Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:12, курсовая работа
Цель работы: анализ организационной культуры ОАО «Газпром».
При написании работы рассматривались следующие задачи:
Анализ теоретических и практических источников организационной культуры;
Анализ организационной культуры на предприятии;
Выводы и рекомендации по исследованию.
Введение 4
1. Организационная культура 6
1.2 Функции организационной культуры 9
1.3 Типы организационной культуры 12
2. Проявление организационной культуры 17
2.1 Механизмы формирования организационной культуры 17
2.2 Структура культуры 20
2.3 Национальное в организационной культуре 23
3. Организационная культура ООО «Газпром трансгаз Казань» 27
3.2Анализ организационной культуры 28
3.3 Рекомендации по улучшению 32
Заключение 34
Список использованных источников 36
Согласно Э. Шейну, познание организационной культуры начинается с первого, «поверхностного» или «символического» уровня, включающего артефакты – видимые внешние организационные структуры и процессы. В широком смысле артефакт – это все созданное человеком (от лат. artefactum – «искусственно сделанное»). Организационная культура в целом может быть представлена как артефакт, поскольку является «искусственно сделанным», т.е. продуктом человеческой деятельности. Повседневная жизнь человека наполнена символами, которые напоминают ему что-либо, воздействуют на него, разрешают и запрещают, покоряют. Это конкретные видимые элементы культуры, такие как язык, форма приветствия, одежда, физическое расположение (закрытое или открытое помещение). Идентификация и понимание содержания артефактов базируется на ее видимых продуктах. Их можно изучать, но трудно точно расшифровать.
Типичное и важное видимое проявление культуры представляет собой ритуалы, церемонии, истории, символы и язык. К артефактам также относятся: архитектура и мебель производственных и служебных зданий и сооружений, язык общения в организации и другие наблюдаемые образцы поведения, технология и продукты деятельности, ее художественные произведения и стиль, воплощаемый в одежде, манере общения, эмоциональной атмосфере, мифах и историях, связанных с организацией, описание принятых ценностей – все то, что можно ощущать и воспринимать посредством органов чувств. Для целей анализа культуры в этот уровень включаются также видимое поведение группы и соответствующие организационные процессы.
Второй, подповерхностный уровень – образуют ценности, нормы и правила поведения. Это устойчивые образцы поведения, включая методы принятия решений индивидами, организацию командой работы и отношение к проблемам. Ценности, под которыми понимаются значимые явления и предметы реальной действительности с точки зрения их соответствия потребностям организации и ее членов, составляют на данном уровне культурный пласт. Они формируются в результате управленческого воздействия руководства и под влиянием индивидуальной культуры и совместного опыта членов организации. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Принятые в организации нормы и правила являются регуляторами поведения членов организации и непосредственно детерминируются сложившимися ценностями. Элементы данного уровня отражают идеологию организации.
Ценности помогают индивиду понять то, что значимо в организации, задают ориентиры поведения, выполняя, таким образом, нормативную функцию. Ценность, воспринятая индивидом, выступает в качестве социальной установки. Социальная установка является основанием поведения сотрудника. Даже если человек принимает существующие ценности, его установки могут изменяться, отклоняясь от общепринятых норм. Это связано, во-первых, с формированием социальной установки и следование ей происходит под влиянием потребностей, преобразуемых в дальнейшем в интересы, мотивы, цели деятельности индивиды. Во-вторых, реализация установки зависит от ситуации удовлетворения. Э. Х. Шейн ввел понятие "организационная идеология". Он особо подчеркивает роль жизненного кредо лидера организации – создателя или преобразователя ее культуры. То есть на этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке.
Глубинный уровень – составляют подсознательные убеждения, базовые представления, система которых, по Э. Шейну, составляет сущность организационной культуры. «культура как набор базовых представлений определяет, на что мы должны обращать внимание, в чем состоит смысл тех или иных предметов и явлений, какой должна быть эмоциональная реакция на происходящее, какие действия следует предпринимать в той или иной ситуации». Шейн неоднократно обращает внимание не только на значимость базовых представлений в социальной регуляции поведения, но и на трудности их выявления и регистрации, поскольку зачастую они воспринимаются людьми как само собой разумеющиеся, подразумеваемые, либо неосознаваемые убеждения. Поэтому он приводит большое множество иллюстраций, чтобы показать, что базовые представления «часто имеют отношение к фундаментальным аспектам существования, которыми могут быть: природа времени и пространства; природа человека и человеческой активности; природа истины и способы ее обретения; правильные взаимоотношения индивида и группы; относительная важность работы, семьи и саморазвития; обретение мужчинами и женщинами своей истинной роли и природа семьи». Нередко в организациях формируются различные коллективные или общие точки зрения на этические проблемы, образуя ценностные суждения большинства сотрудников организации. Этот нижний уровень культурной системы образуют "базовые представления" работников, под которыми понимается общая духовная настроенность работников, совокупность их мыслей, верований, создающих общую картину самой организации и непроизвольно регулирующих их поведение во времени и пространстве, определяя отношения работников друг к другу к самой работе.
Эти скрытые
и принимаемые на веру предположения
направляют поведение людей в
организации, помогая им воспринять
атрибуты, характеризующие
Соответственно
тому, на каком из указанных уровней
сосредоточено внимание исследователя,
говорят о делении
Оба аспекта организационной культуры важны, однако субъективный аспект «дает больше возможностей для нахождения как общего, так и различного между людьми и между организациями».
