Деятельность менеджера и требования, предъявляемые к нему

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучения деятельности менеджера, то каким он должен быть в современном веке, его роль как работника и руководителя, также имидж и ответственность, возлагаемая на него.
При изучении выбранной темы необходимо решить следующие задачи:
изложить суть деятельности менеджера и требования предъявляемые к нему;
показать какие роли играют менеджеры в своей деятельности;
охарактеризовать образы и стиль управления менеджера.
изучить социальную ответственность менеджера.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................................3
1. Деятельность менеджера и требования, предъявляемые к нему...............................................................5
1.1.Деятельность менеджера...................................................................................................................................5
1.2. Требования предъявляемые к менеджеру............................................................................9
2. Роли менеджера...................................................................................................................................................15
3. Имидж (образ) менеджера................................................................................................................................18
4. Черты менеджера 21 века..................................................................................................................................22
5. Социальная ответственность менеджера..............................................................................27
Заключение...................................................................................................................................31
Список использованной литературы.........................................................................................33

Файлы: 1 файл

Курс.раб. Колмакова Деятельность менеджера и требования предъяв....docx

— 73.90 Кб (Скачать файл)

Реальному сектору  Российской экономики сегодня вопреки  здравому смыслу даже внимание уделяется  по остаточному принципу, не говоря о практических действиях по его поддержке и развитию. Естественно, в таком обществе возникает повышенный спрос на специальности в обслуживающих секторах – торговля, финансы, информационное обслуживание.

Этот спрос, конечно  надо удовлетворять. Надо готовить в  высших учебных заведениях и менеджеров по продажам, и финансовых менеджеров, и банковских менеджеров и т.д. Но, вместе с тем, не следует забывать, что это все-таки потребности переходной экономики. А что будет завтра?

От того, как  мы себе сегодня представляем менеджера  будущего сильно зависит организация всей системы подготовки управленческих кадров. Главные вопросы сегодняшнего дня, на которые требуется интенсивный поиск ответа, на наш взгляд, состоит не в том, чему учить или как учить (хотя и это, безусловно, важнейшие проблемы), а в том, на кого учить. Надо определиться с целевыми характеристиками нашего будущего выпускника сегодня, если мы хотим, чтобы завтра он был востребован на рынке квалифицированной рабочей силы. А вот эта проблема уже не национальная, а интернациональная. Она актуальна как для развивающихся, переходных, так и для высокоразвитых экономик.

Парадоксально, но факт: на протяжении всего 20-го века при постоянно ускоряющихся темпах научно-технического прогресса практически неизменными оставались основные принципы организации производства и управления, равно как и вся выстроенная в соответствии с ними система управления. Однако в наши дни, по всей вероятности, имеет место переход количественных изменений в качественные и мы все стоим на пороге новой революции – революции менеджмента.

В самом деле, оглянемся назад, в 20-й век. Даже невооруженным  взглядом можно видеть отчетливую прогрессию накопления критической массы, подготавливающий качественный скачок в организации производства и управления: сначала интенсивная механизация ручного труда сменилась процессами автоматизации управления механизации, но сегодня уже наступило время интеллектуализации управляющих автоматов. Главным следствием этих процессов является изменение роли человека на производстве. Вместе с этим возникает и необходимость в изменении системы отношений (организационно-административных, экономических, межличностных) и первым, кто должен отреагировать на возникновение такой необходимости, является менеджер. В конце концов, у него нет другого способа воздействия на производство, на бизнес в целом, кроме как через людей, через сотрудников своей организации.

Традиционный  менеджмент 19-го – 20-го веков основывается на принципах единоначалия или строгой должностной иерархии, функциональной специализации, власти должностной позиции, распорядительства и контроля, реактивности поддержания стабильности управляемой системы, сосредоточения основного внимания на проблемах повышения внутренней эффективности организации.

Что дает нам  право говорить о предстоящих  изменениях как о революции менеджмента? Дело в том, что приведение принципов организации управления в производственно-экономических системах различных уровнен в соответствие с новыми условиями современного производства, на наш взгляд, способно коренным образом положительно изменить всю систему общественных отношений. В обществе, где управление опирается

– на интеллектуальное сотрудничество людей;

– на их сетевую  кооперацию, подразумевающую многосвязность и участие каждого человека во многих производственных процессах, требующих его знаний и умений;

– на интеграцию процессов планирования и исполнения;

– на создание динамичных (проблемно-ориентированных) коллективов  тружеников

отношения найма  труда уступают место отношениям купли-продажи продажи продукта труда. А это и есть революция.

