Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:01, курсовая работа
Цель исследования - исследовать процесс формирования и проведения фандрайзинговой кампании и разработать проект фандрайзинговой кампании для БОУ ДОД города Омска «Городского Дворца детского (юношеского) творчества».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и виды фандрайзинга в учреждениях культуры;
Рассмотреть этапы фандрайзинговой компании;
Изучить особенности финансирования учреждений культуры;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАНДРАЙЗИНГА УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Основные понятия, задачи, принципы и виды фандрайзинга 5
1.2. Организация фандрайзинговой кампании 10
1.3. Особенности финансирования учреждений культуры 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОУ ДОД «ГОРОДСКОГО ДВОРЦА ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА» 18
2.1. Общая характеристика деятельности БОУ ДОД «Городского Дворца детского (юношеского) творчества» 18
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности БОУ ДОД «Городского Дворца детского (юношеского) творчества» 23
2.3. Разработка проекта фандрайзинговой кампании для БОУ ДОД «Городского Дворца детского (юношеского) творчества» 24
2.4. Анализ анкетных данных респондентов в необходимости создания проекта фандрайзинговой кампании «Развиваемся вместе» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фандрайзинг как инструмент финансирования учреждений культуры
Курсовая работа
Выполнила: студентка курса
очной формы обучения
группы
Научный руководитель:
Омск – 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАНДРАЙЗИНГА УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Основные понятия, задачи, принципы и виды фандрайзинга 5
1.2. Организация фандрайзинговой кампании 10
1.3. Особенности финансирования учреждений культуры 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОУ ДОД «ГОРОДСКОГО ДВОРЦА ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА» 18
2.1. Общая характеристика деятельности БОУ ДОД «Городского Дворца детского (юношеского) творчества» 18
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности БОУ ДОД «Городского Дворца детского (юношеского) творчества» 23
2.3. Разработка проекта фандрайзинговой кампании для БОУ ДОД «Городского Дворца детского (юношеского) творчества» 24
2.4. Анализ анкетных данных респондентов в необходимости создания проекта фандрайзинговой кампании «Развиваемся вместе» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Актуальность темы. В связи со сложным социально-экономическим положением России перед системой образования в сфере культуры и искусств, как и перед специалистами учреждений сферы культуры и искусств, стоит задача поиска и привлечения дополнительных, помимо выделяемых из бюджета, финансовых средств на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, их последующего внедрения в работу учреждений культуры и искусств.
В мировой практике одной из наиболее
развитых форм ресурсного обеспечения
исследовательской и
Фандрайзинг является на сегодняшний день актуальнейшим источником средств для учреждений культуры в большинстве развитых стран, и его значение продолжает возрастать. В последнее десятилетие роль его как источника финансирования учреждений культуры стремительно возросла, в связи с тенденциями сокращения государственных бюджетов.
В современных условиях рыночных отношений в России большое значение приобретает развитие государственных учреждений культуры, решающих необходимые для любого общества и государства культурно - просветительские и научно-исследовательские задачи. Занимается сохранением национального наследия, повышением интеллектуального и творческого потенциалов общества и др. В то же время условия функционирования учреждений культуры в России (низкое благосостояние населения, сокращение бюджетного финансирования и др.) создали крайне неблагоприятные предпосылки для их развития. Поэтому необходим поиск дополнительных источников финансирования, взаимодействие с потенциальными спонсорами, и средствами массовой информации.
Объект исследования – процесс формирования, организации и проведения фандрайзинговой кампании БОУ ДОД города Омска «Городского Дворца детского (юношеского) творчества».
Предмет исследования – фандрайзинг, как инструмент совершенствования системы финансирования учреждений культуры.
Цель исследования - исследовать процесс формирования и проведения фандрайзинговой кампании и разработать проект фандрайзинговой кампании для БОУ ДОД города Омска «Городского Дворца детского (юношеского) творчества».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза исследования. Если государственная политика в области финансирования учреждений культуры не изменится в ближайшее время, то эти учреждения будут вынуждены полностью перейти на самофинансирование путём фандрайзинговой работы.
