Факторный анализ прибыли от реализации ОАО «Роллтон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Доходы предприятия - увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств и иного имущества. Экономический анализ доходов предприятия позволяет выявить резервы роста поступающих средств, а так же разработать на этой основе экономическое обоснование увеличения доходов, их эффективность распределения в отчетном и будущих периодах деятельности. Каждое предприятие заинтересовано в улучшении результатов своей деятельности. При этом необходимо подвергать анализу не только доходную часть поступлений, но и рассматривать порядок распределения доходов, динамику расходов и т.д.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовом и валютных биржах и т.д.).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….……….4
1. Экономическая сущность прибыли………………………………………...………6
2. Характеристика деятельности предприятия ОАО «Роллтон»…………...……..12
3. Факторный анализ прибыли ОАО «Роллтон»………………………..………….17
4. Рекомендации по повышению прибыли ОАО «Роллтон»……………………….27
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Kompl_ekon_analiz_khoz_deyatelnosti_AFKhD_Sorok.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

 

В начале года сократился удельный вес себестоимости от реализации продукции на 2,34 процента, и составил 64,34 процента. Удельный вес валовой продукции в начале года увеличился и составил 35,65 процентов. Удельный вес чистой прибыли в начале года увеличился на 3,91 процента и составил 15,36 процентов.

Наибольший удельный вес в структуре финансовых результатов  занимает себестоимость, доля которой  в конце года увеличилась на 4,48 процента по сравнению с началом года, и составил 68,82 процентов. Удельный вес валовой прибыли в конце года составил 31,17 процентов, сократившись на 4,48 процента. Удельный вес чистой прибыли составил в конце года 15,37 процентов, увеличившись незначительно на 0.01 процента, по сравнению с началом года.

Динамика  выручки и доходов предприятия за анализируемый период показана на рисунке 2.2.

Анализ динамики состава  и структуры доходов предприятия  представлен в таблице 2.3. В результате анализа можно сделать следующие выводы: валовая прибыль увеличилась на 647763 тыс.руб. в конце года, и составила 2 946 415 тыс. руб., прочие доходы увеличились на 525112 тыс. руб. и составили 1 171 487 тыс. руб.

 

Рис. 2.2. Структура финансовых  результатов ОАО «Роллтон», проценты

 

Наибольший удельный вес в структуре доходов ОАО  «Роллтон» имеет валовая прибыль, доля которой в конце года сократилась на 4,48 процента и составила 31,7 процентов, доля прочих доходов составила 12,39 процентов, увеличившись на 2,36 процента по сравнению с началом года. План реализации продукции ОАО «Роллтон» перевыполнен на 46,6 процентов.

 

Таблица 2.3

Анализ состава и  структуры доходов ОАО «Роллтон»

 

 

 

Показатели

На начало года

На конец года

Отклонение

(+,–)

Темп изменения, %

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

 

Доходы, всего, в т.ч.:

6446354

100

9450431

100

3004077

-

 

146,60

валовая прибыль

2298652

35,65

2946415

31,17

647763

-4,48

 

128,18

прочие доходы

 

646 375

10,03

 

1171487

12,39

525112

2,36

 

181,24


 

Проанализируем динамику валовой прибыли предприятия  за данный период времени и результаты анализа представим в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Анализ динамики валовой  прибыли ОАО «Роллтон»

 

 

Показатели

 

 

Ед. измерения

 

 

Период 

Темп изменения, %

На начало года

На конец года

 

Выручка от реализации

тыс.руб.

6 446 354

9 450 431

146,60

Валовая прибыль:

       

сумма

тыс. руб.

2 298 652

2 946 415

128,18

уровень

%

0,3

0,4

 

Прочие доходы

       

сумма

тыс.руб.

646 375

1 171 487

181,24

уровень

%

0,03

0,2

 

 

Проанализировав динамику валовой прибыли предприятия  за анализируемый период можно сказать  следующее. Наблюдается увеличение товарооборота в конце года, по сравнению к началом года увеличение составляет 46,6 %. Темп роста валовой прибыли в конце года составил 128,18 %, темп роста прочих доходов составил 181,24 %.

