Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 14:44, курсовая работа
Цель курсового проекта заключается в анализе внешней и внутренней среды предприятия для разработки комплекса мер, направленных на корреляцию факторов внешней и внутренней среды.
Функции по проведению аттестации на предприятии распределяются между линейными руководителями. Они, основываясь на корпоративной политике, разрабатывают общие принципы оценки персонала и контролируют их исполнение на практике.
Очередная аттестация в МУП «Водоканал-1» проводится ежегодно и является обязательной для всех сотрудников. Основа аттестации - описание проделанной работы и результатов по основным видам деятельности.
Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
Предприятие имеет линейно-функциональную организационную структуру (приложение 1).
Такая структура является оптимальной с точки зрения масштабов предприятия и специфики основной деятельности, что обусловлено постоянным стремлением руководства организации использовать высокие управленческие и лидерские качества и в то же время принимать грамотные, обоснованные решения на основе мнения профессионалов (сотрудников функциональных подразделений) в узкоспециализированных областях, требующих специального образования, знаний и навыков.
В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
Производственный процесс осуществляется на базе мощностей предприятия. Обеспечение поставок услуг осуществляют структурные подразделения предприятия:
- участок водопроводно-насосных станций (ВНС) и водопроводных наружных сетей (занимается круглосуточным контролем состояния и режима работы насосных агрегатов, забирающих воду из подземных источников и перекачивающих ее в резервуар для заполнения водопроводной сети, а также технической эксплуатацией наружной водопроводной сети города протяженностью 78 км);
-участок канализационно-насосных станций (КНС) и канализационных наружных сетей (занимается круглосуточным контролем за работой насосных установок по перекачке стоков в четырех насосных станциях и транспортировкой сточных вод от населения и прочих потребителей по канализационной сети протяженностью 44км на очистные сооружения);
- участок очистных сооружений канализации (занимается приемом сточных вод, их механической и биологической очисткой, а также контролем качества сточных вод перед сбросом их в водные объекты);
- транспортный цех (обеспечивает вывоз жидких бытовых отходов от жилого фонда, а также работу основных участков);
-электротехнический цех (обеспечивает бесперебойную работу основных участков).
Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения. МУП «Водоканал-1» является монополистом в своей сфере деятельности. Основными потребителями услуг водопровода и канализации являются: население города Красновишерск, а также промышленные, бюджетные и прочие предприятия. Стратегия продвижения продукции на рынке такова: разработка предложений по формированию фирменного стиля предприятия; участие в подготовке прогнозов и проектов перспективных планов производства и продажи продукции предприятия; обеспечение выполнения задания по уровню рентабельности продаж; контроль выполнения подразделениями предприятия заказов, договорных обязательств, состоянием запасов готовой продукции на складах и так далее.
Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей
Рассмотрим традиционные коэффициенты, а также способы их использования для оценки финансовой устойчивости предприятия.
Коэффициент автономии (Ка). Он характеризует финансовую независимость предприятия и определяется как отношение источников собственных средств предприятия к общей сумме средств, вложенных в имущество предприятия. Финансовое состояние МУП «Водоканал» характеризуют следующие показатели (таблица 6):
Коэффициент автономии характеризует финансовую независимость предприятия и определяется как отношение источников собственных средств предприятия к общей сумме средств, вложенных в имущество предприятия. Коэффициент заемных и собственных средств определяется как соотношение суммы обязательств предприятия по привлеченным заемным средствам к собственным средствам. Он указывает, сколько заемных средств привлекло предприятие на один рубль вложенных в имущество источников собственных средств. Коэффициент заемных и собственных средств дополняет коэффициент. Коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами определяется как отношение наличия собственного оборотного капитала к сумме всех оборотных средств предприятия.
Коэффициент текущей ликвидности который является наиболее обобщающим показателем платежеспособности. Он определяется отношением всех оборотных активов, т.е. к денежным средствам, краткосрочным финансовым вложениям и дебиторской задолженности добавляется стоимость запасов на краткосрочные долговые обязательства предприятия: Коэффициент абсолютной ликвидности является более жестким показателем и определяется как отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным долговым обязательствам. Общая рентабельность предприятия определяется отношением прибыли от реализации предприятия к стоимости активов и показывает, насколько эффективно предприятие использует активы.
Таблица 6. Анализ динамики основных показателей финансовой устойчивости и ликвидности предприятия
Наименование показателей |
Норм-ое значение показателя |
2011год |
2012год |
2013год |
Отклонения | |
2012 к 2013 |
2013 к 2011 | |||||
Коэффициент автономии |
не менее 0,5 |
15 |
11 |
13,3 |
-4 |
2,3 |
Коэффициент заемных и собственных средств |
1 |
0,07 |
0,09 |
0,07 |
0,02 |
-0,02 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
более 0,1 |
0,32 |
0,32 |
0,23 |
0 |
-0,09 |
Коэффициент текущей ликвидности |
2-2,5 |
3,16 |
3,13 |
4,30 |
-0,03 |
0,17 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,2-0,5 |
0,59 |
0,68 |
0,27 |
0,09 |
-0,41 |
Общая рентабельность предприятия |
4,5 |
3,3 |
3,1 |
-1,2 |
-0,2 |
В целом удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса, характеризующий финансовую автономность предприятия, позволяет оценить ее как благоприятную. Коэффициент автономии превышает нормативный.
