Диагностика жизнеспособности организации и разработка стратегии ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена распознанию жизнеспособности организации и разработка стратегии ее развития, рассмотрению жизненных циклов организации. Выбрать правильную стратегию очень важно для любой организации, ведь от этого зависит дальнейшее существование организации.
Проблемы развития и адаптации организаци являются основными. На каждую систему воздействуют внешние силы, которые заставляют ее приспосабливаться к изменениям внешней среды. Организации, испытывают постоянное давление, приводящее к изменениям.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Диагностика жизнеспособности организации и разработка стратегии ее развития.
1.1. Понятие и основы жизнеспособности организации, жизненный цикл организации…………………………………………………………………..….4
1.2.Понятие и сущность разработки стратегии организации ……….......….7
1.3. Этапы стратегического планирования в зависимости от стадии жизненного цикла организации….…………………………………………....10
2.Диагностика жизнеспособности организации и оценка ее развития
2.1. Методы и инструменты диагностики состояния организации………...12
2.2.Оценка и анализ внутренней и внешней среды………………………..18
2.3. методы стратегического планирования……………………………..….28
3. Диагностика жизнеспособности ООО "Кока-кола" и рекомендации по разработке ее стратегии развития.
3.1.Общая характеристика организации "Кока-кола»…………………………………………………………………………....36
3.2..Диагностика жизнеспособности и оценка процесса стратегического управления в организации…………………………………………………….43
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 179.06 Кб (Скачать файл)

влияние разделяемых ценностей  и культуры компании на стратегию (политика, ценности, традиции, способы поведения, которые могут существенно влиять на культуру организации).

 1.3. Этапы стратегического планирования в зависимости от стадии жизненного цикла организации.

Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.  
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации

Система стратегического  планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособно.

В процессе разработки стратегического  плана формируется полная статичная и динамическая картина отрасли и ее возможного будущего, а также определение позиций и перспектив организации на рынке. Этой информации будет достаточно для определения нынешней ситуации, ориентиров для постановки финансовых и рыночных целей, а также выработки оптимальных путей модификаций организации из фактического состояния в желаемое – стратегий развития организации. Матрица АДЛ разработана известной в области управления консалтинговой компанией А. Д. Литл. Данная модель строится на двух переменных, отражающих зрелость сектора (жизненный цикл отрасли) и положение по отношению к конкурентам. Экспертные оценки, показывающие зрелость сектора и положение по отношению к конкурентам, на основе принятого А.Д.Литлом эвристического положения определяют направленность деятельности предприятия, форм его экономической деятельности. Именно это и являются основой товарной политики предприятия.

Концепция жизненного цикла, сама по себе является неотъемлемой частью стратегического планирования. В литературе выделяют два вида жизненных циклов:

- жизненный цикл спроса;

- жизненный цикл технологии.

Концепция жизненного цикла  основана на существовании у всех технологий и товаров нескольких фаз в процессе их присутствия  на рынке. Эти фазы следующие:

зарождение – бурный период становления отрасли, когда несколько  компаний, стремясь к захвату лидерства конкурируют между собой;

ускорение роста – период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В  этот период спрос обычно растет, опережая предложение;

замедление роста –  период, когда появляются первые признаки насыщенности спроса и предложение  начинает опережать спрос;

зрелость – отрезок  времени, на котором достигнуто насыщение  спроса и имеются значительные избыточные мощности;

затухание – снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями (такими, как темп роста валового национального  продукта или народонаселения) и  темпом устаревания или уменьшения потребления продукта.

Основное теоретическое  положение модели А. Д. Литтл состоит в том, что отдельно взятый вид бизнеса любой корпорации может находиться на одной из описанных выше стадий жизненного цикла, и, следовательно, его нужно анализировать в соответствии именно с этой стадией.

Поскольку анализ с помощью  данной матрицы проводится по двум показателям: стадия жизненного цикла  продукта и относительное положение  на рынке, то, помимо последовательных смен стадий жизненного цикла отрасли, может меняться и конкурентное положение  одних видов бизнеса относительно других. Вид бизнеса, при этом, может  занимать одну из пяти конкурентных позиций: доминирующую, сильную, благоприятную, прочную или слабую.

