Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 17:42, курсовая работа
Целью данной работы выступает детальное рассмотрение девиантного поведения личности в организации.
Основные задачи работы заключаются в том, чтобы:
- определить факторы, влияющие на поведение личности в организации;
- раскрыть сущность девиантного поведения;
- изучить причины появлению девиаций;
- ознакомиться с принципами формирования поведения индивидов.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Личность в организации……………………………………………………...5
1.1 Факторы организационного поведения………………………….…………..6
1.2 Организация и организационное поведение…………………….…………..8
2. Организационная социализация и ее проблематика………………………11
2.1 Понятие девиантности………………………………………………………11
2.2 Факторы, способствующие девиации……………………………….……...12
2.3 Классификация преступлений и девиаций на работе………….………….14
3. Формирование поведения индивидов……………………………………...21
3.1 Управление поведением индивидов……………………………….……….21
3.2 Мотивация – как основной инструмент в формировании организационного поведения………………………………….………………..24
4. Социализация личности в организации……………………………………26
4.1 Адаптация персонала………………………………………………………..26
4.2 Адаптация молодых специалистов…………………………………………28
Заключение………………………………….……………………………………30
Список использованной литературы….………………………………………..32
Первый тип поведения
(преданный и
Второй тип поведения («приспособленец») склонен не разделять ценности организации, при этом соответствуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным работником, так как он может в любой момент совершить действия, противоречащие организации, но соответствующие своим интересам.
Третий тип поведения («оригинал») склонен разделять ценности организации, но при этом не соответствовать ее нормам поведения. В данном случае у сотрудника могут возникнуть трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством. Надо заметить, что в случае отказа организации от устоявшихся норм поведения, такие люди могут успешно приспособиться к организационному окружению.
Четвертый тип поведения
(«бунтарь») характеризуется тем, что
человек не приемлет ни норм поведения,
ни ценностей организации, все время
входит в противоречие с окружением
и создает конфликтные
Рассмотрев, таким образом,
приведенные выше типы поведения
нельзя не согласиться с мнением
А. Я. Кибанова о том, что поведение
работника организации можно
характеризовать объективными и
субъективными мотивами и в зависимости
от того, разделяет или не разделяет
сотрудник ценности организации
или приемлет или не приемлет нормам
поведения в организации, можно
разделить поведение
Однако следует заметить, что в тех случаях, когда сотрудник не разделяет ни ценности, ни нормы поведения, речь идет об отклоняющемся поведении.
2.Организационная социализация и ее проблематика
Организационная социализация
– это процесс, в рамках которого,
индивид постигает ценности, раскрывает
способности, формирует требуемое
поведение и социально-
В целом процессы социализации направлены на сочетание интересов индивида и организации.
Основные составляющие организационной социализации:
- изменение установок, ценностей и форм поведения;
- непрерывность процесса
социализации в течение
- взаимное влияние новых
сотрудников и их
- первостепенная важность
начального периода
Так же организационную социализацию
рассматривают как
При всей сложности процессов социализации работников самым труднопреодолимым является девиантное поведение.
2.1 Понятие девиантности
Любое общество не может нормально функционировать без разработанных систем правил и норм поведения, предписывающих выполнение каждым человеком требований и обязанностей, необходимых для общества.
В масштабе всего общества
формирование и совершенствование
таких систем происходит непрерывно.
При использовании данной системы
средством наказания в случаях
нарушения установленных
Трудно себе представить общество, в котором все его члены вели бы себя согласно общим нормативным требованиям. В случае, когда человек нарушает нормы, правила поведения, законы, то его поведение в зависимости от характера нарушения, называется девиантным.
С точки зрения социологии
девиантное поведение может отличаться
большим разнообразием: от попусков
занятий до кражи, разбоя, убийства
и так далее. Нас же интересует
более узкое определение
В менеджменте термин «девиация» обозначает помимо действий, которые не вписываются в рамки закона, любое недозволенное поведение работника на рабочем месте. Сюда можно отнести воровство и обман на всех уровнях, кража рабочего времени, уклонения, избегания налогов, подделки ведомостей заработной платы, саботажа и так далее.
Таким образом, девиантное поведение – это любое поведение, официально не одобряемое руководством организации и включающее недозволенные перемещения ресурсов к работникам и руководителям. Надо заметить, что это явление имеет довольно длительную историю – от Египта времени фараонов через период классической Древней Греции и до сегодняшнего дня.
Попытки объяснить отклонения
в поведении с точки зрения
психологии основываются на выявлении
наклонностей, присущих определенному
психологическому типу личности, и
ее способностям увлекать этим других.
Однако, более плодотворными
2.2 Факторы, способствующие девиации
Девиантам, чтобы влиять на те отношения, которые они решили эксплуатировать, в первую очередь, необходимо использовать различные формы власти. Факторами влияния, содействующими проявлению отклонений, является налаживание коллаборационистских (предательских, преступных) связей, деятельность девиантов на рынках, поддающихся их влиянию, и возможность использовать различные виды двусмысленностей, то есть возможностей двоякого толкования. Некоторые факторы часто действуют одновременно.
Случайная торговля имеет
место там, где стороны обычно
встречаются один раз, не имея в виду
установления устойчивых длительных отношений.
