Формирование ассортимента и управление товарными запасами в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть процесс формирования ассортимента и управления товарными запасами в магазине «Купец». В соответствии с поставленной целью следует решить такие задачи:
– раскрыть сущность понятия об ассортименте товаров; – обозначить сущность управления товарными запасами в магазине; – описать порядок формирования ассортимента товаров в магазинах; – дать характеристику организационно-правовой характеристики магазина; – представить характеристику ассортимента товаров, формирующих ассортимент;
– обозначить пути совершенствования формирования ассортимента в магазине «Купец».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Формирование торгового ассортимента…………………………………..5
1.1 Понятие об ассортименте товаров……………………………………….7
1.2. Этапы и методы формирования товаров в магазине…………………….11
1.3. Управление товарными запасами в магазине………………………….13
2. Формирование ассортимента в магазине «Купец»………………………17
2.1. Краткая характеристика магазина «Купец»……………………………17
2.2. Формирование торгового ассортимента в магазине и его оценка…..19
2.3. Управление товарными запасами в магазине………………………….25
3. Пути совершенствования формирования ассортимента и управления товарными запасами в магазине………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсач по ОКД.docx

— 196.49 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

“Ивановская государственная  текстильная академия”

(ИГТА)

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

   Курсовая работа

 

     по дисциплине: «Организация коммерческой деятельности»

     на тему: «Формирование ассортимента и управление товарными  запасами   в магазине»

 

 

 

Автор __________________________________________ А.И. Рычихина

 

Специальность _____080301                               Коммерция (Торговое дело)     

 

Номер зачетной книжки______082008 группа _____5и4б_______________

 

Проверил________________________________________Н.Н. Королева___

 

Дата защиты___________________________       Оценка________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Иваново 2012 -

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1.Формирование торгового  ассортимента…………………………………..5

1.1 Понятие об ассортименте товаров……………………………………….7

1.2. Этапы и методы формирования  товаров в магазине…………………….11

1.3. Управление товарными  запасами в магазине………………………….13

2. Формирование ассортимента  в магазине «Купец»………………………17

2.1. Краткая характеристика  магазина «Купец»……………………………17

2.2. Формирование торгового  ассортимента в магазине и  его оценка…..19

2.3. Управление товарными  запасами в магазине………………………….25

3. Пути совершенствования  формирования ассортимента и  управления   товарными запасами  в магазине………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………..33

Список используемой литературы…………………………………………..35

Приложение А - Свидетельство  о постановке на учет в налоговом  органе...36

Приложение Б - Свидетельство  о регистрации……………………………….37

Приложение В – Ассортиментный перечень товаров…………………….38

Приложение Г - Фотография ассортимента магазина……………………….39

Приложение Д - Фотография входа в магазин……………………………..40

 

 

 

 

 

Введение

 

Для успешного развития розничного торгового предприятия большое  значение имеет правильное решение ассортиментной политики.  Практика хозяйствования предприятий розничной торговли свидетельствует о том, что большинство субъектов уходят с рынка по причине непродуманного подхода к выбору ассортиментного профиля магазинов, статичности ассортиментных наборов товаров и негибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке под влиянием факторов макро- и микроокружения. Поэтому торговым предприятиям необходимо научиться управлять ассортиментом.       От состава своевременного обновления ассортимента товаров в магазинах зависят степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные с приобретением товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности предприятий розничной торговли.         Отсутствие в магазинах отдельных товаров, их узкий, нестабильный или не соответствующий запросам покупателей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, увеличивают затраты времени на поиск нужных товаров, создают мобильный спрос - когда покупатели вынуждены приобретать товары не в местах своего постоянного проживания.  Формирование товарного ассортимента является одновременного и средством и методом управления ассортиментом. Правильная ассортиментная политика предприятия - это основа стабильности, рентабельности и, в конечном итоге, конкурентоспособности его на рынке. Ассортиментная политика строится на основе маркетинговых исследований рынка и способствует приведению в соответствие спроса предложению, направлена на разработку научной основы формирования ассортимента, оптимизацию его групповой структуры, требующей расширения или сокращения количества ассортиментных позиций, его обновления на качественно новой основе.        Постоянное наличие и широкий выбор товаров в розничной торговой сети является одним из важнейших условий культуры торговли.  Эффективное управление товарными запасами позволяет поддерживать широкий и устойчивый ассортимент товаров на предприятии.   В настоящее время для формирования и управления товарными запасами в магазинах все более широкое распространение получает электронная техника. В первую очередь это кассовые терминалы с системой учета товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. с помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль товарных запасов в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками т.д.)/1/.     Цель курсовой работы: рассмотреть процесс формирования ассортимента и управления товарными запасами в магазине «Купец».  В соответствии с поставленной целью следует решить такие задачи:

