Деловое общение на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Целью является изучение и анализ видов делового и управленческого общения. Способы общения совершенствовались по мере развития сознания первобытного человека и его трудовой активности. Первоначальные примитивные формы общения прошли долгий путь, совершенствуясь в процессе развития общественного производства и сознания, усложняясь и обогащаясь. Я выражаю актуальность в данной теме в том что в нашей стране долгое время деловые контакты в управленческой сфере сводились, в основном, к отдаче и выполнению распоряжений. В этом была суть административно-командной системы.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Деловое общение.
Понятия, содержание, структура, цели, виды и особенности.
Психологические закономерности делового общения.
Психологические аспекты делового общения.
Функции, средства и каналы общения.
Типы общения и виды межличностного общения.
Манера, стиль и барьеры общения.
Особенности управленческого общения
Раздел 2. Анализ психологического общения в предприятии.
Организационно-правовая характеристика предприятия на примере кафе «Крем».
Психологические особенности работы в команде.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ!!!!!!!!.doc

— 310.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с различными органами чувств человека различают зрительный, слуховой, тактильный (прикосновения), кинестетический (ощущения своего тела) каналы. Каждый человек имеет свои особенности в восприятии мира и другого человека с помощью органов чувств.

Для каждого  человека другой человек является самой  сложной системой для восприятия во всем элементарном мире. В психологии выделяют специальную область знаний по восприятию человека, которая называется социальной перцепцией.

В соответствии с различиями в восприятии человека человеком при общении люди (в  соответствии с направлениями нейролингвистическими программированиями) делятся на три типа: 1) визуалы; 2) аудиалы; 3) кинестетики.

Эти типы людей  значительно отличаются друг от друга во многих отношениях, в том числе и по структуре. Визуалы любят конкретность, зрелищность; предпочитают возвышаться над собеседником, склонны к обвинительным утверждениям, не терпят хождений перед ними во время общения и т.д. Аудиалы в общении все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, звуки природы. Кинестетики все переживают эмоционально через состояние своего тела.

В соответствии  с логическим основанием выделяют три типа каналов общения:

- прямой канал  – это то, что сообщается источником в явном виде (например, содержание, сущность информации, сообщаемой партнером);

- косвенный  канал – это та информация, которую вы добываете активным  наблюдением и чувствованием того, о чем говорит партнер, приглядываясь к тому, как он говорит и проявляет себя, сообщая вам информацию в явном виде. Психологическим основанием этой классификации является степень доверия к источнику. Если вы ему доверяете, то косвенный канал не используется как контрольный. Если вы не доверяете источнику, то косвенный канал является контролирующим дублем.

- управленческий  косвенный канал – это та информация, которая воспринимается как естественная, ненамеренная, но выдается вполне преднамеренно.

 

1.5 Типы общения и виды межличностного общения.

 

Выделяют следующие  типы общения: межличностный, личностно-групповой, личностно-массовый, межгрупповой, массово-групповой, планетарный (глобально-массовый).

Межличностный тип общения имеет следующие  основные разновидности:

  1. Формальное общение («контакт масок») – когда отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. При этом используются привычные маски вежливости, строгости, скромности, безразличия, участливости, которые позволяют скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  2. Примитивное общение – это оценка другого человека в качестве нужного или мешающего объекта. Если его хотят использовать как «нужника», то с ним активно вступают в контакт, если же он мешает, то его грубо отталкивают.
  3. Функционально-ролевое общение – это общение на уровне социальных ролей партнеров (начальник-подчиненный, учитель-ученик, продавец-покупатель). Здесь действуют определенные нормы и ожидания; содержание и средства общения регламентированы. При таком общении, как правило, личность собеседника находится на втором плане после его социальной роли.
  4. Деловое общение – это учитывание особенностей личности, ее характера, возраста, настроения. При этом интересы дела всегда выступают на первый план, а на втором остаются возможные личностные расхождения. В деловом общении всегда есть цель; оно направлено на достижение какой-либо предметной договоренности, и эта цель должна быть достигнута.
  5. Духовное межличностное общение – это, как правило, общение между близкими людьми. Такое общение предусматривает разговор на любую тему.
  6. Светское общение – это общение людей, отвечающее принятым «в свете» нормам. В процессе такого общения люди, как правило говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в тех или иных случаях. Светское общение носит характер закрытости, так как высказываемые людьми точки зрения по обсуждаемым «в свете» вопросам не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Кодекс светского общения – это вежливость, такт («соблюдай интересы другого»); одобрение, согласие , симпатии.
  7. Манипулятивное общение – это общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника. Человек, имеющий такие цели, может использовать разные приемы – лесть, демонстрацию доброты, «пускание пыли в глаза», либо запугивание, обман, шантаж. Приемы, направленные на собеседника, выбираются в зависимости от личности собеседника конечных целей «манипулятора».

 

1.6 Манера, стиль  и барьеры общения.

 

Манера и  стиль являются важными характеристиками общения.

Манера общения  характеризуется, прежде всего, манерой говорить, т.е. использовать голос и тело для передачи устного сообщения. Манеру говорить можно рассматривать как «окно», через которое люди «видят» речь.

 

Манера  общения определяется:

  1. тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным, раздраженным и т.д.);
  2. поведением в общении (сдержанным, уверенным, беспокойным, неуверенным, скованным, развязанным);
  3. дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).