Хорошим примером является торговля,
связанная с туристами, а также
гостиничный и ресторанный
Эксплуатирующую (недобросовестную) экспертизу можно найти там, где проведение реальной или предполагаемой экспертизы представляет собой элемент сделки. Типичный случай – техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Стражи ворот –
Захват в триаде является характерной чертой отраслей частного сервиса, где потребители (или клиенты) находятся в непосредственном контакте как с предпринимателями, так и работниками. Этот прием предполагает возможность коалиции между любыми двумя из них в ущерб третьему. Они очень типичны для службы доставки, официантов, кассиров и в розничной торговле.
Системы контроля признаются ответственными за нарушения в тех случаях, когда они не налажены (если их установка слишком дорога ли сложна по сравнению с возможной экономией или плата за установку ложится на предпринимателя, а убытки компенсируются за счет клиентов). Пример – контроль считается финансово нецелесообразным в вопросах отслеживания правильности реализации купонов или раздачи бесплатных подарков в магазинах.
Двусмысленность существует там, где неоднозначность изначально заложена в понимании количества, качества или точной категории товара. Она может способствовать прикрытию воровства и, собственно, для этого и закладывается. Например, сложно сосчитать количество напитков, выпитых на свадьбе или количество арматуры, израсходованное при строительстве здания.
Анонимность и масштаб. Самый типичный фактор, ведущий к отклонениям, - масштаб больших организаций, ведущий к обезличиванию. В установленных случаях оправданий, используемых при девиации, установилось, что воровство, совершенное корпорацией, вовсе не рассматривалось как что-то аморальное, в отличие от воровства, совершенного конкретным человеком.
2.3 Классификация преступлений и девиаций на работе
При попытках классифицировать
типы девиаций у исследователей возникали
сложности с упорядочением
Самая эффективная классификация типов девиации разработана Томпсоном. Она основана на оригинальных признаках и группирует отличительные характеристики в блоки. В ней работы разделены на подтипы и следуют модели, возникшей в рамках социальной антропологии под названием «Теория культур».
Теория культур объясняет, что ценностные ориентации, установки и поведение людей напрямую соотносится с тем способом, которым организованы их отношения. Применительно к рабочему месту они зависят от характера и организации труда.
Работы разделены на подтипы с учетом специфики их организации и изучения с двух точек зрения.
Первая: организована ли работа по принципу взаимодействия или выполняется индивидуально.
Вторая: возможна ли определенная степень автономности или применения строгих правил и классификации обязанностей исполнителей.
Тогда, когда эти два
измерения – вовлеченность в
группу и сила правил – оцениваются
как сильные или слабые, они
могут быть помещены в матрицу
чтобы представить четыре обобщающих
и простых прототипа
Правила/Классификация
«Ослы» |
«Волчьи стаи» |
«Ястребы» |
«Стервятники» |
0 Сила вовлечения в группу
Рисунок 1 Четыре прототипа трудовой культуры в части девиации
Приведенный выше подход делит поведение в процессе деятельности на четыре категории: «ястребы», «ослы», «стервятники» и «волчьи стаи».
Деятельность внутри каждой
категории не только обладает общими
структурными характеристиками, но также
отчетливо связана с
Эти категории также отражают определенные блоки как разных типов недозволенных видов обучения и карьерного продвижения, так и разных ценностных ориентации, установок и оправданий.
«Ястребы» (слабые правила/ классификация обязанностей; слабое вовлечение в группу) – конкурентно способный тип поведения. Их высокое положение в организации нельзя рассматривать, как удачу для организации, поскольку у них есть тенденция создавать свои правила или менять их в свою пользу. Чаще всего «ястребы» - это предприниматели и посредники, профессионалы в сфере инноваций и деятели малого бизнеса.
Главным капиталом, работающим на победу «ястребов», являются их знание и чутье, дополняемое сетью контактов и связей за пределами организации. Их метод работы включает четкое отделение одних видов деятельности от других.
Так, к примеру, у одного крупного «ястреба» в области медицины были права на закупку специализированного оборудования на миллион долларов. Три американские компании, расположенные в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Лас-Вегасе, соревновались за получение его заказа, и он во время путешествия из Лондона посетил все три. При этом воспользовался «единым» билетом, дающим право неограниченного числа авиа перелетов в США со значительными скидками, а заявил стоимость отдельного перелета из Нью-Йорка в Лос-Анджелес и из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас.
В этом случае дело заключается не в том, что этот «ястреб» служит примером мелкого мошенничества, а в том, что он использует несколько групп, которые об этом ничего и не знают и не желают обращать внимание на то, что он требует возмещения затрат с каждой из них.
Более того, они настроены, оплачивать расходы, при этом, что важно, - каждое взаимодействие происходит в изоляции от другого. После, оправдания «ястреба» заключались, в том, что потенциальные доходы компании перевешивают убытки, что никто не жульничает и что «редкие ресурсы» используются им в максимальной степени.
Попытки контролировать поведение ястребов, не создавая альтернативной системы вознаграждения, могут привести к потере ключевого персонала.
Надо отметить, что их талант, достаточно востребован и редко когда девиантное поведение ястребов рассматриваются как негативное для организации, если конечно вред не на лицо.
Кроме того, «ястребы» не
отличаются преданностью и склонностью
к стратегическому
Информация о работе Девиантное поведение личности в организации: понятие, сущность, преодоление