– раскрыть сущность понятия  об ассортименте товаров;

– обозначить сущность управления товарными запасами в магазине;

– описать порядок формирования ассортимента товаров в магазинах;

– дать характеристику организационно-правовой характеристики магазина;

– представить характеристику ассортимента товаров, формирующих  ассортимент;

– обозначить пути совершенствования  формирования ассортимента в магазине «Купец».

 

1.Формирование торгового  ассортимента

 

На построение ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях оказывают влияние  следующие факторы: тип и размер магазина и его техническая оснащенность; условия товароснабжения розничной  торговой сети (в первую очередь  наличие стабильных источников); численность  обслуживаемого населения; транспортные условия; наличие сети магазинов-конкурентов и др.    Известно, что одним из важных признаков, определяющих тип магазина, является его ассортиментный профиль. Поэтому первое, что следует учитывать при формировании ассортимента товаров, - тип розничного торгового предприятия.       Кроме того, в магазинах одного типа, но с различной торговой площадью ассортимент товаров будет отличаться как по широте, так и по глубине. Существенное влияние при этом будет оказывать и оснащенность магазина, например, холодильным оборудованием.     Для того чтобы обеспечить постоянное наличие в продаже определенных товаров, необходимо, чтобы магазин снабжался ими из стабильных источников и желательно в централизованном порядке.  На формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях сильное влияние оказывают социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень доходов населения. Весьма существенным фактором является уровень цен на товары. Кроме этого, следует учитывать половозрастной, профессиональный и национальный состав населения, его традиции и обычаи, а также количество и структуру обслуживаемых семей.        При формировании ассортимента товаров нельзя не учитывать наличие сети магазинов-конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т.д. Формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т.е. должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения. Кроме того, должна быть обеспечена прибыльная работа магазина.           Следует учитывать, что ассортимент товаров постоянно обновляется. Этот процесс происходит под влиянием научно-технического прогресса, моды, сезонных колебаний в спросе и других факторов. Поэтому на розничных торговых предприятиях постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в предлагаемый ассортимент. Кроме того, в период сезонной торговли розничные торговые предприятия должны расширять ассортимент соответствующих товаров. При этом покупателей надо проинформировать о появлении новых товаров/2/.        Принимая во внимание необходимость постоянного регулирования ассортимента товаров с учетом изменений конъюнктуры рынка и других факторов, в магазинах, как и на предприятиях оптовой торговли, могут быть использованы ассортиментные перечни товаров, которые устанавливают для каждого конкретного магазина в зависимости от его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность. Под полнотой ассортимента понимают возможность широкого выбора их разновидностей, а под стабильностью - постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже. Они могут быть определены с помощью коэффициентов полноты и стабильности ассортимента.       Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле: Кп= Qф/Qп;

где Qф - фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки); Qп - количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле: Ку= Qф1+ Qф2 +… + Qфп / Qп*n;

где Qф1 Qф2 … Qфп - фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок; Qп - количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; n - число проверок.

