Деловое общение как форма коммуникации в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Задачи предприятия определяются интересами его собственников, потенциалом и другими факторами внешней и внутренней среды. В современных условиях перед многими отечественными предприятиями нередко стоят совершенно иные цели и задачи. Так, основной целью может являться не получение прибыли, а, например, обеспечение стабильной работы предприятия, завоевание рынка, бесперебойная реализация продукции или своевременная выплата достойной заработной платы работникам.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..4
1. Понятие, признаки и задачи предприятия в рыночной экономике.
2. Типы предприятий.
3. Структура предприятия.
4. Организация производственного процесса на предприятии.
5. Внешняя и внутренняя среда предприятия.
6. Коммуникации в процессе управления.
7. Управленческая информация как основная составляющая коммуникаций в процессе управления.
8. Коммуникационные каналы и разновидности коммуникационных структур в процессе управления.
9. Деловое общение как форма коммуникации в управлении.
Литература…………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 86.01 Кб (Скачать файл)

производственную, которая состоит из обслуживающих и вспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесс сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, а также поддерживающих оборудование в работоспособном состоянии;

непроизводственную, т. е. объекты социальной сферы, находящиеся на балансе предприятия, функционирующие для обслуживания работников предприятия или оказания услуг на сторону.

Производственная структура  предприятия не является постоянной. Она должна совершенствоваться вместе с изменением номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, объема производства, НТП и других факторов. Основными путями совершенствования производственной структуры служат дальнейшее совершенствование разделения и кооперации труда (углубление специализации производственных единиц, совершенствование межцеховых связей, рациональное комбинирование производства); централизация вспомогательных служб крупных предприятий; передача вспомогательных функций специализированным организациям на малых предприятиях; концентрация основного производства в крупных цехах с последующим переходом к высшей ступени автоматизации производства – гибким производственным системам.

4. Организация производственного процесса на предприятии.

Производственный  процесс – это совокупность взаимосвязанных приемов и методов рационального сочетания живого труда со средствами производства, в результате которых создаются материальные блага. Основными элементами производственного процесса являются труд, средства труда и предметы труда.

Совокупный производственный процесс изготовления продукции  состоит из разнородных частичных  производственных процессов, каждый из которых охватывает обособленную в  технологическом отношении часть  – стадию или фазу. Все частичные  процессы делятся на две группы: основные и вспомогательные. Основными являются процессы, в ходе которых изготавливается продукция, предназначенная к реализации. Вспомогательные процессы – изготовление продукции или оказание услуг – не реализуются, а употребляются внутри предприятия для удовлетворения собственных нужд.

Любой производственный процесс  состоит из операций и предполагает наличие рабочих мест. Операция – это часть производственного процесса по обработке предмета труда на одном рабочем месте без переналадки оборудования одним рабочим (или бригадой рабочих) при помощи одних и тех же орудий труда. В соответствии с группировкой производственных процессов операции также подразделяются на основные и вспомогательные. При выполнении основных операций предмет обработки меняет свои внешние и внутренние свойства (форму, цвет, химический состав). При выполнении вспомогательных операций предмет обработки не меняется ни внешне, ни внутренне (операции по перемещению предметов труда, укладка продукции, контроль качества).

Основные и вспомогательные  операции в зависимости от степени  участия рабочего в производственном процессе делятся на ручные (кладка кирпича), машинно-ручные (обточка детали на станке), механизированные (выполняются при помощи машины, рабочий выполняет ограниченные функции, например установку детали на станок), автоматизированные (без участия рабочего – обработка деталей на станках-автоматах) и аппаратурные (совершаются в специальных аппаратах, в которых на предмет труда воздействует электрическая или другая энергия – термические, гальванические процессы).

Условием оптимальной  организации производственного  процесса является его рациональное распределение по рабочим местам и во времени. Основным здесь выступает  понятие производственного цикла, характеризующего календарный период времени, в течение которого предмет труда проходит все операции по превращению в готовую продукцию. Он измеряется в минутах, часах, днях. Состав и соотношение по времени отдельных элементов производственного цикла между собой представляют его структуру. При этом разная продукция имеет различную структуру производственного цикла. Так, в условиях непрерывного производства в составе производственного цикла отсутствуют перерывы. В большинстве отраслей с прерывным характером производства (машиностроение, приборостроение) отсутствуют естественные процессы.

Основными путями сокращения длительности производственного цикла принято считать: повышение уровня комплексной механизации и автоматизации производственных процессов; сокращение времени вспомогательных операций; рациональное использование внутрисменных перерывов (совмещение операций); централизованное обеспечение рабочих мест материалами, инструментом и технологической оснасткой.

Тип производства служит организационно-технической и экономической характеристикой производства с точки зрения уровня его специализации, состава и номенклатуры продукции, масштаба и повторяемости изделий в производстве. Тип производства предопределяет производственную структуру предприятия и его цехов, характер загрузки рабочих мест и движение предметов труда в процессе производства. Каждому типу производства свойственны определенные особенности организации производства, труда, состав оборудования, применяемые технологические процессы, состав и квалификация кадров.

Единичный тип  производства характеризуется изменчивостью номенклатуры и небольшим объемом выпуска продукции. При этом велик удельный вес оригинальных неунифицированных деталей.

Особенности:

  • преобладание технологической специализации цехов, участков, рабочих мест и отсутствие постоянного закрепления за ними определенных изделий;
  • использование универсального оборудования и оснастки, его размещение по однотипным группам;
  • относительно большой удельный вес ручных операций и большая продолжительность производственного цикла;
  • наличие рабочих-универсалов высокой квалификации.