Манеры общения  могут быть уважительными, пренебрежительными, шутливыми, серьезными, озлобленными, доброжелательными; они связаны со стилем общения.

Стиль общения характеризуется индивидуально-типологическими особенностями взаимодействия между людьми. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

Стиль общения  непосредственно влияет на эмоциональную  атмосферу воздействия и выбор  средств общения, которые подразделяются на пять основных групп:

  1. лингвистические (речевые);
  2. оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
  3. паралингвистические (качество голоса, его диапазоны, тональность);
  4. экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);
  5. пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Речевые средства образуют логическую и смысловую линии общения, определяющие характер его содержания. В современном управленческом общении ведущими стилистическими чертами являются разговорность, простота, живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

Своеобразие разговорного стиля достигается путем использования  некоторых психотехнических приемов:

а) воображаемым диалогом («Я ему говорю…, а он мне  отвечает….»);

б) вопросно-ответным ходом (субъект общения сам себе задает вопрос, и сам отвечает на него);

в) риторическим вопросом (содержит утверждение или  отрицание, возбуждает мысли партнеров  по общению, их эмоции, например, «Что может  быть эффективнее ресурсосберегающих технологий в нашей отрасли?»);

г) эмоциональными восклицаниями (усиливает внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);

д) инверсией (преднамеренным нарушением порядка слов)

 

Барьеры общения – это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им. С психологической точки зрения к таким факторам можно отнести различия в темпераментах, характерах, манерах общения и эмоциональных состояниях общающихся партнеров.

Барьер  темперамента возникает как следствие встречи двух людей с разными типами нервной системы. Темперамент является фундаментом характера, определяющим особенности реагирования нервной системы на окружающую среду. Тип темперамента зависит от врожденного типа высшей нервной деятельности.

Общение людей, разных по своей темпераментной структуре, может формировать барьеры на пути к взаимодействию и даже привести к конфликту.

Характер – это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых особенностей личности, которые проявляются в поведении человека и в определенном отношении.

Манера  общения, формируемая на базе темперамента и характера, также может создать барьер в общении людей, имеющих различия в той манере.

Поэтому важно  знать приемы вхождения в коммуникативную  ситуацию при общении с разными  партнерами.

Основными субъектами общения, с психологической точки  зрения, является:

- Доминантный субъект общения стремится к какому-либо человеку, не заботясь при этом об уместности или целесообразности общения.

- Недоминантный субъект общения постоянно чувствует себя неуверенно, боится лишний раз взять на себя инициативу, задать вопрос, высказать свою точку зрения.

- Мобильный субъект легко вступает в общение, переключает внимание, быстро рисует в своем сознании образ партнера по общению.

- Ригидный субъект общения не сразу включается в коммуникативную деятельность. Как правило, он внимательно слушает. Неспешно говорит, подробно излагает свои мысли, тщательно подбирая слова и выражения, строя фразы. Он не любит, что бы его перебивали; не терпит поспешного изложения мыслей от других.

- Экстравертный субъект общения открыто расположен к взаимодействию. Общение является его стихией. Он уверен в собственной способности понять любого человека, любознателен, проявляет неподдельный интерес к людям.

- Интровертный субъект общения не склонен к внешнему диалогу. Более всего он сосредоточен на диалоге с самим собой. Застенчив, обидчив, не склонен к обсуждению личных тем.

Общаться с  интровертом благоприятнее с  «глазу на глаз». К интенсивному общению  его нужно втягивать постепенно и деликатно.

 

Эмоциональное состояние человека также может влиять на эффективность общения. Эмоции человека служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения. Они способны резко усилить или ослабить скованность, робость в общении. Однако лишь устойчивые отрицательные эмоции создают барьеры в общении.

В соответствии с этим к личностным барьерам отрицательных  эмоций можно отнести:

  1. Барьер страдания. Этот барьер общения вызывается трагическими событиями, физическими болями, сильно заниженной самооценкой, неудовлетворенностью своим социальным статусом и т.п. Барьер страдания может быть вызван застенчивостью человека.
  2. Барьер гнева. Его преодолеть особенно трудно, так как гнев провоцирует неожиданные препятствия, оскорбления и т.д. в общении.
  3. Барьер отвращения и брезгливости. Этот барьер возникает из-за нарушений кем-либо элементарных норм этики поведения или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека. Следует отметить, что окружающие быстро перестают обращать внимание на физические дефекты, но гигиенические отклонения они не приемлют всегда. Именно эти отклонения надолго запоминаются людям, провоцируя стойкий барьер общения.
  4. Барьер презрения. Также как и барьер отвращения он ограничивает контакты с человеком, вызывающим отрицательные эмоции. Презрение у людей обычно вызывают: аморальные поступки человека; его предрассудки; неприемлемые черты характера (трусость, скупость); предательство и т.д.
  5. Барьер страха. Этот барьер является одним из самых трудно преодолимых в общении между людьми. С человеком, являющимся источником страха, контакта сводятся до минимума.
  6. Барьер стыда и вины. Возникает в результате осознания неуместности происходящего события как реакция на критику; неумеренную похвалу, лесть, ухаживания; из боязни показаться неловким или быть уличенным в чем-то содеянном; от осознания глубокой вины перед кем-либо и т.д.
  7. Барьер плохого настроения. Плохое н<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_

Информация о работе Деловое общение на предприятии