Диагностика профессиональной пригодности менеджеров на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение профессиональной пригодности менеджера на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть теоретические основы психологической и профессиональной пригодности,
• рассмотреть методы диагностики профессиональной пригодности менеджера на предприятии,
• провести анализ профессиональной пригодности менеджера на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3

1 РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ В СТРУКТУРЕ ППО____4

1.1 Понятие психологической и профессиональной пригодности____________4

1.2 Основные этапы и критерии профессиональной пригодности в отборе____7

2 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ___15

2.1 Принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов___________________________________________________________15

2.2 Основные методы диагностики профессиональной пригодности специалистов_______________________________________________________16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________________23

Файлы: 1 файл

000.docx

— 47.32 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Основные этапы и критерии  профессиональной пригодности в  профотборе

 

 

     Профотбор - это научно обоснованный  допуск людей к какому-либо  определенному виду профессионального  обучения и деятельности. Профотбор  зависит во многом от предоставленного  времени, отпускаемого на обучение  и адаптацию к деятельности, от  наличия претендентов на рассматриваемую  профессию, от уровня требования  к надёжности работы и т.  д. В процессе отбора выделяют  несколько взаимосвязанных этапов:

1. Психологическое  изучение профессии с целью  выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта  внутренняя структура деятельности  и дан не просто перечень  психических и психомоторных  процессов, находящихся под наибольшей  нагрузкой, а целостная картина  их взаимосвязи и воплощения  в профессиональной эффективности.

     Такое изучение (профессиография)  завершается подробной характеристикой  профессии - профессиограммой и  психограммой.

2. Выбор  психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей  мере характеризующих те психические  процессы и профессиональные  действия, в отношении которых  надлежит оценивать профессиональную  пригодность.

3. Психодиагностика - психологическое изучение претендентов  на овладение профессией, оценка  их общего развития, направленности  на овладение данной профессией, степени развития у них качеств,  наиболее важных для успехов  в овладении профессией, и оценка  способности выполнения ими элементов  целостной деятельности в различных  условиях.

4. Психологический  прогноз успешности обучения  и последующей деятельности на  основе сопоставления сведений  о требованиях профессии к  человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств; вероятности адаптации к профессии; возможности появления экстремальных воздействий.

     В основе принятия экспертного  решения в профотборе лежит  оценка профпригодности. Профпригодность  в отборе - это вероятная характеристика, отражающая возможности человека  в овладении какой - либо профессиональной  деятельностью. В профотборе профпригодность  может оцениваться по нескольким  критериям: по медицинским показателям,  в том числе по показателям  физической подготовленности; поданным  образовательного ценза или конкурсным  экзаменам; с помощью психологического  обследования; с учетом некоторых  показателей, отражающих социальное  лицо претендента; с учетом  достигнутого уровня профессиональной  адаптации и др.

     Среди медицинских критериев  профпригодности особое внимание  обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределять  снижение надежности в работе  и способствовать развитию заболеваний,  связанных с профессиональной  деятельностью.

К ним относятся  противопоказания в отношении:

- психического  здоровья;

- состояния  нервной системы;

- по основным  анализаторным системам (слух, зрение);

- сердечно-сосудистой  и дыхательной систем;

- по состоянию  опорно-двигагельного аппарата и  др.

      В определенных профессиях могут  предъявляться особые требования  к тактильной чувствительности, остроте зрения и цветоощущению,  и многим другим медицинским  показателям.

     Отбор по данным образовательного  ценза проводится в целом ряде  видов профессионального труда.  Оценка профпригодности при этом  определяется особенностями учебной  или трудовой деятельности, в  отношении которой проводится  отбор, а также наличием соответствующего  конкурса претендентов.

     Социальный отбор предусматривает  изучение автобиографии, характеристик  с места работы или учебы  и др. Соответствующее внимание  при этом может быть уделено  беседе по определенной программе,  проведению специального сочинения  на тему, при обсуждении которой  претендент способен показать  свою социальную зрелость и  соответствующие познания. При необходимости  жесткого отбора возможно также  изучение претендента в процессе  выполнения им специальных трудовых  и общественных поручений.

