Диагностика профессиональной пригодности менеджеров на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение профессиональной пригодности менеджера на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть теоретические основы психологической и профессиональной пригодности,
• рассмотреть методы диагностики профессиональной пригодности менеджера на предприятии,
• провести анализ профессиональной пригодности менеджера на предприятии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3

1 РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ В СТРУКТУРЕ ППО____4

1.1 Понятие психологической и профессиональной пригодности____________4

1.2 Основные этапы и критерии профессиональной пригодности в отборе____7

2 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ___15

2.1 Принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов___________________________________________________________15

2.2 Основные методы диагностики профессиональной пригодности специалистов_______________________________________________________16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_____________________________________________23

Файлы: 1 файл

000.docx

— 47.32 Кб (Скачать файл)

- знания  и умения, позволяющие выявлять (диагностировать), предупреждать и ликвидировать  опасные (экстремальные) ситуации.

 

б) Деловые  качества:

- дисциплинированность, ответственность;

- честность,  добросовестность;

- компетентность; инициативность;

- целеустремленность, настойчивость;

- самостоятельность,  решительность.

 

в) Индивидуально-психологические  и личностные качества:

- мотивационная  направленность;

- уровень  интеллектуального развития; эмоциональная  и нервно-психическая устойчивость;

- внимание (объем, устойчивость, распределение,  переключение);

- память (долговременная, оперативная);

- мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению);

- гибкость  в общении, стиль межличностного  поведения; склонность к злоупотреблению  алкоголем (наркотиками).

 

г) Психофизиологические качества:

- выносливость, работоспособность;

- острота  зрения; глазомер;

- цветовосприятие;

- острота  слуха;

- дифференциация  звука;

- дифференциация  запаха;

- простая  и сложная сенсомоторная реакция  (скорость, точность).

Приведенный список ПВК является ориентировочным.

     При проведении профессиографических  исследований по конкретным видам  деятельности и конкретным рабочим  местам в список вносятся соответствующие  коррективы или при необходимости  специально формируется новый  перечень качеств.

     Так же представлены общие данные по приведенному списку ПВК и рекомендуемым методикам их оценки.

     Для оценки ПВК качеств рекомендуются  следующие методы: экзамен, экспертные  оценки, ситуативные методы, психологическое  тестирование, инструментальные измерения.

     Экзамен - метод, основанный на  проверке уровня профессиональных  знаний, умений, навыков путем устного  или письменного испытания по  тест-заданиям, составленным по стандартной  форме.

     Экспертные оценки - метод, основанный  на обобщении характеристик качеств  испытуемого, полученных путем  опроса определенного круга лиц,  хорошо знающих оцениваемого: непосредственного  руководителя, коллег, подчиненных  и др. Он включает опрос, интервью, заполнение анкет, обработку и  оценку результатов опроса.

     Эффективность метода интервью  оценки персонала, очень сильно  зависит от содержания, техники  проведения и уровня подготовки  человека, который интервью проводит. На практике обычно применяется  так называемое полуструктурированное  интервью: основные темы и часть  вопросов интервью определяются  заранее, при подготовке плана  интервью в соответствии с  целями, ради которых интервью  проводится.

     С точки зрения целей, можно  выделить два вида интервью:

1) интервью  для оценки кандидатов при  приеме на работу (включает в  себя обычно следующие основные  диагностические темы: происхождение,  образование, профессиональная карьера,  самооценка, цели и планы на  будущее, особые интересы и  т.п.);

     Кроме решения задач диагностики  в рамках интервью кандидату  приходится сообщать интересующую  его информацию о предприятии  и о вакансии, т. е. даются  ответы на естественные вопросы  кандидата. Эта информация, естественно,  согласовывается с руководством, а специфика интереса к ней  кандидата является дополнительной  диагностической информацией. Структура  интервью задаёт и определённый  порядок перехода от темы к  теме. Можно выделить основные  фазы интервью.