Коэффициент заемных и собственных средств вполне благоприятен, соответствует нормативным значениям.
Коэффициент текущей ликвидности дает общую оценку ликвидности предприятия, показывая, сколько рублей оборотных средств приходится на один рубль текущей краткосрочной задолженности. Если оборотные активы превышают по величине краткосрочные пассивы, предприятие рассматривается как успешно функционирующее.
В нашем случае коэффициент текущей ликвидности растет, превышая норматив.
Коэффициент абсолютной ликвидности - более жесткий критерий ликвидности предприятия, показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств.
Коэффициент абсолютной ликвидности исследуемого предприятия вполне благоприятен, соответствует нормативным значениям, в 2011, 2012 даже превышает их.
С учётом факторов внешней среды прямого воздействия также можно сделать вывод о том, что внешняя среда организации имеет скорее благоприятный характер. Анализ внешней среды предприятия МУП «Водоканал-1» показал, что наибольшую угрозу для организации представляют экономические факторы. Предприятию стоит в первую очередь в отношении этих факторов применить свои сильные стороны, которые должны помочь преодолеть существующие угрозы. В наибольшей степени благоприятное влияние на организацию оказывают покупатели и поставщики, со стороны которых нет каких-либо существенных угроз. То же можно сказать и о политических, социальных и технологических факторах внешней среды. Таким образом, именно данными возможностями и, прежде всего со стороны покупателей и поставщиков предприятие должно воспользоваться для преодоления своих слабых сторон.
2.3. Анализ внешней среды
Для анализа внешней среды муниципального унитарного предприятия «Водоканал-1» выделим 2 среды:
- среда прямого воздействия (ближнее окружение) - это факторы, которые непосредственно влияют на организацию (поставщики, акционеры, рабочая сила, законодательство, власть, потребители, конкуренты), организация тесно взаимодействует с элементами этой среды, и может оказывать влияние на них, вплоть до полного контроля;
- среда косвенного воздействия (дальнее окружение) - это факторы, которые могут не оказывать прямого воздействия на организацию, но могут влиять на общее функционирование организации (состояние экономики, НТР, социальная среда, политическая обстановка, события в других странах), организация опосредованно взаимодействует на элементы этой категории, но игнорировать их она не может, т.к. они оказывают влияние на факторы первой группы, и по ним можно определить тенденции в ближнем окружении, практически не поддаются управлению, но всё же можно способствовать на них (зависит от масштабов и власти организации, а также уровня государства), необходимо вести мониторинг данных факторов для корректировке своих планов.
Среда прямого воздействия. К основным поставщикам относится ЗАО «Пермэнергосбыт», он осуществляет поставку электрической энергии. К основным потребителям относятся все население г. Красновишерск, а так же предприятия города. МУП «Водоканал – 1» является монополистом на рынке г. Красновишерск. Так же к факторам прямого воздействия относятся: законы, Информация, Клиенты, банк, госорганы, местная власть.
Факторы косвенного воздействия на организацию МУП «Водоканал»: состояние экономики; политическая обстановка; международные события; экологические факторы и так далее.
Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.
Для того чтобы понять, чем именно является для организации та или иная характеристика, сильная или слабая сторона, возможность это или угроза. Заключительным, четвертым, этапом является обобщение данных о фирме и о рынке, и формулирование выводов, проведем SWOT-анализ (таблица 7).
Таблица 7. SWOT-анализ муниципального унитарного предприятия «Водоканал-1»
Внутренняя среда | ||
Сферы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Основные фонды |
- ранее был заложен запас |
- угрозы возникновения аварий - значительный износ сетей и сооружений |
Технология |
- обеспечивает необходимое |
- затратная, низкоэффективная - низкий уровень автоматизации |
Экономика и финансы |
- огромные резервы и |
- информационная закрытость - непрозрачность финансовых потоков |
Организационная структура |
- создана система выживаемости
и самообслуживания на |
- результатом является |
Корпоративная культура |
- наличие у водоканала истории города - формирование рабочей династии |
-«культура монополиста» - направлена на удовлетворение собственных потребностей |
Кадры |
- высококвалифицированный - высокий потенциал обучаемости - готовность и быстрая
адаптация персонала к - наличие у персонала желание изменить ситуацию |
- низкий уровень менеджмента - отсутствие кадрового резерва - низкий уровень оплаты труда и отсутствие мотивации в эффективном управлении - отсутствие системы аттестации
и сертификации высшего |
Внешняя среда | ||
Сферы |
Возможности |
Угрозы |
Политика |
- поддержка правительства и |
- отсутствие стратегии реформ
не позволяют Правительству и
Госстрою действовать |
Взаимоотношения «водоканал-власть» |
-органы власти готовы к |
- при отсутствии сервисного |
Нормативно-правовая база |
- НПА постоянно совершенствуется - водоканал готов учавстовать в разработке новых документов |
- в отрасли острый недостаток специалистов, способных написать хороший документ - отсутсвие финансирования новых документов |
Тарифная политика |
- не исчерпан потенциал |
- тарифы регулируются на основе норм, а не эффективности |
Инвестиционный климат |
- в отрасли имеется огромный инвестиционный потенциал - наличие стратегических интересов у инвесторов |
- высокие инвестиционные риски - фактическая закрытость отрасли для инвестиций |
Информация о работе Факторы внешней и внутренней среды на предприятии городского хозяйства