Любое исследование организационной культуры должно происходить на всех выделенных уровнях, так как сущность организационной культуры можно установить лишь на глубинном уровне – уровне базовых представлений, лежащих в основе деятельности организации. Установив их, можно понять смысл более поверхностных проявлений данной культуры.
Культура
организации находится под
Культура – это явление коллективное, но это не значит, что все в определенной культуре думают и поступают одинаково.
Когда описывается культура, то говорится о «типичных» ценностях, убеждениях, взглядах и «нормах» поведения. Кроме того, могут существовать субкультуры, основанные на других критериях. В некоторых странах существуют субкультуры, связанные, например, с принадлежностью к общественному классу, полу, религии, профессии, возрастной или этнической группе.
«Убеждения и ценности, верования и взгляды, специфические элементы языка, которые являются общими для группы и регулируют взаимодействие людей в группе, можно назвать ее субкультурой».
Субкультуры создают особую, приближенную к личности, культурную надстройку, которая охватывает все сферы жизни человека в условиях производства. Они характеризуют конкретный облик групп и каждого их члена.
Любая национальная культура уникальна, так как складывается под влиянием огромного количества исторических, социальных, этнических, географических и других факторов. Из-за этого методы управления не могут автоматически переноситься из страны в страну.
Национальные
культуры влияют на большую часть
аспектов индивидуального поведения,
включая то, как мы видим людей
из других культур. Люди, находящиеся
под влиянием культуры своей страны
и не имеющие контактов с культурами
других стран, склонны занимать точку
зрения, и все контакты с другими
культурами рассматриваются с позиции
собственной культуры и оцениваются
соответственно. Это может привести
к очень узкому взгляду на мир
с негативным отношением к другим
культурам и повлиять на поведение,
так как у индивидуума
Благодаря эффективной коммуникации с людьми из разных культур можно управлять культурными стереотипами.
Г. Хофстид предложил пять параметров, по которым можно идентифицировать национальные культуры.
Липатов С.А. в своей работе «Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики» отмечает, что «культура с жестким закреплением ролей – мужественная; со слабым – женственная. В мужественных культурах доминируют социальные ценности, традиционные для мужчин, определяя даже образ мышления (ориентация на успех, осязаемые результаты, эффект). В женственных культурах приоритеты отдаются человеческим отношениям, заботе о коллективе, симпатии к слабым».
Люди с разной национальной культурой рассматривают все окружающее сквозь ее призму, поэтому неодинаково воспринимают реальность.
Например, для западной культуры в целом характерны: индивидуализм, предприимчивость, инициатива, традиции политической демократии, участие работников в управлении, взятие ими на себя ответственности.
Восточной культуре, напротив, свойственны: покорность власти, авторитаризм, значительное влияние национальных и этических факторов, устойчивость.
Серьезной проблемой, с которой мы сталкиваемся в настоящее время в сфере взаимодействия культур, заключается в проблеме взаимного непонимания. Пытаясь навязать представителю другой культуры некую модель поведения, мы рискуем оскорбить его. Неэффективная работа многих объединений и совместных предприятий зачастую объясняется неспособностью руководства осознать всю глубину существующего межкультурного взаимонепонимания.
Задачей руководителя является его способность понять культуру и работать с ней.
3.1 Общая характеристика ООО «Газпром трансгаз Казань»
ООО «Газпром трансгаз Казань» — дочернее предприятие крупнейшей газовой компании в мире ОАО «Газпром». ООО «Газпром трансгаз Казань» осуществляет транспортировку природного газа в республику Татарстан, центральные регионы Российской Федерации, а также страны ближнего и дальнего зарубежья. Штаб-квартира находится в городе Казань. Генеральным директором общества с 1998 года является Рафкат Абдулхаевич Кантюков.
ООО «Газпром трансгаз Казань» образовано в 1955 году после пуска в эксплуатацию магистрального газопровода «Миннибаево — Казань», который по протяжённости стал третьим газопроводом (после «Саратов — Москва» и «Дашава — Киев — Москва»), построенным в СССР в послевоенные годы и первым в Татарстане. Прежнее наименование — ООО «Таттрансгаз». Тогда протяжённость газопровода составляла 251 км. В настоящее время ООО «Газпром трансгаз Казань» транспортирует ежегодно более 280 млрд. кубометров природного газа в центральные регионы Российской Федерации, страны ближнего и дальнего зарубежья, а также и в саму республику Татарстан, газовое хозяйство которой является крупнейшим в России. В топливно-энергетическом комплексе Татарстана природный газ занимает свыше 95%.
Основными направлениями деятельности являются:
Средний возраст работников ООО "Газпром трансгаз Казань" на 31.12.2011 года составляет 43,3 года.
В целом люди гордятся своей работой, труд на предприятии считается престижным и почетным. Высокий доход и качественная социальная защита делают Общество привлекательным с точки зрения трудоустройства. Не остается без внимания и деятельность профсоюзной организации Общества. Более 98% работников являются её членами. Это очень высокий показатель по сравнению с другими предприятиями отрасли.
Дружный союз единомышленников, объединенных не только профессией, но и призванием - таков коллектив ООО "Газпром трансгаз Казань". У предприятия героическое прошлое, славное настоящее и перспективное будущее, которое вершится уже сегодня. В том числе и профсоюзной организацией.
Рис.1. Логотип организации
Корпоративная форма: в организации для технических работников существует единая форма с символикой «Газпром», синего цвета. Возможны два варианта: брюки и куртка, комбинезон и куртка. Для руководящего звена предусмотрен деловой стиль в одежде - строгие костюмы.
Карьерный рост также присутствует.
Миссия: максимально эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей, выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.