Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:59, курсовая работа
Задачи предприятия определяются интересами его собственников, потенциалом и другими факторами внешней и внутренней среды. В современных условиях перед многими отечественными предприятиями нередко стоят совершенно иные цели и задачи. Так, основной целью может являться не получение прибыли, а, например, обеспечение стабильной работы предприятия, завоевание рынка, бесперебойная реализация продукции или своевременная выплата достойной заработной платы работникам.
Введение………………………………………………………………………..4
1. Понятие, признаки и задачи предприятия в рыночной экономике.
2. Типы предприятий.
3. Структура предприятия.
4. Организация производственного процесса на предприятии.
5. Внешняя и внутренняя среда предприятия.
6. Коммуникации в процессе управления.
7. Управленческая информация как основная составляющая коммуникаций в процессе управления.
8. Коммуникационные каналы и разновидности коммуникационных структур в процессе управления.
9. Деловое общение как форма коммуникации в управлении.
Литература…………………
Выводы:
1. Основным звеном экономики является предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции с целью получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей. Предприятие характеризуется рядом признаков, имеет свои цели и задачи, определяющиеся прежде всего состоянием внутренней и внешней среды.
2. Все множество предприятий, функционирующих в экономике, может быть классифицировано по ряду признаков (по отраслевой принадлежности, структуре производства, ресурсам и продукции, по организационно-правовым и технологическим признакам).
3. Эффективность деятельности предприятия во многом определяется его структурой – составом и соотношением его внутренних звеньев. В экономике выделяют три типа производственной структуры (технологический, предметный и смешанный), а также несколько ее видов. Параметры производственной структуры зависят от номенклатуры и особенностей продукции, масштаба производства, уровня специализации и кооперирования.
4. Производственный процесс на предприятии предполагает соединение живого труда со средствами производства. Условием оптимальной организации производственного процесса является его рациональное распределение по рабочим местам и во времени. Организация производственного процесса тесно связана с типом производства.
5. Предприятие функционирует в окружении внешней среды, факторы которой являются неконтролируемыми со стороны предприятия. Анализ внешней среды необходим для разработки стратегии развития предприятия, учитывающей сложность, неопределенность и подвижность среды.
6. Коммуникации в процессе управления.
Коммуникационный
процесс – это обмен
а) отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
б) сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов;
в) канал, т.е. средство передачи информации;
г) получатель - лицо, которому предназначена информация.
При коммуникационном
процессе отправитель и получатель
проходят несколько взаимосвязанных
этапов (рисунок 1). Их задачей является
составление сообщения, выбор и
использование определенного
Рис. 1. Процесс коммуникации
1. Зарождение идеи
и отбор сведений. Отбор бывает
случайным или
2. Кодирование информации
и выбор канала. Здесь информация
облекается в ту форму, в
которой будет доступна и
3. Передача информации.
Она возможна сразу
4. Декодирование (перевод символов отправителя в мысли получателя). Здесь получатель воспринимает, расшифровывает и осмысливает информацию.
Отправитель же ждет,
что получатель каким-то образом
подтвердит факт получения сообщения,
степень понимания или
В идеале это должно
происходить без промедления (по
возможности обусловливаться
Устойчивая обратная связь в процессе коммуникации позволяет существенно повысить надежность обмена информацией и хотя бы частично избежать ее потерь, различных помех, искажающих смысл сообщения.
Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель (менеджер).
В число факторов, влияющих на восприятие, входят:
1. Ситуация, в которой человек получает информацию. Благоприятная ситуация сглаживает восприятие негативной информации, а неблагоприятная, наоборот, обостряет восприятие негативной, но ослабляет восприятие позитивной.
2. Глубина видения
положения дел предполагает, что
человек с широким кругозором
и познаниями легче
3. Личные и социальные
особенности отправителя (его
статус) заключается в том, что
чем ниже его положение в
обществе, тем настороженнее получатели
в процессе коммуникации
4. Стереотипы (менталитет,
мировоззрение)
5. Предрассудки. Присущи
в основном малообразованным
людям и заключаются в
6. Отсутствие интереса.
Обуславливается отсутствием
7. Различное понимание
символов, с помощью которых передается
информация. Даже в некоторых
странах различные символы
Классификация коммуникаций в процессе управления представлена в таблице 1. Рассмотрим их более подробно.
В первую очередь коммуникации в процессе управления делятся на внешние и внутренние.
Внешние коммуникации
– это обмен информацией, который
происходит между предприятием и
внешней средой. Они позволяют
предприятию быть в курсе потребностей
потенциальных покупателей, работы
поставщиков, посредников и конкурентов,
а также отслеживать новые
тенденции в науке (изобретения,
технологии), изменения в политико-правовой,
экономической и социально-
От эффективности организации процесса внешних коммуникаций зависит успех фирмы. Чем выше скорость передачи информации на предприятии и чем она достовернее, тем продуктивнее оно работает. Примером последствий предоставления недостаточно достоверной информации является известное лекарство для беременных женщин – теназадрин, которое использовалось во всем мире и привело к рождению огромного количества детей с неразвитыми конечностями. Оно рекламировалось как универсальное безопасное средство, тогда как испытания не были окончательно завершены. В результате фирма, производящее и реализующее эту продукцию, понесла огромные убытки и подорвала свой имидж.
