Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 09:34, курсовая работа
Доходы предприятия - увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств и иного имущества. Экономический анализ доходов предприятия позволяет выявить резервы роста поступающих средств, а так же разработать на этой основе экономическое обоснование увеличения доходов, их эффективность распределения в отчетном и будущих периодах деятельности. Каждое предприятие заинтересовано в улучшении результатов своей деятельности. При этом необходимо подвергать анализу не только доходную часть поступлений, но и рассматривать порядок распределения доходов, динамику расходов и т.д.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовом и валютных биржах и т.д.).
Введение……………………………………………………………………….……….4
1. Экономическая сущность прибыли………………………………………...………6
2. Характеристика деятельности предприятия ОАО «Роллтон»…………...……..12
3. Факторный анализ прибыли ОАО «Роллтон»………………………..………….17
4. Рекомендации по повышению прибыли ОАО «Роллтон»……………………….27
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………………35
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынков
Курсовая работа по дисциплине «Комплексный экономический анализ»
на тему: « Факторный анализ прибыли от реализации ОАО «Роллтон»
Выполнил: студент группы.
Проверил: Сорокин Д.А.
Челябинск 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Экономическая сущность прибыли………………………………………...………6
2. Характеристика деятельности предприятия ОАО «Роллтон»…………...……..12
3. Факторный анализ прибыли ОАО «Роллтон»………………………..………….17
4. Рекомендации по
повышению прибыли ОАО «Роллтон
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Основная цель любого предприятия состоит в максимизации возможностей увеличения доходов ее вложения. В период перехода к рыночной экономике это становится важной задачей. То есть важным фактором дальнейшего развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающих платежи. В распоряжении фирмы остается часть от выручки, при вычете материальных, денежных и трудовых затрат, затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому важной задачей каждого предприятия является получение больших доходов, при наименьших затратах, путем экономии в расходовании средств и увеличение эффективности их использовании.
Доходы предприятия - увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств и иного имущества. Экономический анализ доходов предприятия позволяет выявить резервы роста поступающих средств, а так же разработать на этой основе экономическое обоснование увеличения доходов, их эффективность распределения в отчетном и будущих периодах деятельности. Каждое предприятие заинтересовано в улучшении результатов своей деятельности. При этом необходимо подвергать анализу не только доходную часть поступлений, но и рассматривать порядок распределения доходов, динамику расходов и т.д.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовом и валютных биржах и т.д.).
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Рыночная экономика ориентирует фирмы на удовлетворение спроса и потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме необходимую для развития прибыль. Рынок характерен постоянным стремлением к повышению эффективности производства, предполагает свободу принятия решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы и ее подразделений; требует постоянных корректировок целей и плановых программ фирмы в зависимости от состояния рынка. Для этого нужна особая система управления, характерная для рыночных условий, учитывающая приоритеты, специфику и менталитет России.
Предмет исследование – показатели, характеристики и направления анализа прибыли предприятия.
Цель контрольной работы – факторный анализ прибыли предприятия, а также разработка рекомендаций по повышению прибыли предприятия в современных условиях, на примере ОАО «Роллтон».
Для этого необходимо решить ряд задач:
В работе использовались следующие методы исследования и обработки информации: группировка и сводка, детализация, сравнение, обобщение, приемы системного, финансового анализа и факторного анализа. При решении конкретных задач использовались общенаучные методы исследования, методы логического, функционального и системного анализа.
Контрольная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
1. Экономическая сущность прибыли
Прибыль является важнейшим
показателем конечных финансовых результатов
предпринимательской
Экономическая наука (различные школы) рассматривает прибыль с разных точек зрения: как прибавочный труд наемных работников; ренту; процент на вложенный капитал; плату за предоставленные факторы производства; вознаграждение за предпринимательскую деятельность и введение технических новшеств; награду за риск и неопределенность, и, наконец - «монопольный доход». Первой попыткой объяснения прибыли были утверждения меркантилистов (XVI-XVII вв.), о том, что прибыль возникает во внешней торговле в результате продажи товаров за границей по более высоким ценам, чем те, по которым их купили.
А. Смит писал, что как доход на капитал, прибыль определяется «стоимостью употребленного в дело капитала и бывает больше или меньше в зависимости от размеров этого капитала… Ее не следует путать с вознаграждением управляющих, которое находится в соответствии с количеством, тяжестью или сложностью этого предполагаемого труда по надзору и управлению» [9].
Марксистская теория трактует прибыль как одну из форм стоимости. В соответствии с ней труд - это единственный товар, стоимость которого выше затрат на его приобретение, и капиталист извлекает из этого прибавочную стоимость, т. е. разницу между издержками производства рабочей силы и ее реальной стоимостью. Однако марксистская философия не получила мировой поддержки и распространения. Она мало что объясняет в ситуации нынешней смешанной экономики, субъектами которой выступают предприятия, предприниматели, государство[9].