Можно с уверенностью сказать, что в 21-м веке определяющую роль в экомиском развитии стран будут играть отрасли, связанные с обработкой знаний и созданием инеллектуальноемких продуктов. Готовы ли мы сегодня к обучению специалистов по организации и управлению таким бизнесом?

Далее, человечество постепенно, несмотря на все политические коллизии, входит в период постиндустриального  развития. Радикальные изменения  в экономической среде бизнеса  становятся объективной реальностью. Нелинейность социально-экономических  процессов (за спадом – подъем, за подъемом – спад), сменилась неопределенностью. На смену многонаправленности развития пришла хаотичность. Национально-замкнутые экономики уступают место глобальной экономике. Общество с относительно устойчивыми потребностями превращается в общество потребителей с неопределенными и изменчивыми предпочтениями. Макроэкономические сдвиги в отдельных регионах не приводят к кризисам глобального характера в силу высокой степени интегрированности всей системы мирового хозяйства, а скорее, наоборот, являются необходимым условием для дальнейшего развития бизнеса. Поэтому очевидно, что менеджер 21-го века в большей степени, чем наш современник должен обладать знаниями, навыками и умениями принятия решений в условиях неопределенности, организации международного бизнеса, прогнозирования направлений научно-технического прогресса

В качестве основных личных качеств, присущих современному менеджеру, можно назвать:

      • способность управлять собой;
      • способность влиять на окружающих;
      • стремление к личностному росту;
      • изобретательность;
      • умение обучать подчиненных;
      • умение управлять своим временем.

1. Способность управлять собой. Работа может поглотить человека, выжать из него творческую силу и лишить радости жизни. Поэтому менеджер должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, постоянно поддерживая свою производительность. Об этом умении свидетельствуют:

а) поддержание собственного физического здоровья, и основным, легко отслеживаемым, показателем здесь является стабильный вес;

б) поддержание собственного психического здоровья, и для этого  необходимо

в) наличие у руководителя здравой системы личных ценностей.

Если руководителю недостаточно ясны его личные ценности, то ему  будет не хватать твердых оснований  для принятия решений, которые поэтому  могут  восприниматься окружающими как необоснованные.

2. Способность влиять на окружающих. Успех руководителя во многом зависит от его способности создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе и от умения убеждать подчиненных в том, что их личный успех зависит от того, насколько достигнуты цели, стоящие перед организацией.

Чтобы добиться успеха, оказывая влияние на подчиненных, необходимо соблюдать следующие принципы:

  • четко и ясно формулировать задачу;
  • быть открытым, доступным для общения с сотрудниками;
  • быть решительным, ответственным;
  • обращаться с людьми с уважением, высказывать свое одобрение, оказывать знаки внимания;
  • проявлять к сотрудникам искренний интерес;
  • не высказывать раздражительности, ожесточенности и неприязни по отношению к подчиненным;
  • использовать систему поощрений.

3. Стремление к личностному росту и развитию. Один из наиболее любопытных аспектов индивидуального развития состоит в том, что ни одно из предпринимаемых в этом направлении действий не может получить полного завершения. Саморазвитие - скорее непрерывный процесс, чем цель, которую необходимо достичь. Менеджер должен сам отвечать за свое обучение, управлять своим профессиональным развитием, оценивать свой опыт.

Сдерживающими факторами  здесь часто становятся:

  • влияние семьи, в рамках которой формируется представление человека о собственных возможностях;
  • собственная инерция или капитуляция перед успехом;
  • разочарования, связанные с неудачами;
  • недостаток поддержки и враждебность окружающих;
  • недостаток ресурсов.

4. Изобретательность и способность к инновациям. Изобретательство во все времена было двигателем прогресса и всегда было связано с риском, поэтому не всегда  новшество заканчивается победой.

