Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 09:34, курсовая работа
Доходы предприятия - увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств и иного имущества. Экономический анализ доходов предприятия позволяет выявить резервы роста поступающих средств, а так же разработать на этой основе экономическое обоснование увеличения доходов, их эффективность распределения в отчетном и будущих периодах деятельности. Каждое предприятие заинтересовано в улучшении результатов своей деятельности. При этом необходимо подвергать анализу не только доходную часть поступлений, но и рассматривать порядок распределения доходов, динамику расходов и т.д.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовом и валютных биржах и т.д.).
Введение……………………………………………………………………….……….4
1. Экономическая сущность прибыли………………………………………...………6
2. Характеристика деятельности предприятия ОАО «Роллтон»…………...……..12
3. Факторный анализ прибыли ОАО «Роллтон»………………………..………….17
4. Рекомендации по повышению прибыли ОАО «Роллтон»……………………….27
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………………35
В-третьих, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов, а также других первоочередных отчислений, осуществляются материальное поощрение, предоставляются социальные льготы работникам, содержатся объекты социальной сферы.
В-четвертых, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различного уровня. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета.
2. Характеристика деятельности предприятия ОАО «Роллтон»
Открытое акционерное общество «Роллтон» - агропромышленный холдинг, производитель макаронных изделий, муки, круп. Ассортимент выпускаемой продукции составляет более 150 наименований. Доля компании на российском рынке макаронных изделий составляет порядка 20 процентов. ОАО «Роллтон» входит в первую пятерку крупнейших мировых производителей макаронных изделий. Объем производства макаронных изделий составляет более 15 тысяч тонн в месяц, муки всех сортов - 40 тысяч тонн в месяц, крупы свыше 1 тысячи тонн. ОАО «Роллтон» - предприятие с полным циклом производства, включающим собственные сельскохозяйственные угодья, перерабатывающий комплекс, производственные и упаковочные линии.
ОАО «Роллтон» образовалось в результате слияния Сосновского комбината хлебопродуктов и Челябинской макаронной фабрики. Челябинская макаронная фабрика была сдана в эксплуатацию в ноябре 1937 года. В годы Великой Отечественной войны фабрика отправила на фронт более 50 тыс. тонн макаронных изделий и сухарей. Предприятие неоднократно реконструировалось в 1951, 1965, 1992 годах.
В период с 2002 по 2008 г. было введено в эксплуатацию 7 итальянских линий по производству разнообразных макаронных изделий. В 2009 г. на ОАО «Роллтон» установлена и запущена четырнадцатая по счету линия по производству макаронных изделий. Суммарные производственные мощности ОАО «Роллтон» превысили 180 тыс.тонн в год, что составляет 20,0 процентов всего производства макаронных изделий в Российской Федерации, в том числе макарон из твердых сортов пшеницы - свыше 35,0 процентов. Основными видами деятельности общества являются производство макаронных изделий, муки и круп.
Компания продолжает занимать доминирующее положение на рынке РФ, производя 16,5процентов макаронных изделий от совокупного общероссийского объема производства. Совокупный объем продаж макарон ОАО «Роллтон» составил около 154,0 тыс.тонн, что ниже показателя 2009 г. на 20,5 тыс.тонн. (спад 11,9 процентов). В том числе, объем продаж: ТМ Grand di Pasta составил 3,5 тыс.тонн. (спад относительно 2008 г. на 0,05 тыс.тонн или 1,3 процента); ТМ Rollton - 102,2 тыс.тонн. (спад относительно 2008 г. на 13,8 тыс.тонн или 11,9 процента); ТМ «Смак» - 48,3 тыс.тонн (спад относительно 2008 г. на 6,6 тыс.тонн или 12,0 процентов). Общая доля российского рынка макаронных изделий компании составила 16,5 процентов. При этом доля российского рынка ОАО «Роллтон» в премиальном сегменте увеличилась до 10%, доля среднеценового сегмента составила около 32,0 процентов. В 2010 году ОАО «Роллтон» продолжает занимать 3-е место по объему производства макарон в натуральных показателях (тн) среди мировых производителей макаронных изделий. В анализ включены продажи муки ОАО «Роллтон» и продажи муки дочерними предприятиями: ОАО «МКХП», ОАО «ККХП», ОАО «МУКОМОЛ». В 2010 году консолидированный объем продаж муки составили 296 235,1 тыс.тонн, что составило 88,7 процента относительно 2009 г. Абсолютный спад составил 37,9 тыс.тонн.
Общий же объем производства муки на ОАО «Роллтон» и дочерних предприятиях в 2010 году составил более 450 тыс.тонн, что является одним из лучших показателей среди чем более 2000 тыс. российских производителей. По объемам продаж муки ОАО «Роллтон» входит в первую тройку российских производителей с долей рынка около 5,0 процентов. Следует отметить, что в 2010 году ОАО «Роллтон» снизила объемы продаж фасованной муки по 1кг и 2 кг на 5,7 тыс.тонн. Спад – 4,6 процента. По реализации фасованной муки по 1 кг и 2 кг на российском рынке ОАО «Роллтон» занимает первое место с долей рынка около 10,0 процента.
