Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 09:34, курсовая работа
Доходы предприятия - увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств и иного имущества. Экономический анализ доходов предприятия позволяет выявить резервы роста поступающих средств, а так же разработать на этой основе экономическое обоснование увеличения доходов, их эффективность распределения в отчетном и будущих периодах деятельности. Каждое предприятие заинтересовано в улучшении результатов своей деятельности. При этом необходимо подвергать анализу не только доходную часть поступлений, но и рассматривать порядок распределения доходов, динамику расходов и т.д.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовом и валютных биржах и т.д.).
Введение……………………………………………………………………….……….4
1. Экономическая сущность прибыли………………………………………...………6
2. Характеристика деятельности предприятия ОАО «Роллтон»…………...……..12
3. Факторный анализ прибыли ОАО «Роллтон»………………………..………….17
4. Рекомендации по повышению прибыли ОАО «Роллтон»……………………….27
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………………35
В начале года сократился удельный вес себестоимости от реализации продукции на 2,34 процента, и составил 64,34 процента. Удельный вес валовой продукции в начале года увеличился и составил 35,65 процентов. Удельный вес чистой прибыли в начале года увеличился на 3,91 процента и составил 15,36 процентов.
Наибольший удельный вес в структуре финансовых результатов занимает себестоимость, доля которой в конце года увеличилась на 4,48 процента по сравнению с началом года, и составил 68,82 процентов. Удельный вес валовой прибыли в конце года составил 31,17 процентов, сократившись на 4,48 процента. Удельный вес чистой прибыли составил в конце года 15,37 процентов, увеличившись незначительно на 0.01 процента, по сравнению с началом года.
Динамика выручки и доходов предприятия за анализируемый период показана на рисунке 2.2.
Анализ динамики состава
и структуры доходов
Рис. 2.2. Структура финансовых результатов ОАО «Роллтон», проценты
Наибольший удельный вес в структуре доходов ОАО «Роллтон» имеет валовая прибыль, доля которой в конце года сократилась на 4,48 процента и составила 31,7 процентов, доля прочих доходов составила 12,39 процентов, увеличившись на 2,36 процента по сравнению с началом года. План реализации продукции ОАО «Роллтон» перевыполнен на 46,6 процентов.
Таблица 2.3
Анализ состава и
структуры доходов ОАО «Роллтон
Показатели |
На начало года |
На конец года |
Отклонение (+,–) |
Темп изменения, % | |||||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
||||
Доходы, всего, в т.ч.: |
6446354 |
100 |
9450431 |
100 |
3004077 |
- |
146,60 | ||
валовая прибыль |
2298652 |
35,65 |
2946415 |
31,17 |
647763 |
-4,48 |
128,18 | ||
прочие доходы |
646 375 |
10,03 |
1171487 |
12,39 |
525112 |
2,36 |
181,24 |
Проанализируем динамику валовой прибыли предприятия за данный период времени и результаты анализа представим в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Анализ динамики валовой прибыли ОАО «Роллтон»
Показатели |
Ед. измерения |
Период |
Темп изменения, % | |
На начало года |
На конец года |
|||
Выручка от реализации |
тыс.руб. |
6 446 354 |
9 450 431 |
146,60 |
Валовая прибыль: |
||||
сумма |
тыс. руб. |
2 298 652 |
2 946 415 |
128,18 |
уровень |
% |
0,3 |
0,4 |
|
Прочие доходы |
||||
сумма |
тыс.руб. |
646 375 |
1 171 487 |
181,24 |
уровень |
% |
0,03 |
0,2 |
Проанализировав динамику валовой прибыли предприятия за анализируемый период можно сказать следующее. Наблюдается увеличение товарооборота в конце года, по сравнению к началом года увеличение составляет 46,6 %. Темп роста валовой прибыли в конце года составил 128,18 %, темп роста прочих доходов составил 181,24 %.
Основной составляющий элемент бухгалтерской прибыли принимает форму прибыли от реализации продукции (прибыль от продаж). Поэтому в первую очередь анализируют общее изменение прибыли от реализации (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Оценка прибыли от реализации продукции ОАО «Роллтон»
Наименование показателя |
Базовый год |
Отчетный год |
Отклонение (+/-), тыс.руб. |
Отчетный год к базисному, % |
Выручка (нетто) от продажи товаров |
6 446 354 |
9 450 431 |
3 004 077 |
146,60 |
Себестоимость реализованной продукции |
4 147 702 |
6 504 016 |
2 356 314 |
156,81 |
Валовая прибыль |
2 298 652 |
2 946 415 |
647 763 |
128,18 |
Коммерческие расходы |
722 385 |
895 189 |
172 804 |
123,92 |
Управленческие расходы |
163 159 |
199 098 |
35 939 |
122,03 |
Прибыль (убыток) от продаж |
1 413 108 |
1 852 128 |
439 020 |
131,07 |
Если затраты в отчетном году выросли бы пропорционально росту объему продаж, то прибыль от продаж увеличилась бы:
Общая сумма прибыли от продаж составила бы 3 904 173,6 тыс.руб., что в 2,11 раза выше фактической прибыли отчетного года.
Для проведения факторного анализа показателей прибыли необходимо определить наиболее значимые внутренние факторы, непосредственно влияющие на величину прибыли организации. Внутренние факторы подразделяются на:
факторы первого порядка или составляющие элементы прибыли:
факторы второго порядка непосредственно определяют размер прибыли от продаж:
Для расчета влияния внутренних факторов первого порядка определяются доходы и расходы организации в базисном и отчетном периодах и оценивается влияние изменения каждого вида доходов или расходов на изменение различных видов прибыли.
