Факторы внешней и внутренней среды на предприятии городского хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта заключается в анализе внешней и внутренней среды предприятия для разработки комплекса мер, направленных на корреляцию факторов внешней и внутренней среды.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 100.91 Кб (Скачать файл)

Конкурентная ситуация постоянно развивается, но всегда существует важная на данный период времени движущая сила конкуренции; важно выявлять слабые и сильные стороны конкурентов и на этой базе строить свою стратегию конкурентной борьбы. Пять сил определяют условия, в которых функционируют конкретные организации, состояние каждой из сил, а также их совместное воздействие определяет возможности отдельно взятой организации в конкурентной борьбе.

Большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Поэтому для того, чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь в себе достаточный потенциал, чтобы перейти к созданию продукта нового типа. Препятствием на пути товаров-заменителей может встать проведение ценовой конкуренции, повышение качества при продаже и обслуживании товара, производство новых более привлекательных видов продукции, усиление рекламной деятельности.

Изучая состояние конкурентной среды организация должна контролировать не только структуру и динамику поведения конкурентных ил, но и поведение своих основных конкурентов.

 
   




Конкуренция является эффективным методом взаимной координации индивидуальных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность. Каждая конкурентная организация стремится формировать свою рыночную стратегию, которая при ее реализации обеспечивает превосходство над конкурентами. Успешность такой стратегии должна зависеть от стратегий, принятыми конкурентами. Поэтому неизбежным является косвенное взаимодействие конкурентов, которое заключается в следующем: организация, вырабатывая свою стратегию обязательно ориентируется на конкретные действия конкурентов и пытается спрогнозировать их. Параметрами такого взаимодействия могут быть: цена, новые или улучшенные товары или же услуги, технические новшества, сервис, гарантии, экономия затрат. Соперничество между организациями полностью не исключает и сотрудничество между ними (разного рода альянсы).

 
  
2. Анализ внутренней и внешней среды организации

2.1. Характеристика организации

Полное наименование предприятия - Муниципальное унитарное предприятие «Красновишерское водопроводно-канализационное хозяйство-1». Это коммерческая организация жилищно-коммунального хозяйства. Организационно-правовая форма предприятия - муниципальное унитарное предприятие. Собственником имущества предприятия с 2007 года является Красновишерское городское поселение. Предприятие действует на основе права хозяйственного ведения.

Среднесписочная численность работников предприятия составляет 130 человек, поэтому его можно отнести к категории средних предприятий.

В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования системы водоснабжения и водоотведения в Красновишерске МУП «Водоканал-1» является локальной монополией.

МУП «Водоканал-1» осуществляет поставку услуг водоснабжения и водоотведения населению и прочим потребителям города Красновишерска.

Обеспечение поставок услуг осуществляют структурные подразделения предприятия:

- участок водопроводно-насосных станций (ВНС) и водопроводных наружных сетей (занимается круглосуточным контролем  состояния и режима работы насосных агрегатов, забирающих воду из подземных источников и перекачивающих ее в резервуар для заполнения водопроводной сети, а также технической эксплуатацией наружной водопроводной сети города протяженностью 78 км);

-участок канализационно-насосных станций (КНС) и канализационных наружных сетей (занимается круглосуточным контролем за работой насосных установок по перекачке стоков в четырех насосных станциях и транспортировкой сточных вод от населения и прочих потребителей по канализационной сети протяженностью 44км на очистные сооружения);

- участок очистных сооружений канализации (занимается приемом сточных вод, их механической и биологической очисткой, а также контролем качества сточных вод перед сбросом их в водные объекты);

- транспортный цех (обеспечивает вывоз жидких бытовых отходов от жилого фонда, а также работу основных участков);

- электротехнический цех (обеспечивает бесперебойную работу основных участков).

Руководит деятельностью предприятия директор. В его непосредственном подчинении находится юрист предприятия, бухгалтерия. Заместителем директора является главный инженер, который руководит техническим отделом, цехами предприятия.

Из общей численности персонала 23% составляют руководители, специалисты и служащие, 77% - рабочие, младший обслуживающий персонал.

Отметим некоторые особенности предприятия, отличающие его от прочих промышленных предприятий народного хозяйства:

а) прежде всего – это наличие муниципальной собственности и социальная направленность предприятия. Финансовые отношения существуют в основном между администрацией Красновишерского городского поселения (заказчиком муниципального заказа), предприятием (исполнителем муниципального заказа), населением (потребителем услуг водоснабжения и водоотведения);

б) принадлежность услуг предприятия к группе жизнеобеспечения;

в) предприятие занимает монопольное положение на территории Красновишерского городского поселения;

г) в случае недостатка собственных средств предприятие может финансироваться из бюджета по текущим и капитальным затратам;

д) осуществление прямого государственного регулирования ценообразования через систему тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, расходов на оплату услуг населением, выручки и собственных доходов предприятия через систему Федеральных стандартов.

Для осуществления деятельности предприятия используются внеоборотные и оборотные активы. Доля внеоборотных активов составляет 80%, оборотных активов – 20%. Внеоборотные активы практически на 100% представлены основными средствами, в состав которых входят здания и сооружения, оборудование ВНС, КНС, сети водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения, здания, оборудование, машины и механизмы, транспортные средства вспомогательных цехов. Основные показатели деятельности предприятия МУП «Водоканал-1» представлены в таблице 5.

Таблица 5. Основные показатели деятельности МУП «Водоканал-1» в 2011-2013гг.

Наименование показателей

Ед.изм.

2011 год

2012год

2013год

Основные средства

тыс.руб.