     Критерии психологического отбора  определяются в связи с конкретными  особенностями тех профессий,  в отношении которых проводится  отбор. Исходным пунктом для  исследования профпригодности является  профессиограмма, и в частности  психологическая ее часть - психограмма.

     В ходе профессиографии выявляют  особенности профессиональной деятельности  специалиста, обосновывают требования  к его профессионально важным психологическим качествам и составляют на основе этого психограмму профессии. Перечень таких требований кладется в основу психологического обследования при отборе.

     Так же, следует отметить, что  отбор должен сочетать прогноз  успешности обучения с более  длительным прогнозом последующей  трудовой деятельности. В связи  с этим личностный подход и  оценка общественного лица претендента  на какую-либо профессиональную  деятельность является не менее  важным компонентом психологического  отбора. Тот факт, что при определении  профпригодности оценивается уровень  наличной подготовки, не снижает  в ряде случаев возможности  вероятностного прогноза успехов  в обучении и деятельности. Особенно  эффективный прогноз может быть  проведен в профотборе к профессиям, обучение которым проводится  в ограниченные сроки и при  очень высоких материальных затратах. Дело в том, что, начиная  обучение с более высокого  уровня развития тех или иных  психических, психомоторных или  физических качеств и наличия  соответствующих знаний и навыков,  абитуриент имеет важные преимущества  в овладении навыками и знаниями, имеющими сходство с наличными.

     Критерии профпригодности в психологическом  отборе могут охватывать такие  черты личности, как честность,  справедливость, принципиальность, чувство  коллективизма, смелость, решительность,  настойчивость, готовность взять  на себя ответственность в  трудный момент и др. В ряде  профессий особое значение имеют  организаторские способности, умение  планировать работу, руководить, требовать.  Во всех случаях особое значение  имеет степень осознанности и  прочности мотивации к избранной  профессии. В большом количестве  профессий операторского профиля  особую роль играют также эмоциональная  устойчивость и некоторые, психические  и психомоторные качества.

     В психологическом отборе большую  важность имеет также достаточный  объем применяемых методик, позволяющий  оценить исследуемые качества  под разными ракурсами и на  разных уровнях, это необходимо, поскольку индивидуальная динамика  формирования двигательных навыков  может ввести в заблуждение  эксперта, если число измерений  будет недостаточным. В определении  профпригодности ценную информацию  можно извлекать из других  источников информации , так называемых  «нетестовых параметров», среди  которых наиболее важны сведения  о прошлом профессиональном опыте,  о возрасте испытуемых.

     Выявление лиц с показателями  «ниже среднего» уровня позволяет  вероятностно прогнозировать их  неудачи в обучении и деятельности  и рекомендовать им специальную  психофизиологическую тренировку  или выбор другой профессии.

     При реализации «подхода по  минимуму» минимально допустимые  показатели тестов обычно определяются  размерами конкурса, но в ряде  случаев они могут быть четко  определены только требованиями  профессии.

     Применение тестов с целью  прогнозирования профпригодности  может осуществляться только  на основании аналитического, синтетического  и комплексного подходов.

     Аналитический подход предусматривает  изучение и оценку отдельных  психологических показателей, важных  для успешности обучения и  деятельности в избранной профессии.

     Синтетический подход предусматривает  изучение целостной деятельности  или важных ее элементов, и  потому в рамках этого метода  применяются различные аппараты, с помощью которых моделируются  такие элементы и целые профессиональные  операции.

     Комплексный подход заключается  в объединении аналитического  и синтетического методов и  в изучении некоторых психических  и психомоторных процессов, как  в раздельном их проявлении, так  и в условиях целостной деятельности, где они могут выступать с  иными качественными и количественными  показателями.