Изучая труды предшественников (А. Смит, Д. Рикардо) Карл Маркс сделал вывод, что прибыль создается производительным трудом наемных работников, который является таковым, если: во-первых, производит прибавочную стоимость, растущую в форме не «абсолютной», а «относительной прибавочной стоимости», позволяющей удешевлять ценность жизненных средств; во-вторых, если признать, что производительный труд может создавать прибавочную стоимость только в сфере производства, а не обращения. К. Маркс считал избыточное предложение труда тем механизмом, который сдерживает рост заработной платы, сохраняя тем самым стимул для накопления капитала. По его мнению, прибыль, или суммарная прибавочная ценность может быть увеличена или путем удлинения рабочего дня – «абсолютная прибавочная ценность», или посредством повышения производительности труда, сокращая время, необходимое для производства жизненных средств, - «относительная прибавочная ценность» [9].
По мнению Д. Долана и Д. Линдсеема прибыль определяется как имплицидные (альтернативные) издержки капитала, вложенного в дело владельцами фирмы[11]. Кроме того, они называют прибылью ренту, получаемую от естественных ресурсов, прежде всего земли, находящихся в собственности владельцев предприятия (безусловная рента). Их точка зрения заключается в том, что собственники предприятия (владеющие землей и другими ограниченными ресурсами) повышают свою прибыль на величину ренты. Другими словами, предприятие не платит цену за использование земли и других природных ресурсов, количество которых (их запасы) строго ограничено. Подобная ограниченность является объективной реальностью, следовательно, ее необходимо учитывать, как часть альтернативных издержек.
В литературе встречаются несколько подходов к определению прибыли: экономический и бухгалтерский. Суть экономического подхода такова: прибыль (убыток) - это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Будем называть прибыль, исчисленную по данному алгоритму, экономической[9]. Приведенное определение выглядит весьма привлекательным; сложность лишь в том, как его наполнить количественно, т. е. как рассчитать прибыль. Несложно сообразить, что экономическую прибыль можно исчислить либо на основе динамики рыночных оценок капитала (т. е. только для компаний, котирующих свои ценные бумаги на биржах, именно в этом случае можно получить более или менее объективные данные об изменении капитала собственников), либо по данным ликвидационных балансов на начало и конец отчетного периода.
Прибыль служит финансовым результатом деятельности коммерческой организации, а также источником наращения собственного капитала. За счет прибыли организация имеет возможность расширять масштабы деятельности, осуществлять дополнительные капитальные вложения в производственную базу, разработку новых технологий производства, освоение новой конкурентоспособной продукции, а также пополнять оборотные активы.
Прежде всего, прибыль
нужно рассмотреть как
Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли. Именно поэтому, характеризуя работу компании в терминах экономической эффективности, нужно уточнять, о какой прибыли идет речь. Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется прежде всего исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию. Один из возможных подходов заключается в следующем[6].
В деятельности предприятия как первичной ячейки любой экономической системы, производящей некоторый вид продукции и (или) услуг, т. е. вносящей свой вклад в генерирование общих доходов страны, заинтересованы различные группы лиц. Наиболее общей их градацией является обособление четырех групп: собственники предприятия; его работники, представленные управленческим персоналом; государство, представленное налоговыми органами, и прочие лица (действующие и потенциальные контрагенты: поставщики материальных и финансовых ресурсов, покупатели, банки).
Первая группа объединяет
лиц, предоставивших свои финансовые ресурсы
предприятию с целью его
Во вторую группу входят специалисты, выступающие агентами собственников предприятия и обеспечивающие достижение поставленных перед ними целей. В третью группу входят налоговые органы, представляющие интересы государства. Четвертая группа наиболее многочисленна. В нее входят все физические и юридические лица, имеющие определенный интерес к деятельности предприятия и вместе с тем не имеющие доступа к ее внутренней информационной базе; они могут полагаться только на данные доступной бухгалтерской отчетности.
Валовая прибыль - это разница между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов) [14].
В зависимости от особенностей налогообложения различают налоговую облагаемую и налоговую необлагаемую части прибыли. Облагаемая часть выступает в качестве налоговой прибыли, которая изначально формирует налоговую базу. Необлагаемая часть также участвует в формировании налоговой базы и характеризует льготную часть налоговой прибыли. Кроме того, льготная часть прибыли в виде дополнительных льгот участвует в уменьшении налоговой базы до размера налоговой базы для исчисления налога на прибыль.
Общий размер налоговой прибыли и необлагаемая (льготируемая) ее часть проявляются и подлежат выявлению одновременно в плане и по факту. По своему выражению - они суть счетные формы проявления функционирования категории прибыли в хозяйстве.
Конкретные пропорции такого разделения плановой и фактической прибыли не носят объективного характера. Фактически полученная прибыль - прибыль опосредованная денежным оборотом и признанная получателем. Фактически отраженная прибыль - прибыль, которая может быть не в полной мере опосредована денежным оборотом, но признана получателем. Непризнанная прибыль в принципе может выступать как фактически полученной, так и что бывает чаще - фактически не полученной. Чистая прибыль формируется в отчете о прибылях и убытках, по своему содержанию соответствует нераспределенной прибыли. На рис. 1.1 представлена классификация доходов и расходов предприятия.
Рис. 1.1. Типовая классификация доходов и расходов предприятия
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд функций. Во-первых, прибыль является показателем эффективности деятельности предприятия, ибо сам факт прибыльности уже свидетельствует об его эффективной деятельности. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией, она является основным источником прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники капитала и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития[8]. Прибыль в рыночной экономике – движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.
Информация о работе Факторный анализ прибыли от реализации ОАО «Роллтон»