41300

43717

46214

Оборотные средства

тыс.руб

17792

15652

11368

Дебиторская задолженность

тыс.руб

14226

10322

7555

Балансовая прибыль

тыс.руб

1843

1268

884

Кредиторская задолженность

тыс.руб

2921

3779

3594

Объем подъема воды

т.кбм

1906

1978

2168

Пропуск стоков

т.кбм

1610

1666

1866

Объем реализации воды

т.кбм

1258

1338

1531

Объем реализации стоков

т.кбм

935

964

1070

Выручка от реализации товаров, работ, услуг

тыс.руб

27999

26241

25806

Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг

тыс.руб

26173

24307

23185

Прибыль от реализации товаров, работ, услуг

тыс.руб

1826

1934

2621

Чистая прибыль

тыс.руб

575

384

-79

Фонд оплаты труда

т.р.

10582

9853

8594

Среднесписочная численность работающих

чел.

125

127

139


 

По таблице 2, можно сделать выводы о том объемы производства в течение анализируемых 2011-2013 гг. падают, что связано с передачей сельского водоснабжения, водоотведения в 2011году на баланс сельских поселений, падением производства промышленных предприятий города и, соответственно, уменьшением потребления воды, ростом количества устанавливаемых населением приборов учета воды. Объем подъема воды в 2012году составил 91,2% по отношению к 2011 году, в 2013году по отношению к 2012году объем подъема воды продолжал падать и составил 96,4%. Пропуск стоков в 2012 году составил 89,3% против 2011 года, в 2013 году 96,6% против 2012года.

В 2011году введен блок биологической очистки стоков, строящийся почти 6 лет за счет средств краевого и районного бюджетов. С падением объемов производства в городе, банкротством Вишерского бумажного комбината, ростом безработицы населения упала платежеспособность населения, что отразилось на росте дебиторской задолженности МУП «Водоканал-1» в 2011году против 2013года почти вдвое. Постоянный недостаток денежных средств на предприятии не позволил вкладывать деньги в капитальный ремонт водопроводных сетей и сетей канализации, что значительно увеличило потери воды в сетях. Потери воды в сетях в 2013году составил 29,4%, в 2012году – 32,4%, в 2013году -34%. Износ 31% сетей предприятия составляет 100%.

Для того, что бы рассчитать ликвидность, оборачиваемость оборотных средств, финансовую устойчивость, деловую активность на предприятии МУП «Водоканал 1», проведем оценку прибыли или убытков. Она проводится на основании данных  формы  № 2 «Отчет о прибылях и убытках», пояснительных записок к годовым отчетам предприятия.

 

 

 

 

 

2.2. Анализ внутренней среды организации

Внутренняя среда организации оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

 Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками.

Возрастной и образовательный уровень работников предприятия

На сегодняшний день штат сотрудников предприятия составляет около 108 человек.

Средний возраст и образование:

отдел снабжения: 25-30 лет, высшее;

абонентский отдел: 23-28 лет, среднее-профессиональное;

бухгалтерия: 30 лет, высшее;

планово-экономический отдел: 32-45 лет; высшее;

аппарат руководства: 38-45 лет, высшее;

производство и ремонт: 35-40 лет, среднетехническое, высшее.

Коллектив компании довольно молод. Среди сотрудников сложилось такое мнение, что устроиться на работу в МУП «Водоканал-1» - только полдела: главное - удержаться в организации, потому что от сотрудников здесь требуют полной самоотдачи. Многие из работников имеют два высших образования, но продолжают учиться: осваивают современный менеджмент, маркетинг и другие предметы рыночной экономики.

Умение работников работать в команде является одним из наиболее важных условий эффективного функционирования предприятия. Именно согласованные действия всех сотрудников обеспечивают достижение предприятием своих целей.

Следует отметить, что путь к нынешнему успеху предприятия проложен трудом, интеллектом, терпением, смекалкой и сплочённостью коллектива высококвалифицированных специалистов. Это главная гордость организации и основной ее потенциал. Коллектив компании - это одна команда, работающая в сфере коммунального хозяйства.

В своих сотрудниках организация в лице её генерального директора ценит в первую очередь творческий потенциал, неординарность мышления и инициативность, а также именно умение работать в команде.

Любое решение, принимаемое сотрудниками того или иного отдела, согласуется с его руководителем. Также и решения руководителей отделов должны быть согласованы с высшим руководством.

Однако важным критерием эффективности деятельности персонала и продвижения по служебной лестнице является умение сотрудников самостоятельно принимать решения. Многие работники довольно часто ездят в служебные командировки по всей России. И именно здесь инициативность и самостоятельность в принятии решений оказывает определяющее влияние на успех.

Основу системы мотивации на предприятии составляет выплата премий. Это предусматривает единовременную выдачу работнику определенной денежной суммы в связи с достижением им более высоких успехов в труде по сравнению с другими работниками.

Мотивация (побуждение к трудовой деятельности, стимулирование определенного поведения работника) также обусловлена самими условиями труда, его организацией, уровнем управления предприятием и другими факторами.

Эти механизмы на предприятии не сводятся только к материальным поощрениям: их применение предусматривает создание такой атмосферы, такого морального климата, при котором в коллективе хорошо знают, кто и как работает и каждому воздается по заслугам. Такой подход требует обеспечения уверенности в том, что добросовестный труд работника всегда получит признание и положительную оценку в коллективе, поднимет его авторитет и принесет заслуженное уважение коллег. Поэтому в компании развита, помимо материальных поощрений, система поощрений моральных - объявление благодарности за успешное выполнение сотрудником поставленных перед ним задач.

Информация о работе Факторы внешней и внутренней среды на предприятии городского хозяйства