Фандрайзинг как инструмент финансирования учреждений культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать процесс формирования и проведения фандрайзинговой кампании и разработать проект фандрайзинговой кампании для БОУ ДОД города Омска «Городского Дворца детского (юношеского) творчества».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть сущность и виды фандрайзинга в учреждениях культуры;
Рассмотреть этапы фандрайзинговой компании;
Изучить особенности финансирования учреждений культуры;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАНДРАЙЗИНГА УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Основные понятия, задачи, принципы и виды фандрайзинга 5
1.2. Организация фандрайзинговой кампании 10
1.3. Особенности финансирования учреждений культуры 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАНДРАЙЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОУ ДОД «ГОРОДСКОГО ДВОРЦА ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА» 18
2.1. Общая характеристика деятельности БОУ ДОД «Городского Дворца детского (юношеского) творчества» 18
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности БОУ ДОД «Городского Дворца детского (юношеского) творчества» 23
2.3. Разработка проекта фандрайзинговой кампании для БОУ ДОД «Городского Дворца детского (юношеского) творчества» 24
2.4. Анализ анкетных данных респондентов в необходимости создания проекта фандрайзинговой кампании «Развиваемся вместе» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

ФАНДРАЙЗИНГ.docx

— 402.17 Кб (Скачать файл)

Фандрайзинг может быть «внутренним» и «внешним»  по способу осуществления.

Внутренний фандрайзинг — это когда разработкой и реализацией поиска финансирования осуществляют сотрудники организации самостоятельно.

Внешний фандрайзинг — это поиск финансирования, осуществленный посредством привлечения профессиональных консультантов по фандрайзингу.

В данном случае в этой роли могут выступать  как независимые эксперты, так  специализированные фандрайзинговые  фирмы[7, с.22].

Фандрайзинг в учреждениях культуры направлен на поддержку в области изобразительного и музыкального искусства, литературы, театров, кино, музеев, библиотек. Бизнесменов привлекают в этой сфере не только широкие возможности для рекламы, но и формирование репутации фирмы в культурной среде, которая дает максимальный «выход на общество». Для зарубежных спонсоров это отличный способ прорваться на международный рынок, показав тем самым свой интерес к культуре данной страны. Таким образом, поддерживаются человеческие ценности и творчество[17, с.49].

    1. Организация фандрайзинговой кампании

 

Организация фандрайзинговой кампании является сложным процессом, который можно  разделить на четыре этапа.

  1. Планирование FR - кампании.
  2. Реализации фандрайзинга.
  3. Осуществление контроля за ходом реализации фандрайзинга. 
  4. Оценка результатов проведенной FR - кампании[6, с.91].

Первый этап – начинается с разработки содержательной программы привлечения средств. В крупных некоммерческих организациях этот процесс начинается за год до начала кампании. В ходе его определяются основные направления работы на следующий год, составляются перечни краткосрочных и долгосрочных проектов, прогнозируются потоки клиентов, доноров              и т.д.[11, с.63].

Каждая  фандрайзинговая кампания имеет строго определенные задачи, в соответствии с которыми выделяются два основных вида фандрайзинга.

  1. Проектный фандрайзинг – это когда задачи фандрайзинга сводятся к поступлению конкретных средств под реализацию проектов. Он является наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой некоммерческой организации, так и для финансирующей стороны. 
  2. Оперативный фандрайзинг – это когда направления привлеченных средств идут на покрытие текущих расходов. Он является наименее эффективной формой привлечения средств в некоммерческой организации, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете[20].

Непосредственно сам план фандрайзинговой кампании утверждается дирекцией  некоммерческой организации за 4–6 месяцев до начала кампании. Это необходимо для тщательной подготовки FR - кампании, обеспечения всеми необходимыми информационными материалами (описаниями проекта, обращениями к спонсорам и т.д.), а также для определения круга потенциальных доноров, баланса расходов и доходов и т.д.

Второй этап – связан с реализацией фандрайзинговой компании на практике. Методы реализации фандрайзингового плана крайне разнообразны. Это проведение различных мероприятий, и обращение к заинтересованным лицам по телефону, почте, в ходе личной встречи и т.д.[19].

Методы:

  • Телефандрайзинг (telefundraising) – обращение к потенциальным донорам и благотворителям по телефону и по факсу.
  • Почтовый фандрайзинг (mail fundraising) – обращение к потенциальным донорам и благотворителям по почте.
  • Индивидуальный фандрайзинг (individual fundraising)  - персональное обращение к донорам и благотворителям в личной беседе.
  • Солофандрайзинг ( solo fundraising)  - приобретение поддержки.
  • Событийный фандрайзинг (events fundraising) – проведение различных мероприятий (аукционов, выставок, лотерей, презентаций, обедов и т.д.)

На проведение фандрайзинга некоммерческая организация  выделяет собственные средства и  устанавливает    должностную ответственность за их оперативное использование, а также за конечные и промежуточные финансовые результаты[14, с.126].

Ответственность за проведение фандрайзинговой кампании может возлагаться на внутренние службы  некоммерческой организации, как-то: отделы развития, маркетинга, связей с общественностью.

Третий этап – сводится к постоянному мониторингу со стороны финансовых служб за ходом реализации фандрайзинга, а также в корректировке планов с учетом произошедших изменений. 

Четвертый этап – включает в себя оценку результатов фандрайзинга.