     Интервью дает не только словесный  диагностический материал, но и  возможность наблюдать поведение  в ситуации интервью, т. е. интерес  представляет не только то, что  говорит кандидат, но и как  он говорит и как ведет себя.

2) интервью  для оценки персонала в рамках  программ развития персонала.  При оценке действующего менеджерского персонала тематика интервью меняется. Анализ жизненного пути основательно делается один раз, данные сохраняются, и в последующих периодических интервью жизнеописание только пополняется данными о новых событиях.

     Ситуативные методы диагностики  основаны на наблюдении за  поведением испытуемых в инсценированных  (симулированных) ситуациях. Каждый  из этих методов включает в  себя две части; провоцируемую  ситуацию и технику наблюдения. По содержанию ситуаций можно  выделить следующие наиболее  часто используемые разновидности  ситуативных методов: «почтовая  корзина», доклады и презентации,  ролевые игры, групповые дискуссии,  анализ случаев («кейс-метод»), игры  на планирование, сценарный метод.

     Методы выбираются по результатам  предварительного анализа деятельности, чтобы в провоцируемых с их  помощью ситуациях существовала  возможность и необходимость  проявления требуемых профессионально  важных качеств менеджера. Создаваемыми  ситуациями управляет специально  подготовленный модератор, наблюдение  ведут обученные.

     Психологическое тестирование - метод  психологической диагностики, использующий  стандартизированные вопросы, имеющие  определенную шкалу значений. Он  включает набор стандартизированных  тестов, адаптированных опросников, процедуру тестирования и оценку  результатов.

     Использование тестов удобно  в силу высокого уровня их  методической разработанности. Для  каждого в зависимости от исследования, от задачи стоящей перед психологом, достаточно использовать 3-4 методики. Важно, что бы набор использованных  тестов позволил описать целостный  портрет и охватывал разные  аспекты личности.

     Набор используемых методик может  включать тесты характеризующие:  мотивы труда (деятельности), оценки  интеллектуального развития, эмоциональной  сферы, индивидуально-психологических  и темпераментных качеств, качеств  руководителя и психофизиологических  качеств.

     Эффективность психодиагностической  модели подтверждена на практике. Прослеженные в течении 5-20 лет  судьбы людей, которым были  даны рекомендации по выбору  профессиональной деятельности, позволили  убедиться в высокой прогностической  надёжности тестов, особенно тогда  когда исследования проводились  специально обученным психологом.

 

     Далее следует метод - инструментальные  измерения, основанный на непосредственном  измерении качеств или физиологических  параметров с помощью аппаратных  средств, описании измерений и  интерпретации данных.

     Оценка профессиональных знании (умений, навыков) осуществляется  в виде экзамена, по специальным  тест-вопросам и тест-заданиям. Она  может проводиться в устной, письменной  форме, а так же и в автоматизированном  варианте в зависимости от  того, какими тестовыми материалами  располагает предприятие.

     Деловые качества кандидатов  оцениваются экспертным путем  с помощью специальных анкет.  В качестве экспертов выступают  лица, хорошо знающие кандидата по совместной работе, желательно по три эксперта на каждом из трех уровней: вышестоящие руководители, коллеги, подчиненные.

     Индивидуально-психологические, психофизиологические, личностные качества кандидатов  оцениваются методом психологического  тестирования с использованием  при необходимости инструментальных  измерений.

     Психологическое тестирование может  проводиться как в бланковом,  так и в автоматизированном  варианте. Батарея тестов для  психологического обследования  определяется исходя из требований  к уровню развития профессионально  важных психологических качеств,  предъявляемых конкретным рабочим  местом, на которое принимается  кандидат.