Каждый вид бизнеса  в данном случае анализируется отдельно для того, чтобы определить стадию развития соответствующей отрасли  и его конкурентное положение внутри нее.[6]

 

2.Диагностика  жизнеспособности организации и  оценка ее развития. 
2.1. Методы и инструменты диагностики состояния организации.

 В связи с тем, что термин «диагностика» достаточно широк и используется в различных областях знания, применительно к объектам, предметам, явлениям, либо процессам, то относительно выбранной темы исследования возникает необходимость отдельного рассмотрения сущности диагностики в экономике, а именно остановиться на содержании, функциях, формах, принципах и особенностях процесса диагностики финансового состояния какого-либо предприятия.

В принципе содержание и  основная целевая установка диагностики  финансового состояния - это оценка финансового состояния и выявление  возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

Лисовский А.Г. под понятием финансовая диагностика подразумевает определение показателей, дающих картину финансового состояния фирмы, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами на основе имеющейся бухгалтерской документации. [7]

Борисов А.Б. под диагностикой финансового состояния фирмы понимает: своевременный экономический анализ результатов деятельности фирмы, при котором комплексно оценивается ее соответствие целям и задачам, стоящим на данном этапе перед предприятием. Является необходимым элементом управления. Такой анализ направлен на выявление величины и изменения во времени экономических показателей, характеризующих производство, обращение, потребление продукции, товаров, услуг, эффективность использования ресурсов, качество производимого продукта. В ходе диагностики выявляются причины и возможные последствия наблюдаемых, изучаемых факторов. [8]

К основной задаче диагностики  финансового состояния предприятия  можно отнести, в первую очередь, определение качества финансового  состояния предприятия, а также  определение причин его улучшения  или ухудшения; далее, как правило, готовятся рекомендации по платежеспособности и финансовой устойчивости данной организации  или предприятия. Эти задачи решаются с помощью исследования динамики абсолютных и относительных финансовых показателей.

Правильный выбор цели и постановка задач диагностики  финансового состояния предприятия  имеют большое значение, т. к. на основе поставленных целей и с учетом имеющихся возможностей определяется истинное финансовое состояние предприятия, вырабатываются способы достижения оптимальных решений, подбираются методы управления, производятся различные изменения в организационной, технологической, коммерческой и других видах деятельности предприятия. Система целей и задач диагностики финансового состояния предприятия должна быть конкретизирована по содержанию, времени реализации и уровням.

Остановимся подробней на принципах и структуре диагностики  финансового состояния предприятия.

Представляется целесообразным начать с принципа разумной достаточности  использования методов диагностики  финансового состояния. Суть данного  принципа чрезвычайно проста - для  целей диагностики следует использовать только те показатели, которые являются информационной основой для принятия управленческих решений. Инструментарий финансовой диагностики действительно весьма обширен, он включает в себя большое количество финансовых показателей (коэффициентов), которые зачастую дублируют друг друга, и не всегда очевидна необходимость использования тех или иных коэффициентов, как правило, хватает четырех, пяти групп показателей, наиболее полно характеризующих финансовое состояние предприятия .

После определения «нужного»  количества финансовых показателей  возникает вопрос о временном  аспекте диагностики, т.е. когда и  в каком объеме производить диагностику  фирмы. Данное положение может быть охарактеризовано с помощью принципа временной согласованности финансовой диагностики. Согласно этому принципу диагностика фирмы должна производиться  согласно определенному временному регламенту. Наиболее привлекательным  с практической точки зрения представляется регламент диагностики, при котором: один раз в году (в период подготовки годового отчета) производится фундаментальная  диагностика, предполагающая использование  всего диагностического инструментария и ежемесячно производится оценка ограниченного  количество показателей по результатам  текущего месяца (обычно это делается в первых числах последующего месяца).

В диагностике финансового  состояния очень важен и принцип  сравнимости. Суть этого принципа состоит  в том, что сами по себе финансовые показатели являются бесполезными для  принятия решения, если менеджер не сопоставляет их с какими-то другими данными, имеющими отношение к объекту диагностики. Существует два вида показателей  для сопоставления: показатели данной фирмы за предшествующие периоды  времени; аналогичные показатели других фирм, принадлежащих той же отрасли (обычно фирм-конкурентов).