Основной составляющий элемент бухгалтерской прибыли  принимает форму прибыли от реализации продукции (прибыль от продаж). Поэтому в первую очередь анализируют общее изменение прибыли от реализации (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Оценка прибыли от реализации продукции ОАО «Роллтон»

Наименование показателя

Базовый год

Отчетный

год

Отклонение (+/-), тыс.руб.

Отчетный год к базисному, %

Выручка (нетто) от продажи товаров

6 446 354

9 450 431

3 004 077

146,60

Себестоимость реализованной продукции

4 147 702

6 504 016

2 356 314

156,81

Валовая прибыль

2 298 652

2 946 415

647 763

128,18

Коммерческие расходы

722 385

895 189

172 804

123,92

Управленческие расходы

163 159

199 098

35 939

122,03

Прибыль (убыток) от продаж

1 413 108

1 852 128

439 020

131,07


 

Если затраты в отчетном году выросли бы пропорционально  росту объему продаж, то прибыль от продаж увеличилась бы:

  • за счет снижения издержек производства на 1 885 051,2 тыс.руб.;
  • за счет сокращения коммерческих и управленческих расходов на 166 994,4 тыс.руб.

Общая сумма прибыли  от продаж составила бы 3 904 173,6 тыс.руб., что в 2,11 раза выше фактической прибыли отчетного года.

Для  проведения  факторного анализа показателей прибыли  необходимо  определить наиболее значимые внутренние факторы, непосредственно  влияющие на величину прибыли организации. Внутренние факторы подразделяются на:

факторы первого порядка  или составляющие элементы прибыли: 

  • величина прибыли от продаж, 
  • наличие прочих доходов и расходов, сумма налога на прибыль и отложенных налоговых активов и обязательств;

факторы второго порядка  непосредственно определяют размер прибыли от продаж: 

  • объем реализованной продукции; 
  • цена, структура, себестоимость продукции; 
  • наличие других затрат; 
  • качество продукции; 
  • политика ценообразования организации и т.п.

 Для расчета влияния  внутренних факторов первого  порядка определяются доходы и расходы организации в базисном и отчетном периодах и  оценивается влияние изменения  каждого вида доходов или расходов на изменение различных видов прибыли.

В таблице 2.6 представлены исходные данные для факторного анализа валовой прибыли.

Таблица 2.6

Исходные данные для  факторного анализа валовой прибыли

Наименование показателей 

Базисный год 

Отчетный год

Отклонение отчетного года от базисного

в базисных ценах и затратах

в фактических продажных ценах

Выручка (нетто) от продажи продукции

0)

6 446 354

х)

7 810 273

1)

9 450 431

+3 004 077

Себестоимость реализованной продукции

0)

4 147 702

х)

5 203 213

1)

6 504 016

+2 356 314

Валовая прибыль

(ВП0)

2 298 652

(ВПх)

2 435 054

(ВП1)

2 946 415

+647 763


 

Расчет воздействия  первого фактора (изменения выручки  от продажи товара) можно осуществлять двумя способами:

В виде разницы между  суммой валовой прибыли, пересчитанной  на индекс изменения выручки от реализации и суммы прибыли в базисном периоде, т.е. по формуле (2.1):

Δ ВПВ = ВП0 × ИВ – ВП0,

(2.1)


 

где, DВПВ – прирост валовой прибыли;

ВП0 – сумма валовой прибыли в базисном периоде.

Путем умножения прироста (снижения индекса изменения выручки  от продажи товаров (Ив - 1)) на размер валовой прибыли в базисном периоде (ВП0) определяется по формуле (2.2):

Δ ВПВ = ВП0 × (ИВ –1)

(2.2)


 

Индекс изменения выручки  от продажи товаров равен 1,21. расчет воздействия фактора изменения  выручки от продажи продукции:

2 298 652 ×1,21 - 2 298 652 = 482 717 тыс.руб.