Недостаток – ограничение  возможностей использования стандартизированных конструкторско-технологических решений.

К продукции единичного типа производства относятся уникальные станки, турбины, прокатные станы, атомные  реакторы, а также большинство  строительных объектов (кроме стандартного домостроения).

Серийное производство характеризуется тем, что к рабочему месту предметы труда поступают не по одной -две штуки, как в единичном производстве, а периодическими конструктивно одинаковыми партиями (сериями).

Особенности:

  • относительно большая номенклатура изделий, однако значительно меньшая, чем при единичном типе;
  • в зависимости от масштаба серийности применяется специальное и универсальное оборудование, а также быстро переналаживающиеся станки и автоматы;
  • изготовление значительной части продукции периодически повторяется в течение года или ряда лет, что дает возможность организовать производство на технологически специализированных участках.

Массовое производство характеризуется узкой специализацией рабочих мест, ориентированных на выполнение одной- две постоянно повторяющихся деталей операций.

Особенности:

  • изготовление большого объема однородной продукции в течение относительно длительного периода;
  • ограниченная номенклатура выпускаемой продукции (одно-два наименования);
  • детальная разработка технологических процессов;
  • применение специального высокопроизводительного оборудования и автоматики;
  • высокий удельный вес рабочих высокой квалификации (наладчиков автоматов).

Достоинства:

  • значительный масштаб и постоянство номенклатуры дают возможность применения дорогостоящего производительного оборудования;
  • создаются благоприятные условия для углубления специализации, роста производительности труда и снижения издержек производства;
  • высокий уровень загрузки оборудования (без переналадки), установление четкого ритма работы, более короткий производственный цикл и меньшие перерывы в процессе производства.

Несмотря на очевидные  достоинства массового и крупносерийного  производств, для них характерны и существенные недостатки: ориентация не на конкретного потребителя с  его индивидуальными запросами, а на усредненные стандарты, а  также жесткость технологии, обусловливающая  трудности перестройки производства из-за наличия значительного количества специального оборудования и оснастки.

5. Внешняя и внутренняя среда предприятия

Любое предприятие находится  и функционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда  допускает его. Предприятие находится  в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и  поддержания производственного  потенциала. Факторы внешней среды  являются неконтролируемыми со стороны  предприятия и его служб. Под  влиянием событий, происходящих вне  предприятия, во внешней среде, руководителям  приходится изменять внутреннюю организационную  структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.

Внешняя среда  предприятия – это все условия и факторы, которые возникают независимо от деятельности предприятия и оказывают существенное воздействие на него. Внешние факторы обычно делятся на две группы: факторы прямого воздействия (ближайшее окружение) и факторы косвенного воздействия (макроокружение).

К факторам прямого воздействия относят факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность предприятия: поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеры (если предприятие является акционерным обществом).

В условиях переходной экономики  России именно от государства в значительной мере зависит эффективность деятельности предприятий, прежде всего создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке.

Основные функции государства:

  • создание правовой основы жизнедеятельности страны, в том числе разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства;
  • обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности;
  • стабилизация экономики (в первую очередь снижение уровня безработицы и инфляции);
  • обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;
  • защита конкуренции.

Факторы косвенного воздействия не оказывают прямого действия на деятельность предприятия, но учет их необходим для выработки правильной стратегии.

К наиболее значимым факторам косвенного воздействия относятся:

  • политические факторы – основные направления государственной политики и методы ее реализации, возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе, заключаемые правительством международные соглашения в области тарифов и торговли и т. д.;
  • экономические факторы – темпы инфляции или дефляции, уровень занятости трудовых ресурсов, международный платежный баланс, процентные и налоговые ставки, величина и динамика внутреннего валового продукта, производительность труда и т. д. Эти параметры оказывают на различные предприятия неодинаковое влияние: что одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность. Например, стабилизация закупочных цен на продукцию сельского хозяйства для ее производителей рассматривается как угроза, а для перерабатывающих предприятий – как выгода;
  • социальные факторы внешней среды – отношение населения к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования и т. п.;
  • технологические факторы, анализ которых позволяет предвидеть возможности, связанные с развитием науки и техники, своевременно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Анализ внешней среды  предприятия затрудняется тем, что  основными характеристиками внешней  среды являются ее неопределенность, сложность, подвижность, а также  взаимосвязанность ее факторов. Окружение  современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, что  предъявляет все более возрастающие требования к анализу внешней  среды и выработке такой стратегии, которая в максимальной степени  учитывала бы все возможности  и угрозы внешней среды.

Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия служит выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как, чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Внутренняя среда организаций  включает следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру.

Значение анализа  внутренней среды объясняется следующими обстоятельствами:

  • информация о внутренней среде необходима для того, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на который предприятие может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей;
  • анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели и задачи организации.

Основными элементами внутренней среды предприятия являются:

  • производство (в зарубежной экономической литературе – управление операциями): объем, структура, темпы производства; номенклатура продукции; обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования; наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности; экология производства; контроль качества; патенты, торговые марки и т. д.;
  • персонал: структура, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников;
  • организация управления: организационная структура, методы управления, уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства, престиж и имидж предприятия;
  • маркетинг, охватывающий все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, в том числе: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;
  • финансы – своего рода зеркало, в котором отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить источники проблем на качественном и количественном уровне;
  • культура и имидж предприятия – слабоформализуемые факторы, которые создают образ предприятия; высокий имидж предприятия позволяет привлечь работников высокой квалификации, стимулировать потребителей к покупке товаров и т. п.

Информация о работе Деловое общение как форма коммуникации в управлении