В таблице 2.6 представлены исходные данные для факторного анализа валовой прибыли.
Таблица 2.6
Исходные данные для факторного анализа валовой прибыли
Наименование показателей |
Базисный год |
Отчетный год |
Отклонение отчетного года от базисного | |
в базисных ценах и затратах |
в фактических продажных ценах | |||
Выручка (нетто) от продажи продукции |
(В0) 6 446 354 |
(Вх) 7 810 273 |
(В1) 9 450 431 |
+3 004 077 |
Себестоимость реализованной продукции |
(С0) 4 147 702 |
(Сх) 5 203 213 |
(С1) 6 504 016 |
+2 356 314 |
Валовая прибыль |
(ВП0) 2 298 652 |
(ВПх) 2 435 054 |
(ВП1) 2 946 415 |
+647 763 |
Расчет воздействия первого фактора (изменения выручки от продажи товара) можно осуществлять двумя способами:
В виде разницы между суммой валовой прибыли, пересчитанной на индекс изменения выручки от реализации и суммы прибыли в базисном периоде, т.е. по формуле (2.1):
Δ ВПВ = ВП0 × ИВ – ВП0, |
(2.1) |
где, DВПВ – прирост валовой прибыли;
ВП0 – сумма валовой прибыли в базисном периоде.
Путем умножения прироста (снижения индекса изменения выручки от продажи товаров (Ив - 1)) на размер валовой прибыли в базисном периоде (ВП0) определяется по формуле (2.2):
Δ ВПВ = ВП0 × (ИВ –1) |
(2.2) |
Индекс изменения выручки от продажи товаров равен 1,21. расчет воздействия фактора изменения выручки от продажи продукции:
2 298 652 ×1,21 - 2 298 652 = 482 717 тыс.руб.
2 298 652 × (1,21 - 1,00) = 482 717 тыс.руб.
Таким образом, рост выручки от реализации продукции в конце года по сравнению с началом года привел к увеличению валовой прибыли на 482 717 тыс.руб.
Расчет влияния второго фактора (сдвигов в ассортименте на изменение валовой прибыли -DВПА) производят, если присутствуют различия в уровне рентабельности. Рентабельность реализованной продукции для этих целей можно вычислить отношением прибыли к выручке от реализации продукции. Используют два способа расчета.
При первом способе устанавливают разницу между базисной валовой прибылью, рассчитанной исходя из фактического объема и ассортимента реализованной продукции, и базисной суммой прибыли, пересчитанной на индекс изменения объема продажи продукции, т.е. по алгоритму и рассчитывается по формуле (2.3):
Δ ВПА = ВПХ – ВП0 × ИВ |
(2.3) |
При втором способе расчета влияния сдвигов в ассортименте на валовую продукцию разницу между базисным уровнем рентабельности, вычисленным исходя из фактического объема и ассортимента продукции и ее базисным уровнем, умножают на выручку от реализации продукции отчетного периода в базисных ценах (с учетом индекса инфляции) по формуле (2.4):
ΔВПА = ( |
(2.4) |
DВПА = 2 435 054 - (2 298 652 × 1,21) = - 346 315 тыс.руб.
DВПА = ((2 435 054 /7 810 273) - (2 298 652 /6 446 354)) × 7 810 273 = - 346 315 тыс.руб.
В этих двух параметрах в отчетном периоде по сравнению с началом года имело место падение удельного веса реализованной продукции ОАО «Роллтон» с более высоким уровнем рентабельности в ее объеме, что привело к уменьшению валовой прибыли на - 346 315 тыс.руб.
Расчет влияния третьего фактора (колебания себестоимости реализованной продукции) на изменение валовой прибыли (DВПС) определяют вычитанием из себестоимости продукции и отчетного года (С1) этого показателя, рассчитанного исходя из базисного уровня затрат на единицу продукции (Сх), по формуле (2.5):
Δ ВПС = С1 – СХ |
(2.5) |
DВПС = 6 504 016 - 5 203 213 = 1 300 803 тыс.руб.
Следовательно, в результате роста себестоимости продукции валовой прибыли отчетного года снизилась на 1 300 803 тыс.руб.
Расчет влияния четвертого фактора (колебания продажных цен) на изменение валовой прибыли (DВПЦ) устанавливают путем исключения из фактической выручки от продажи продукции (В1) выручки от фактически реализованной продукции в базисных ценах (ВХ) определяется по формуле (2.6):
Δ ВПЦ = В1 – ВХ |
(2.6) |
DВПЦ = 9 450 431 - 7 810 273 = 1 640 158 тыс.руб.
Итак, рост продажных цен на реализованную продукцию обеспечил увеличение валовой прибыли на 1 640 158 тыс.руб. Результаты факторного анализа целесообразно обобщить в отдельную таблицу 2.7.
Таблица 2.7
Сводный расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж продукции ОАО «Роллтон», тыс.руб.
Наименование показателей |
Сумма изменений прибыли |
Сумма отклонения прибыли от продаж продукции отчетного периода от базисного, в том числе: |
439 020 |
рост выручки от продажи продукции |
482 717 |
уменьшения удельного веса продукции
с более высоким уровнем |
- 346 315 |
рост себестоимости реализованной продукции |
- 1 300 803 |
увеличения отпускных цен на реализованную продукцию |
1 640 158 |
роста коммерческих расходов |
-172 804 |
повышения управленческих расходов |
-35 939 |
Информация о работе Факторный анализ прибыли от реализации ОАО «Роллтон»