задают ситуационные вопросы. В качестве обсуждаемых проблем часто используются реальные или гипотетические ситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью кандидата.

Проводящий собеседование  сотрудник оценивает как сам  результат, так и методы, с помощью  которых кандидат находит решение. Данный тип собеседования позволяет в большей мере оценить способность кандидата решать определенные типы задач, нежели его аналитические способности в целом. Например, не спрашивают о наличии лидерских качеств, а просят привести пример из его прошлого опыта, когда он был инициатором какого-то проекта, или рассказать о своем поведении в конфликтной ситуации. Кандидат должен рассказать о самой ситуации (situation), описать то, где он видел выход из этой ситуации (target), что он сделал (action) и что получилось (result).

Это позволяет прогнозировать, как человек поступит в аналогичной  ситуации в дальнейшем. В России большую популярность получила методика «CASE-интервью», или Ситуационное интервью. Она дает больше возможностей для сбора необходимой информации, чем методика STAR, так как охватывает те характеристики кандидата, которые важны для конкретного работодателя. Интервьюер предлагает такую ситуацию, которая позволяет проверить именно то, что интересует в данный момент, получить информацию, которая позволит определить пригодность кандидата на должность. Условно методику CASE можно разделить на три большие группы: проверяющая конкретные навыки; проверяющая ценности и взгляды; проверяющая модели поведения и индивидуально-личностные качества. [4, с.116].

В последние годы все  больше предприятий обращаются в  кадровые агентства. Вологодскому филиалу ОАО «Северо - Западный Телеком» необходимо пользоваться их услугами, когда вакантная должность ключевая. Не стоит самостоятельно искать, например, главного бухгалтера или начальников подразделений. Кадровые агентства значительно упрощают процесс отбора кандидатов, они “принимают первый удар на себя”, тем самым помогая отделу управления персоналом, да и все организации в целом, достичь оптимального результата – сформировать высокопрофессиональный кадровый состав.

Система отбора и найма  персонала должна быть четко структурирована, HR-менеджеры Вологодского филиала ОАО «Северо - Западный Телеком» должны отслеживать новые тенденции в кадровом деле и обращать особое внимание на новые методики подбора новых сотрудников. Это позволит компании сформировать высокопрофессиональный кадровый состав.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Управление персоналом организации начинается с подбора и расстановки персонала.

Наем на работу – это  ряд действий, направленных на привлечение  кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. С привлечения на работу начинается управление персоналом.

Основной задачей при  найме на работу персонала является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении.  При этом следует ответить на вопрос: где и когда потребуются работники?

Подбору работника предшествует четкое представление о функциях, которые он будет исполнять, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействии в организации. Исходя из заранее сформулированных требований, выбирают подходящих людей на конкретную должность, и соответствию качеств претендентов требованиям предается большое значение.

Когда организации необходимо принять новых работников, появляются два вопроса:

- где искать потенциальных  работников;

- как известить будущих  работников об имеющихся рабочих местах?

Есть два возможных  источника найма:

- внешний (из людей,  до этого никак не связанных  с организацией);

- внутренний (из работников  организации).

Подбор персонала за счет внутренних источников во многом зависит от кадровой политики администрации организации в целом. Разумное использование имеющихся людских ресурсов может позволить организации обойтись без нового набора.

Из внешних источников найма в нашей стране наибольшее распространение получили следующие источники найма:

Информация о работе Деловая оценка и отбор персонала