Основные показатели для  сравнения, как правило, привлекаются из документов финансовой отчетности, исходя из этих документов, можно получить обобщающие данные. Так, сравнение статей баланса дает нам сопоставлять суммы  основных и оборотных средств  фирмы, величину задолженностей и собственного капитала. Далее отчет о прибыли  предоставляет данные по величине операционной и чистой прибыли. И, наконец, результирующие денежные потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности мы можем  почерпнуть из отчета о движении денежных средств.

В качестве последнего положения  финансовой диагностики выступает  принцип законченности, суть которого состоит в том, что когда рассчитаны все финансовые коэффициенты, сделан горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности и описаны  ее особенности характерные для  анализируемого периода, необходимо сделать  выводы, ради которых, собственно, и  были выполнены все указанные  выше работы. Представление таких  выводов должно быть лаконичным и  конструктивным, т.е. направленным на поиск  путей улучшения деятельности предприятия. В качестве такого представления  может быть рекомендован формат так  называемого SWOT-анализа. Все множество  факторов деятельности компании группируется по четырем областям: S (Strengths) - сильные стороны деятельности фирмы; W (Weaknesses) - слабые стороны деятельности фирмы; O (Opportunities) - возможности фирмы, позволяющие ему улучшить свое положение; T (Threats) - угрозы (опасности), с которыми может столкнуться фирма на пути улучшения своей деятельности .

Большинство существующих в  настоящее время методик оценки деятельности предприятия, его финансового  состояния повторяют и дополняют  друг друга, они могут быть использованы комплексно или раздельно в зависимости  от конкретных целей и задач анализа, информационной базы, имеющейся в  распоряжении аналитика. Рассматривать все нет смысла, поэтому обратимся к рассмотрению только некоторых и них.

Методика проведения диагностики  финансового состояния фирмы, предлагаемая А.Д. Шереметом предназначена для обеспечения управления финансовым состоянием фирмы и оценки финансовой устойчивости его деловых партнеров в условиях рыночной экономики. Она включает элементы, общие как для внешнего, так и для внутреннего анализа. Основы методики могут быть адаптированы к требованиям конкретного внешнего пользователя и поэтому имеют универсальный характер, вытекающий из универсальности рыночных отношений, объединяющих различные формы собственности и различные виды экономической деятельности.

Методика включает следующие  блоки диагностики финансового  состояния фирмы: общая оценка финансового  состояния и его изменения  за отчетный период; диагностика финансовой устойчивости фирмы; диагностика ликвидности  баланса; диагностика деловой активности и платежеспособности фирмы.

Оценка финансового состояния  и его изменений за отчетный период по сравнительному аналитическому балансу, а также диагностика показателей  финансовой устойчивости составляют исходный пункт, из которого должен развиваться  заключительный блок диагностики финансового  состояния. Сравнительный аналитический  баланс получается из исходного баланса  путем дополнения его показателями структуры, динамики и структурной  динамики вложений и источников средств  фирмы за отчетный период. Обязательными  показателями сравнительного аналитического баланса являются: абсолютные величины по статьям исходного отчетного  баланса на начало и конец периода; удельные веса статей баланса в валюте баланса на начало и конец периода; изменения в абсолютных величинах; изменения в удельных весах; изменения  в процентах к величинам на начало периода (темп прироста статьи баланса); изменения в процентах к изменениям валюты баланса (темп прироста структурных изменений - показатель динамики структурных изменений); цена одного процента роста валюты баланса и каждой статьи - отношение величины абсолютного изменения к проценту абсолютного изменения на начало периода.

Диагностика ликвидности  баланса должен оценивать текущую  платежеспособность и давать заключение о возможности сохранения финансового  равновесия и платежеспособности в  будущем. Ликвидность баланса характеризует  внешние проявления финансового  состояния. Углубление анализа на основе данных учета приводит к задачам, относящимся преимущественно к  внутреннему анализу. В ходе анализа  для характеристики различных аспектов финансового состояния применяются  как абсолютные показатели, так и  финансовые коэффициенты, перечисленные  выше.

Информация о работе Диагностика жизнеспособности организации и разработка стратегии ее развития