Российский рынок крупы является не консолидированным, на котором работают несколько тысяч производителей и компания, специализирующихся только на расфасовке круп. К крупнейшим игрокам можно причислить ЗАО «Ангстрем», ЗАО «Увельская крупяная компания», ООО «Первая крупяная компания» с объемами продаж от 20 тыс.тонн в год и выше.
ОАО «Роллтон» реализовала в 2010 г. 7 551,4 тонн крупы, что более чем на 2,0 тыс.тонн ниже показателя 2009 г. В отчетном году обществом произведено макаронных изделий 154 999 тн., в том числе на ОАО « Свердловский хлебомакаронный комбинат», на давальческой основе – 17 570 тн. Снижение объема производства макаронных изделий в натуральном выражении составило 11,4% по сравнению с 2009 г.
За 2010 г. выработано муки на макаронной мельнице 112 173 тн., что на 10,4 процентов меньше, чем в 2009 г. На хлебопекарной мельнице произведено муки 120 439 тн., что на 7,3 процентов меньше, чем в 2009 г. Произведено муки на ОАО «МКХП» на давальческой основе за 2010 г. 83 695 тн. Произведено муки на ОАО «ККХП» на давальческой основе за 2010 г. 69 071 тн. В 2010 г. на ОАО «Роллтон» переработано пшеницы мягких сортов 163 310 тн., твердых сортов 158 658 тн. На ОАО «ККХП» на давальческой основе переработано пшеницы мягких сортов 95 238 тн., на ОАО «МКХП» - 112 126 тн. Выпуск круп за 2010г. снизился на 25,3 процентов и составил 7 179 тн. Выпуск полуфабрикатов в 2010 г. увеличился на 18,2 процента и составил 1 552 тн.
Среднесписочная численность общества в 2010 г. составляла 1 624 человек, среднемесячная зарплата составила 20 387 руб. Снижение реализации продукции по основной деятельности обусловлено как снижением физического объема реализации продукции в разрезе ассортимента, так и снижением цен на продукцию. Основными из выработанных на ОАО «Роллтон» стратегий являются: стратегия роста, стратегия лидерства в снижении издержек, стратегия улучшения системы менеджмента качества. Цель – повышение эффективности деятельности и наращивание своего присутствия на российском и зарубежных рынках за счет увеличения объемов производства и реализации, расширения географии сбыта и каналов распределения, повышения эффективности использования имеющихся производственных мощностей и установки новых, разработки и продвижения новых товарных и ассортиментных групп.
Сложившаяся экономическая ситуация в стране, внесла существенные коррективы в развитие бакалейного рынка. Значительное снижение покупательской способности населения в первую очередь сказалось на средне – и верхнеценовых группах. При снижении покупательской способности наблюдается рост потребления, привычных для российского потребителя продуктов питания: макарон, круп. Однако сама структура рынка претерпела значительные изменения.
На фоне снижения продаж макаронных изделий в премиальном сегменте на 20,0 – 25,0 процентов и среднеценовом, – на 10 – 12 процентов, значительно вырос рынок эконом-сегмента, – на 20,0 процентов в относительных показателях или на 60,0 – 80,0 тыс.тонн в натуральных. Это не брендированные макаронные изделия группы В, реализуемые на развес, либо продукция, выпускаемая под частными марками торговых сетей. Таким образом, макароны группы В вернули свои позиции, которые они теряли на протяжении последних 10 лет.
Ближайшими конкурентами ОАО «Роллтон» на рынке макаронных изделий продолжают оставаться ЗАО «1-ая Макаронная компания», ЗАО «Союз-Пищепром», ЗАО «Инфолинк». ЗАО «Союз-Пищепром» – сохранил объем продаж на уровне 2008 г., которые составили около 90 тыс.тонн (15 процентов реализуется на территории Челябинской области под торговыми марками «Царь» и «СоюзПищепром», 20 процентов «private label»). Компания выпускает частные марки для ТС «Магнит», ТС «Монетка».
ЗАО «1-ая Макаронная компания» с объемами продаж около 80 тыс.тонн в год является ближайшим конкурентом ОАО «Роллтон» по объемам производства макаронных изделий. 35 процентов продукции ЗАО «1-ая Макаронная компания» реализуется на территории нахождения производственных мощностей: Московская, Ленинградская и Смоленская области, 10 процентов в республике Беларусь.
Кроме того, следует отметить
компанию ЗАО «Инфолинк», являющеюся
официальным поставщиком
Следует отметить, что
за последнее время прекратили производство
макарон такие в прошлом
Отраслевые риски. Риск цен на сырье (зерно), макаронные изделия и муку. Поступление потоков денежных средств, доходность и будущий уровень роста в значительной степени зависят от существующих цен на сырье (зерно) и макаронные изделия.