2 298 652 × (1,21 - 1,00) =  482 717 тыс.руб.

Таким образом, рост выручки  от реализации продукции в конце года по сравнению с началом года привел к увеличению валовой прибыли на 482 717 тыс.руб.

Расчет  влияния второго  фактора (сдвигов в ассортименте на изменение валовой прибыли -DВПА) производят, если присутствуют различия в уровне рентабельности. Рентабельность реализованной продукции для этих целей можно вычислить отношением прибыли к выручке от реализации продукции. Используют два способа расчета.

При первом способе устанавливают разницу между базисной валовой прибылью, рассчитанной исходя из фактического объема и ассортимента реализованной продукции, и базисной суммой прибыли, пересчитанной на индекс изменения объема продажи продукции, т.е. по алгоритму и рассчитывается по формуле (2.3):

Δ ВПА = ВПХ – ВП0 × ИВ

(2.3)


 

При втором способе расчета  влияния сдвигов в ассортименте на валовую продукцию разницу  между базисным уровнем рентабельности, вычисленным исходя из фактического объема и ассортимента продукции  и ее базисным уровнем, умножают на выручку от реализации продукции отчетного периода в базисных ценах (с учетом индекса инфляции) по формуле (2.4):

 

ΔВПА = (

) ×Вх

(2.4)


 

DВПА = 2 435 054 - (2 298 652 × 1,21) = - 346 315 тыс.руб.

DВПА = ((2 435 054 /7 810 273) - (2 298 652 /6 446 354)) × 7 810 273 = - 346 315 тыс.руб.

В этих двух параметрах в  отчетном периоде по сравнению с началом года имело место падение удельного веса реализованной продукции ОАО «Роллтон»  с более высоким уровнем рентабельности в ее объеме, что привело к уменьшению валовой прибыли на - 346 315 тыс.руб.

Расчет влияния третьего фактора (колебания себестоимости  реализованной продукции) на изменение  валовой прибыли (DВПС) определяют вычитанием из себестоимости продукции и отчетного года (С1) этого показателя, рассчитанного исходя из базисного уровня затрат на единицу продукции (Сх), по формуле (2.5):

Δ ВПС = С1 – СХ

(2.5)


 

DВПС = 6 504 016 - 5 203 213 = 1 300 803 тыс.руб.

Следовательно, в результате роста себестоимости продукции валовой прибыли отчетного года снизилась на 1 300 803 тыс.руб.

Расчет влияния четвертого фактора (колебания продажных цен) на изменение валовой прибыли (DВПЦ) устанавливают путем исключения из фактической выручки от продажи продукции (В1) выручки от фактически реализованной продукции в базисных ценах (ВХ) определяется по формуле (2.6):

Δ ВПЦ = В1 – ВХ

(2.6)


DВПЦ = 9 450 431 - 7 810 273 = 1 640 158 тыс.руб.

Итак, рост продажных  цен на реализованную продукцию  обеспечил увеличение валовой прибыли на 1 640 158 тыс.руб. Результаты факторного анализа целесообразно обобщить в отдельную таблицу 2.7.

Таблица 2.7

Сводный расчет влияния  факторов на изменение прибыли от продаж продукции ОАО «Роллтон», тыс.руб.

 

Наименование показателей

Сумма изменений прибыли

Сумма  отклонения прибыли от продаж продукции отчетного периода  от базисного, в том числе:

439 020

рост выручки от продажи продукции

482 717

уменьшения удельного веса продукции  с более высоким уровнем рентабельности

- 346 315

рост себестоимости  реализованной продукции

- 1 300 803

увеличения отпускных цен на реализованную продукцию

1 640 158

роста коммерческих расходов

-172 804

повышения управленческих расходов

-35 939

Информация о работе Факторный анализ прибыли от реализации ОАО «Роллтон»