     По результатам психологического  тестирования делается заключение, которое кратко представляется  в листе согласований. Заключение  психолог должен делать развернутым,  отразив в нем основные индивидуально-психологические  особенности тестируемого, его сильные  и слабые стороны, возможные  трудности адаптационного периода  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Организации  периодически оценивают своих  сотрудников с целью повышения  эффективности их работы и  определения потребностей профессионального  развития. Регулярная и систематическая  оценка работников положительно  сказывается на мотивации сотрудников,  их профессиональном развитии  и росте. Одновременно результаты  оценки являются важным элементом  управления человеческими ресурсами,  поскольку предоставляют возможность  принимать обоснованные решения  в отношении вознаграждения, продвижения,  увольнения и развития сотрудников.

     Выбор методов оценки работников  для каждой конкретной организации  является уникальной задачей,  решить которую может только  руководство самой организации,  возможно, с помощью профессиональных  консультантов. Так же, как и  система компенсации, система  аттестации должна учитывать  и отражать ряд факторов - стратегические  цели организации, состояние внешней  среды, организационную культуру  и структуру, характеристики занятой  в ней рабочей силы. В стабильных  организациях с устойчивой иерархической  структурой, как правило, могут  эффективно использоваться традиционные  методы оценки; для динамичных  организаций, действующих в условиях  изменяющей внешней среды, более  подходят нетрадиционные методы. При выборе системы аттестации  необходимо обратить особое внимание  на ее соответствие другим  системам управления персоналом - компенсации, планирования карьеры,  профессионального обучения, - чтобы  добиться синергетического эффекта  и избежать конфликтов и противоречий.

     Для того чтобы анализ и  изучение, по избранной теме, было  более продуктивным, пришлось разбить  структуру работы на ряд частей, каждая из которых содержит  несколько пунктов.

     Каждая из глав дала нам  возможность подробного анализа  различных аспектов - неразрывно  связанных с нашей темой. Позволила  нам взглянуть на интересующие  нас вопросы с разных сторон, разобраться в основных моментах, без которых не возможен дальнейший  анализ проблемы.

     Первые две главы являются  теоретическими. Первая глава дала  нам возможность разобраться  и расширить свои познания  в области трудовой психологии, профориентации. Дала нам представление  о том какую роль играет  профпригодность в отборе персонала.

     Были рассмотрены основные понятия  психологической и профессиональной  пригодности. А так же были  рассмотрены ряд моментов, непосредственно  связанных с данной проблемой,  к ним относятся следующие:

-система  профессионально ценных качеств  и профпригодности состоящая  из пяти основных слагаемых:  гражданские качества; отношение  к труду; дееспособность общая;  единичные, частные, специальные  способности; навыки;

- основные  степени профпригодности: непригодность,  соответствие, годность, призвание;

     Огромное значение уделялось  изучению основным этапам в  процессе отбора. Были выявлены следующие этапы:

- психологическое  изучение профессии с целью  выявления требований

 к человеку, завершающееся, подробной характеристикой  профессии - профессиограммой и  психограммой;

- выбор  психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей  мере характеризующих те психические  процессы и профессиональные  действия, в отношении которых  надлежит оценивать профессиональную  пригодность;

- психодиагностика - психологическое изучение претендентов  на овладение профессией, оценка  их общего развития, направленности  на овладение данной профессией, степени развития у них качеств,  наиболее важных для успехов  в овладении профессией; психологический  прогноз успешности обучения  и последующей деятельности на  основе сопоставления сведений  о требованиях профессии к  человеку и полученных психодиагностических  данных.

     Были выявлены и изучены основные  критериям профессиональной пригодности  в отборе. После выяснения основных  критериев психологической и  профессиональной пригодности были  изучены и рассмотрены основных  этапов профпригодности в отборе, на примере научно - обоснованной  системе ПОНАП.

     Во второй главе особое внимание, уделялось изучению основных  методов диагностики профпригодности,  основным принципам оценки и  особенностям эффективности диагностических  методов, рассмотрены и изучены  основные методики - использующиеся  в ходе определения профпригодности.

Информация о работе Диагностика профессиональной пригодности менеджеров на предприятии