В целом  эффективность конечных результатов  фандрайзинга зависит от уровня организации  каждого из четырех этапов кампании. То, насколько эффективно ведутся планирование, реализация, контроль и анализ фандрайзинга, отражается на итоговых показателях.

Таким образом, фандрайзинг не является единовременной акцией или разовым событием. Под фандрайзингом понимается целый комплекс 
управленческих мероприятий, ежегодно осуществляемых некоммерческими 
организациями[4, с.56].

    1. Особенности финансирования учреждений культуры

 

 

Особенностью  финансирования учреждений культуры является то, что часть из них имеет возможность получения внебюджетных доходов, поступающих в результате их коммерческой деятельности (театры, цирки, концертные залы, дворцы культуры и др.)[13, с.88].

Финансирование  учреждений культуры осуществляется в определенном порядке, который включает следующие основные принципы:

  • соблюдение режима экономии в расходовании средств государственного бюджета;
  • строгое целевое использование бюджетных средств;
  • соблюдение правильности и своевременности выделения ассигнований на содержание учреждения;
  • систематический контроль со стороны вышестоящих организаций и финансовых органов за деятельностью бюджетного учреждения[15, с.102].

Общие объемы государственного финансирования культуры из местных бюджетов регулярно уточняются для возмещения дополнительных затрат, вызванных ростом цен, тарифов и ставок заработной платы. В соответствии с «Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» финансирование организации культуры осуществляется за счет:

  • бюджетных ассигнований и других поступлений от учредителя;
  • доходов от платных форм культурной деятельности;
  • платежей за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами;
  • добровольных пожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;
  • кредитов банков и иных кредитных учреждений;
  • других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации[12, с.37].

Бюджетные ассигнования выделяются на оплату труда  работников; содержание зданий (включая  расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы); комплектование библиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейных коллекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов для реставрации фондов; научно — методическую деятельность; материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов; оснащение организации культуры современными техническими средствами и оборудованием; проведение капитального ремонта; другие затраты, связанные с основной деятельностью организации культуры.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется в виде субсидий.

На основании  Инструкции № 157н аналитический код вида финансового обеспечения бюджетного учреждения отражается в 18 разряде Рабочего плана счетов учреждения. В отношении бюджетных учреждений нового типа применимы следующие коды видов финансового обеспечения:

2 — приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);

3 — средства во временном распоряжении;

4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 — субсидии на иные цели;

6 — субсидии на цели осуществления капитальных вложений.

Помимо  субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным  учреждениям могут быть предоставлены  субсидии на иные цели. Примером таких субсидий являются гранты, выделяемые из бюджета в соответствии с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, субсидии на капитальный ремонт имущества, закрепленного за бюджетной организацией, приобретение оборудования.

К средствам, поступающим во временное распоряжение, относятся:

  • денежные средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе участником размещения заказа и (или) в качестве обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта;
  • денежные средства (пенсии) граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические учреждения и т. п.);
  • иные денежные средства, если это предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Кроме того, бюджетное учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных и иных предусмотренных его уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц (в т. ч. иностранных) только в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и по цене, определенной учредителем. Виды дополнительных платных услуг также формируются на законодательном уровне или учредителем. Таким образом, приносящая доход деятельность бюджетного учреждения:

  • может осуществляться сверх установленного государственного (муниципального) задания;
  • относится к видам деятельности, предусмотренным учредительными документами учреждения (уставом, положением).

Цена  на платные услуги должна устанавливаться  органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Прибыль, полученная в результате предпринимательской деятельности, направляется на цели деятельности учреждения[10, с.77].

Бюджетные учреждения, которым предоставляются  субсидии на возмещение нормативных  затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием услуг, выполнением работ, и на иные цели в качестве планового документа используют план финансово-хозяйственной деятельности.

Бюджетное финансирование восполняет основные статьи затрат: содержание зданий, коммунальные платежи, заработная плата, приобретение необходимых средств. Данного финансирования недостаточно для того, чтобы выполнять  в полном объеме функции учреждений культуры. Поэтому вторым источником финансирования являются средства, получаемые от предпринимательской деятельности самих учреждений культуры[7, с.55].

Например, государственное учреждение культуры — библиотека — осуществляет учет финансирования и расходов по субсидиям и средствам, полученным за счет внебюджетных источников. Источники финансирования библиотек представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Источники финансирования библиотек

В соответствии со ст. 298 ГК РФ, ст. 47 Основ законодательства о культуре, бюджетные учреждения культуры вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, соответствующую целям, ради которых созданы указанные учреждения, а также при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах[1].

Доходы, полученные бюджетными учреждениями от такой деятельности, поступают в их самостоятельное распоряжение.

В библиотечных учреждениях доходы от приносящей доход  деятельности формируются за счет оказания следующих платных услуг:

  • информационно-библиографическое обслуживание;
  • патентно-информационные услуги;
  • межбиблиотечный абонемент;
  • копировально-множительные работы;
  • услуги интернет-зала;
  • библиотечные сервисные услуги;
  • образовательные услуги;
  • организация и проведение массовых мероприятий;
  • возмещение затрат по первичной записи читателей в библиотеку.

Поскольку платные услуги библиотек являются разовыми, оформление письменных договоров  с их потребителями не требуется[13, с.52].

Информация о работе Фандрайзинг как инструмент финансирования учреждений культуры