Коэффициент устойчивости ассортимента определяется за конкретный период (месяц, квартал, год).         В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента в магазинах значительно усложняется. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависят от квалификации работников магазинов и коммерческих служб торговых фирм и организаций, которые должны располагать обширной информацией о спросе покупателей, источниках возможного поступления товаров, ценах на товары и другой коммерческой информацией.

 

      1.  Понятие об ассортименте товаров

 

Ассортиментом товаров является набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий  разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.       Товарная номенклатура - перечень однородных и разнородных товаров или аналогичного назначения.        Таким образом, приведенные выше понятия близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров.   Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь иное назначение - для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения. Различают следующие виды товарного ассортимента:

1) производственный ассортимент  - номенклатура товаров, выпускаемых  отдельным предприятием (промышленности, сельского хозяйства и др.) или отраслью в целом.       Производственный ассортимент отдельного предприятия зависит от характера отрасли (узкономенклатурная, широкономенклатурная) степени специализации производства, применяемой технологии, ориентации на определенный рынок (региональный, страновый, международный). Выпускаемые ими товары могут нуждаться в участии торговых предприятий по доведению продукции до конечного потребителя.

2) торговый ассортимент - номенклатура товаров, реализуемая предприятиями оптовой и розничной торговли.     В торговых предприятиях должен быть сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой различными промышленными предприятиями/3/.  С этой целью происходит преобразование производственного ассортимента в торговый (под сортировка товаров). Преобразование производственного ассортимента в торговый осуществляется в основном оптовыми торговыми предприятиями, прежде всего по товарам сложного ассортимента. По некоторым непродовольственным товарам простого ассортимента процесс преобразования производственного ассортимента в торговый может осуществляться непосредственно в розничных торговых предприятиях. Таким образом, торговый ассортимент - это перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети.   Технический прогресс и рост потребностей людей вызывает к жизни все больше новых товаров, приводит к непрерывному расширению и обновлению их ассортимента. В торговле обращается свыше одного миллиона разновидностей товаров, ассортимент которых постоянно расширяется и обновляется. По оценкам экспертов, ассортимент непродовольственных товаров через пять лет наполовину обновляется, по технически сложным товарам обновление происходит еще более быстро - через 7-10 лет, обновление составляет 80,0-100,0%. Торговый ассортимент, с точки зрения организации коммерческой работы с ним можно подразделить по ряду признаков на следующие виды.       В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготовлены товары, их, подразделяют на изделия из металла, кожи, стекла и т.д. По потребительскому назначению товары подразделяют на спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду, обувь и т.п.    Важным признаком классификации являются особые свойства товаров. Так, с учетом ограниченности сроков реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на скоропортящиеся и не скоропортящиеся.          С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов.   Товары сложного ассортимента - имеющие в пределах одного вида свою внутреннюю классификацию по различным признакам (фасонам, размерам, ростам, моделям и т. д.), или, иначе говоря, в пределах одной группы насчитывают большое количество подгрупп, видов, наименований. Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в составе которых однородные по признаку единства производственного происхождения товара. Например, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви, группа посуды состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфорофаянсовой посуды.     В зависимости от частоты спроса, предъявляемого покупателями, товары подразделяются на три группы:

1) повседневного спроса - наиболее часто и даже ежедневно  приобретаемые населением товары (хлеб, сахар, молоко, мыло и др.). Эти товары являются предметами первой необходимости и приобретаются наиболее часто, ежедневно либо через несколько дней;

2) периодического спроса - товары, покупка которых осуществляется  периодически (одежда, обувь, ткани,  посуда, деликатесы, марочные вина  и коньяки и т. п.);

3) редкого спроса - предметы  длительного пользования, срок  службы которых обычно превышает,  пять лет (мебель, телевизоры, компьютеры, холодильные и стиральные машины, мотоциклы и т. д.).   Товары импульсного спроса - это товары, которые зачастую приобретаются покупателем случайно, попутно, импульсивно, одновременно с другими основными товарами (например, носовые платки, футляры для мыла, мелкие хозяйственные вещи, шнурки, детские книжки). Эти товары составляют основу так называемого сопутствующего ассортимента (в обувных магазинах - чулки, кремы для обуви; в магазинах и секциях белья - галстуки, запонки; в секциях и магазинах табачных изделий - спички, трубки, портсигары).            Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплекса входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработки комплексов может быть положен половозрастной признак (товары для женщин и т. д), особенности образа жизни и проведения досуга (товары для туриста и т. д.), а также другие признаки. Потребительские комплексы делятся на микро-комплексы/4/.