Таблица 1. Классификация коммуникаций в процессе управления.
Признак классификации |
Виды по признаку |
1. По субъектам |
- внешние - внутренние |
2. Деление внутренних коммуникаций |
- восходящие - нисходящие - горизонтальные |
3. Управленческие коммуникации |
- межуровневые - коммуникации по восходящей (снизу вверх) - между подразделениями и отделами - между руководителем и рабочей группой (сверху вниз) - неформальные коммуникации |
4. Способ общения |
- вербальные - невербальные |
5. По средствам общения |
- речевая - паралингвистическая - вещественно-знаковая |
Внутренние коммуникации – это коммуникации внутри предприятия, между различными сотрудниками. Внутренние коммуникации подразделяются на:
а) восходящие коммуникации – это процесс передачи информации от исполнителей (подчиненных) к руководителю. Данный вид передачи информации чаще всего реализуются в виде отчетов о деятельности сотрудника или подразделения или рационализаторских предложений;
б) нисходящие коммуникации
– это процесс коммуникации между
руководителем и его
в) горизонтальные коммуникации – это процесс обмена информацией между сотрудниками одного уровня (линейными руководителями, которые не подчиняются друг другу). Горизонтальные коммуникации происходят с целью обмена результатами работ, опытом и личной информацией.
Есть другая классификация внутренних коммуникаций, в которой управленческие коммуникации подразделяются на:
- межуровневые;
- коммуникации по восходящей (снизу вверх);
- между подразделениями и отделами;
- между руководителем и рабочей группой (сверху вниз);
- неформальные коммуникации.
Помимо разделения на внутренние и внешние, коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные.
Вербальные коммуникации – это процесс общения при помощи слов, которые могут быть письменными и устными. При работе предприятия особое значение имеет письменная форма (документооборот), так как при судебных разбирательствах во внимание берутся не устные договоренности, а письменные доказательства.
Невербальные коммуникации
– это общение с помощью
мимики, жестов, поз, взглядов (недаром
встречается выражение «
В процессе коммуникации
вербальные и невербальные символы
могут дополнять друг друга, а
могут противоречить. Это связано
с тем, что невербальное общение
идет на подсознательном уровне и
человек редко может
Так же по средствам различают речевую коммуникацию (письменную или устную), паралингвистическую коммуникацию (жест, мимика, мелодия) и вещественно-знаковую коммуникацию (образцы продукции, изобразительное искусство).
В организационных коммуникациях могут возникнуть определенные преграды.
1. Искажение сообщений. Оно может быть преднамеренным, когда лицо искажает какое-то сообщение с определенной целью. Это может быть фильтрация, т.е. лицо, передающее сообщение, что-то специально утаивает от получателя. Сообщение может искажаться из-за несовпадения статусов, уровней.
2. Информационные перегрузки. В этом случае преграды могут возникнуть по причине большого объема информации, невозможности и неумению со стороны менеджера отбирать действительно нужную и важную информацию.
3. Неудовлетворительная структура организации. Проблемой многих предприятий является неоправданно усложненная структура организации, в которой информация как бы «запутывается», искажается или неправильно трактуется.
4. Неудовлетворительный кадровый состав
5. Конфликты между различными группами или подразделениями.
Путей преодоления
преград в процессе коммуникации
существует достаточно количество (квалифицированный
менеджер, имеющий большой опыт работы,
может владеть своими собственными
секретами преодоления преград)
1. Регулирование информационных потоков.
2. Управленческие действия, включающие в себя планирование, организацию, мотивацию, реализацию и контроль
3. Системы обратной связи. Если системы обратной связи не отработаны, то теряется смысл в самом коммуникативном процессе.
4. Системы сбора предложений. Это могут быть анонимные ящики или анонимные звонки. На многих предприятиях (например, Siemens) такие ящики существуют в подразделениях и цехах.
5. Современные информационные технологии. Оснащение предприятий ПК, установка Internet, электронная почта, факсы, видеоконференции и т.п.
7. Управленческая информация как основная составляющая коммуникаций в процессе управления.
Управленческая деятельность начинается со сбора, накопления и переработки информации, т.е. совокупности качественных и количественных сведений о процесса, протекающих в организации и ее окружении и способствующих преодолению неопределенности. Она может приниматься менеджерами к сведению, расширять их знания и кругозор, служить основой принятия решений.
Без информации невозможна
совместная работа в условиях разделения
труда. Нехватка нужной информации, как
и избыток ненужной, дезорганизует
любую хозяйственную
Потребность в управленческой информации определяется особенностью решаемых задач (содержанием, повторяемостью и пр.); имеющимися у работников знаниями, опытом, образованием (чем они выше, тем меньше те нуждаются в дополнительной информации).
Информация о работе Деловое общение как форма коммуникации в управлении