База исследования - БОУ ДОД города Омска «Городской Дворец детского (юношеского) творчества», расположенный по адресу: Красный путь, 155.
Практическая
значимость исследования заключается
в том, что данная работа может
быть использована при организации
благотворительной акции.
Слово фандрайзинг имеет английское происхождение. Fund – фонд, источник, капитал, денежные средства, raise – поднимать, находить, собирать. Являясь калькой с английского, фандрайзинг представляет собой методику (в широком смысле) поиска источников финансирования [3, с.27].
Существует
несколько определений
Фандрайзинг — это:
Вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим: финансовые средства нужны всем: одним, чтобы совершить благое дело, другим — чтобы прирастить объем уже существующей денежной массы, третьим — чтобы дать толчок к развитию организации в самом начале ее деятельности[11, с.113].
По своей сути фандрайзинг мало чем отличается от поиска инвесторов. Отличия заключаются в том, что инвесторов обычно ищут под коммерческие проекты, «всерьез и надолго», для создания основных фондов, когда отдача от инвестиций предполагается спустя довольно длительное время. Целью инвестора является извлечение прибыли. Фандрайзинг же обычно связан обычно с поиском средств под некоммерческие проекты, которые в принципе не могут быть реализованы в коммерческом режиме и когда испытывается нехватка оборотных средств на реализацию проектов и программ — не на создание основных фондов, а на деятельность[10, с.103].
Основными понятиями, без которых не может существовать фандрайзинг, являются такие понятия как:
Грант – средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. В отличие от займа грант не нужно возвращать.
Заявка – письменное обращение с просьбой о выделении гранта. В отличие от бизнес-плана, заявка пишется, чтобы получить средства на некоммерческий проект, т.е. на дело, которое заведомо не ориентировано на получение прибыли.
Донор – юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным организациям на добровольной бескорыстной основе.
Спонсор – юридическое или физическое лицо, оказывающее на добровольной и бесприбыльной основе материальную поддержку благотворительной деятельности в целях популяризации исключительно своего имени (названия), торговой марки и т.д.
Грантодатели – частные лица или организации, рассматривающие заявки на грант и предоставляющие гранты.
Заявитель – частное лицо или организация, подающие заявки на грант.
Проект – логическая совокупность мероприятий, осуществляемых для достижения поставленных целей в рамках установленного бюджета, плана –графика реализации и прогнозирование результатов деятельности.
Спонсорство – взаимовыгодный обмен денежных средств, товаров, услуг, работ на возможности размещения рекламы, PR – мероприятий, стимулирующих сбыт.
Благотворительность – добровольная, бескорыстная, различная по формам поддержка финансовых и юридических лиц в общеполезных целях.
Пожертвование – дарение вещи или права ограниченному кругу благополучателей в общеполезных целях.
Патронаж – оказание долгосрочной материальной и организационной поддержки некоммерческой деятельности в ответ на получение прав управления ею.
Членство – регулярное отчисление в некоммерческую организацию фиксированных средств с целью получения стандартного пакета некоммерческих услуг.
Меценатство – организация или поддержка общественно – значимых мероприятий в просветительских целях (преимущественно в сфере культуры и искусств).
Государственные фонды – госучреждения, финансируемые из бюджета своего государства.
Посреднические фонды – общественные организации, финансируемые государственными или частными фондами и распределяющие финансы по заявителям, удовлетворяющим требованиям фонда или программы.
Частные фонды – это негосударственные некоммерческие организации, получающие средства от граждан (в виде пожертвований) или коммерческих организаций, а также частные лица. Обычно эти фонды отличаются, по сравнению с государственными и посредническими фондами, меньшей бюрократичностью, менее жесткими требованиями к оформлению заявок, максимально упрощенной отчетностью, большей демократичностью[14, с.111].
Задачи фандрайзинга:
Принципы фандрайзинга:
Информация о работе Фандрайзинг как инструмент финансирования учреждений культуры