Компания имеет комплексную программу мер по преодолению неблагоприятных ситуаций, связанных с отраслевыми рисками. В ее числе постоянный мониторинг, анализ и прогнозирование динамики цен на сырье, макаронные изделия и муку с соответствующей корректировкой планов оперативного и стратегического развития, а также ряд технических и организационных мероприятий, минимизирующих влияние технических и экологических рисков
Основным риском для компании, связанным с инфляцией, является увеличение затрат, включая повышение стоимости материальных и топливных ресурсов, которое опережает рост цен на собственную продукцию.
3. Факторный анализ прибыли ОАО «Роллтон»
Конечным результатом деятельности предприятия – является получение прибыли. Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективную работу предприятия. Прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости, штрафа, неустойки и другие факторы. Прибыль влияет на рентабельность, состояние собственных оборотных средств, платежеспособность и так далее.
Проведем анализ финансовых результатов предприятия. Полученные результаты сведем в таблицу 2.1.
Таблица 2.1
Анализ динамики финансовых результатов ОАО «Роллтон»
Показатель |
На начало года |
На конец года |
Темп роста, % | ||
сумма |
±Δ |
сумма |
±Δ | ||
Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг |
6446354 |
1706324 |
9450431 |
3004077 |
199,4 |
Себестоимость от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
4147702 |
986739 |
6504016 |
2356314 |
205,8 |
Валовая прибыль |
2298652 |
719585 |
2946415 |
647763 |
186,6 |
Коммерческие расходы |
722385 |
127212 |
895189 |
172804 |
150,5 |
Управленческие расходы |
163159 |
35642 |
199098 |
35939 |
156,1 |
Прочие доходы |
646375 |
300616 |
1171487 |
525112 |
338,8 |
Прочие расходы |
703 866 |
251560 |
998 329 |
294463 |
220,7 |
Прибыль до налогообложения |
1327156 |
595498 |
1878369 |
551213 |
256,7 |
Текущий налог на прибыль |
313562 |
141508 |
415075 |
101513 |
241,3 |
Чистая прибыль |
990315 |
447341 |
1452268 |
461953 |
267,5 |
В начале года произошло увеличение выручки от реализации продукции на 1 706 324 тыс.руб., это связано с увеличением объема продаж, расширением рынка сбыта продукции предприятия. Себестоимость реализации продукции увеличилась на начало года на 986 739 тыс.руб. и составила 4 147 702 тыс.руб. Не смотря на увеличение себестоимости реализации продукции предприятия, валовая прибыль увеличилась и составила 2 298 652 тыс.руб. Чистая прибыль также увеличилась и составила в начале года 990 315 тыс.руб.
Выручка от продажи продукции ОАО «Роллтон» в конце года увеличилась на 3 004 077 тыс.руб. по сравнению с началом года и составила 9 450 431 тыс.руб. Не смотря на увеличение себестоимости в конце года на 2 356 314 тыс.руб. по сравнению с началом года, прибыль ОАО «Роллтон» увеличилась на 647 763 тыс.руб. и составила 2 946 415 тыс.руб.
Прочие расходы в конце года увеличились незначительно на 294 463 тыс.руб. и составили 998 329 тыс.руб. В конце года прибыль ОАО «Роллтон» увеличилась по сравнению с началом года на 461 953 тыс. руб. и составила 1 452 268 тыс. руб.
На рисунке 2.4 представлена динамика состава доходов и прибыли ОАО «Роллтон» в 2009 -2010 годах.
Рис. 2.1. Динамика и темп роста доходов и прибыли ОАО «Роллтон»
В таблице 2.2 проанализирована структура финансовых результатов предприятия.
Таблица 2.2
Анализ структуры финансовых результатов ОАО «Роллтон»
Показатель |
На начало года |
На конец года | ||
удельный вес |
±Δ |
удельный вес |
±Δ | |
Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг |
100 |
- |
100 |
- |
Себестоимость от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
64,34 |
-2,34 |
68,82 |
4,48 |
Валовая прибыль |
35,65 |
2,34 |
31,17 |
-4,48 |
Коммерческие расходы |
11,20 |
-1,36 |
9,47 |
-1,73 |
Управленческие расходы |
2,53 |
-0,16 |
2,11 |
-0,42 |
Прочие доходы |
10,03 |
2,74 |
12,39 |
2,36 |
Прочие расходы |
10,92 |
1,38 |
10,56 |
-0,35 |
Прибыль до налогообложения |
20,58 |
5,15 |
19,87 |
-0,71 |
Текущий налог на прибыль |
4,86 |
1,24 |
4,39 |
-0,47 |
Чистая прибыль |
15,36 |
3,91 |
15,37 |
0,01 |
Информация о работе Факторный анализ прибыли от реализации ОАО «Роллтон»