1.2. Этапы и методы формирования  товаров в магазине

 

Этапы формирования ассортимента:

1. определяется ассортиментный профиль и направление специализации магазина в соответствии с выбранной коммерческой стратегией торгово-розничного предприятия;

2.  устанавливается структура ассортимента (перечень и соотношение групп, подгрупп товаров);

3. определенное количество видов разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров с увязкой к конкретной торговой площади;

4.  разрабатывают конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина.

Методы формирования ассортимента:

1.  Метод ассортиментного перечня.

Предполагает наличие  в продаже стандарта товарного  предложения, заявленного в ассортиментном перечне. Этот метод ориентирован на удовлетворение твердо сформировавшегося  спроса.     Для конкретных магазинов ассортиментные перечни разрешаются с учетом типа магазина, его торговой площади, места расположения, наличия конкурентов, контингента покупателей. Утвержденный торговым предприятием ассортиментный перечень согласовывается с органами местной администрации и территориальным центром Госсанэпиднадзора. Перечни разрабатываются и утверждаются на 1 год. Но при изменении на рынке могут корректироваться и пере утверждаться.

 

2.  Метод потребительского комплекса.

Этот метод более прогрессивный, поскольку ориентирован на более  полное удовлетворение определенных потребностей, способствует экономии времени покупателей  на совершение покупок, облегчает выбор  товаров, способствует совершению импульсивных покупок. Однако, при этом не учитывается  особенности спроса отдельных сегментов  рынка в пределах одного комплекса.          Для учета индивидуальных предпочтений необходима дифференциация ассортимента, главным принципом которой является глубокое изучение требований конкретных групп потребителей. Поэтому комплексное изучение рыночной ситуации становится решающим условием правильного формирования ассортимента товаров, отвечающего платежеспособному спросу/5/.       Выделяют две группы факторов, влияющие на формирование ассортимента в магазине.

1. Общие факторы - они  не зависят от конкретной работы  розничного торгового предприятия. К ним относятся покупательский спрос и производство товаров. Существующие изменения в спросе сопровождаются с изменениями в сформированном ассортименте. При формировании ассортимента учитывают наличие покупательского спроса на товары простого и сложного ассортимента. На товары простого ассортимента спрос в основном конкретный, твердо формулируемый и не допускает замены этих товаров. На товары сложного ассортимента в спросе допускается их широкая взаимозаменяемость, причем и которые являются товарами периодического спроса. При формировании ассортимента учитывается также и характер предъявляемого спроса.

1.1 устойчивый спрос - предъявляется  на определенные товары и не  допускает замены даже однородным  товаром.

1.2 альтернативный спрос  - формируется окончательно в  магазине в процессе непосредственного  ознакомления покупателей с товарами.

1.3 импульсивный спрос  - возникает непосредственно в  магазине под воздействием рекламы,  выкладки товаров, предложений  продавца.

2. Специфические факторы  – отражают конкретную работу  магазина (тип и размер, условия  товароснабжения, состав населения,  наличие других розничных торговых  предприятий в зоне деятельности магазина). При построении ассортимента товаров в магазинах, торгующими непродовольственными товарами, исходят из изделий всей номенклатуры товаров на комплексы, микро-комплексы и наименования, а в магазинах, торгующих продовольственными товарами, и в магазинах «Товары повседневного спроса» - на товарные группы и наименования. При этом каждое наименование может быть представлено различным количеством его разновидностей в зависимости от глубины ассортимента товаров/6/.

Информация о работе Формирование ассортимента и управление товарными запасами в магазине