Отдельная личность может  справиться с творческой работой  над ограниченной задачей, но когда  проблема становиться больше и сложнее  необходимо создание творческих коллективов. Поощряя творчество своих сотрудников, руководитель должен стремиться создать изобретательную и сбалансированную группу, в которой будут представлены всевозможные таланты. Это позволит добиться выдающихся результатов, т.к. члены группы в наибольшей степени будут готовы посвятить себя, обеспечить свою поддержку именно тем решениям, которые они сами предложили и приняли.

5. Умение обучать подчиненных. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного "устаревания".В обязанности руководителя входит создание благоприятных условий для личного роста сотрудников, а также уяснение возможностей каждого отдельного работника и поиск подходящих средств для их раскрытия и проведения постоянных консультаций. Поэтому в каком-то смысле каждый менеджер является по совместительству преподавателем.

Руководитель, как пишет  А. Файоль, должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тягостное. Эта обязанность взывает к высшим нравственным качествам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храбрость.

Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые  относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы.

Каждый менеджер и прежде всего руководитель высшего звена  управления должны понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.

Фирма, существующая благодаря  работе своих сотрудников, должна проявлять  заботу об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов-потребителей, но и своих собственных работников.

5. Социальная ответственность менеджера

Ответственный подход менеджера  к своему делу состоит в формировании наиболее благоприятных условии  для долговременного экономически эффективного функционирования предприятия. Такому подходу отвечает предпринимательство  в рамках существующих легальных  возможностей и на основе общепринятых морально-этических норм. Законопослушный  добропорядочный менеджер должен принимать  решения, исходя равной степени из интересов  фирмы, общества и своих собственных. Пренебрежение любым из этих факторов нарушает нормальное функционирование предприятий и, лучшем случае ведет  к их свертыванию. В наше время  большинство серьезных деловых  людей (особенно в наиболее развитых странах) признало простую и древнюю  истину: быть честным и порядочным выгодно.

Адам Смит еще в XVIII в. в  книге «Исследования о природе  и причинах богатства народов» показал, как именно личный интерес каждого  члена общества, основанного на разделении труда, ведет к получению максимально  возможных благ всем обществом. Предпосылки  для этого — конкуренция и  свободные рынки. Конкуренция стимулирует  достижение более высоких результатов  труда, а значит, повышение жизненного уровня для всех. Сам по себе рынок  — всего лишь механизм распределения  товаров.

В последнее время социологи  развернули дискуссию о существовании  самостоятельной экономической  этики. Можно утверждать, что имеются  безусловные этические нормы, которых  менеджеру следует твердо придерживаться:

  • повышение производительности труда и максимизация прибыли должны достигаться без ущерба для окружающей среды;
  • конкурентную борьбу необходимо вести честно;
  • созданные трудом блага должны распределяться так, чтобы предотвратить появление деклассированных слоев населения.

Для того чтобы приобрести понимание подчиненных, согласно этике  делового общения, менеджеру рекомендуется:

  • уважать себя как личность, а личность собеседника как себя;
  • всегда выполнять обещания в срок;
  • первым приветствовать собеседника независимо от его положения (подчиненный или партнер);
  • обладать искусством выслушивать собеседника;
  • избегать назидательности и высказываться кратко;
  • без особой необходимости не отдавать распоряжения «через голову» нижестоящего руководителя;
  • относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно вне зависимости от симпатий и антипатий;
  • установить порядок, когда любой сотрудник в достаточно короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой.

Бизнес - это прикладное искусство  в том смысле, что его целью  являются конкретные результаты и прибыль. Безусловно, существуют опытные менеджеры, но есть также и выпускники школ бизнеса, которые имеют лишь дипломы, но не обладают еще коммерческим чутьем и менеджерскими способностями. В этой связи уместно вспомнить  слова Альберта Эйнштейна: «Фантазия  выше знания».

Очень важно умение сопоставлять, анализировать и правильно оценивать. Говорят, что если хорошего менеджера  спросить: «Кто твоя жена? — он обязательно  уточнит: «По сравнению с кем?». Настойчивость и гибкость не менее  важны. Менеджер обязан поддерживать разносторонние рабочие контакты со всеми службами своей фирмы. Он должен заглядывать  вперед, не быть догматиком, мгновенно  улавливать изменения на рынке и  правильно на него реагировать. И  сверх всего этого он должен быть созидателем. Предпринимательство  — это «искусство создавать разницу».

Информация о работе Деятельность менеджера и требования, предъявляемые к нему