     С целью выбора наиболее адекватных  и исключения малоинформативных  методик применяют различные  методы одномерной и многомерной  статистики. После этого проводится  разработка алгоритма (решающего  правила) оценки профпригодности.  Наиболее часто для этих целей  используют множественный регрессионный  анализ, основанный на связях  психофизиологических свойств с  «внешними критериями», под которыми  понимаются качество (успешность) обучения  или деятельности.

      Итогом этой работы является  обоснование необходимого и достаточного  набора психодиагностических методик,  позволяющих с достаточной вероятностью  прогнозировать профпригодность  кандидата. В последующем проводится  оценка эффективности разработанного  алгоритма и критериев оценки  профпригодности, и вырабатываются  рекомендации по их практическому  использованию.

     В практике профотбора используются  различные методики оценки профпригодности,  среди них - наблюдение, интервью, беседа и экспертная оценка.

     Указанные методы дают возможность  глубокой, но преимущественно качественной, описательной оценки ПВК личности. Кроме того, одни из них требуют  длительного обследования, другие - всесторонних знаний о кандидате,  о его поведении в реальных, в том числе и в экстремальных  условиях.

     По результатам профотбора выносится  одно из следующих заключений:

1) рекомендуется  в первую очередь - первая категория  профпригодности (полностью соответствует  предъявляемым требованиям обучения  или деятельности);

2) рекомендуется  - вторая категория профпригодности  (в основном соответствует предъявляемым  требованиям);

3) рекомендуется  условно - третья категория профпригодности  (частично соответствует предъявляемым  требованиям);

4) не рекомендуется  - четвертая категория профпригодности  (не соответствует предъявляемым  требованиям). Лица, имеющие четвертую  категорию профпригодности, к  обучению или деятельности не  допускаются, имеющие третью категорию  - допускаются при отсутствии  необходимого числа кандидатов.

     После выяснения основных критериев  психологической и профессиональной  пригодности перейдём к рассмотрению  основных этапов профпригодности  в отборе, на примере научно-обоснованной  системе ПОНАП.

     Система ПОНАП характеризуется  комплексным подходом к решаемым  задачам и максимальным использованием  всех имеющихся в мировой практике  форм и методов работы с  персоналом.

     Система ПОНАП включает следующие  относительно самостоятельные блоки:  поиск персонала, отбор персонала,  наем персонала, адаптацию персонала.  Каждый блок включает общую  схему действия, инструментарий, методы  и приемы работы. Конечная цель  реализации системы - максимальное  совпадение ожиданий кандидата  и предприятия.

     Система ПОНАП - составная часть  всей системы управления персоналом, она предусматривает несколько  этапов, выполнение каждого из  которых дает новое качественное  состояние для реализации всей  системы управления персоналом  и требует определенных действий  в строго указанной последовательности. Рассмотрим эти блоки более  подробно.

     К первому из них относится  поиск персонала. Успешный поиск  персонала в значительной степени  предопределяется имиджем фирмы.  Источники поиска персонала могут  быть внешние и внутренние.

     Внешние источники - кандидаты,  до этого не связанные трудовыми  отношениями с данным предприятием, внутренние - работники данного предприятия.  

     Порядок обработки обращений  (заявлений) претендентов кадровыми  службами на этапе поиска кандидатов  следующий:

1) получение  обращения (заявления, резюме, личного  листка и т.д.);

2) учет (регистрация);

3) анализ  представленных документов и  при необходимости запрос дополнительных  сведений о претенденте;

4) направление  в соответствующий отдел;

5) рассмотрение  в отделе;

6) возвращение  в отдел кадров;

7) выработка  согласованного мнения отдела  кадров и отдела, которому был  направлен документ;

8) отказ  или приглашение к собеседованию.

     Следующий блок - отбор персонала.  После изучения представленных  кандидатами анкетных данных  и принятия решения о приглашении  на собеседование кандидата начинается  самый ответственный период для  кадровых служб - период отбора  персонала.

Информация о работе Диагностика профессиональной пригодности менеджеров на предприятии