Формирование ассортимента и управление товарными запасами в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть процесс формирования ассортимента и управления товарными запасами в магазине «Купец». В соответствии с поставленной целью следует решить такие задачи:
– раскрыть сущность понятия об ассортименте товаров; – обозначить сущность управления товарными запасами в магазине; – описать порядок формирования ассортимента товаров в магазинах; – дать характеристику организационно-правовой характеристики магазина; – представить характеристику ассортимента товаров, формирующих ассортимент;
– обозначить пути совершенствования формирования ассортимента в магазине «Купец».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Формирование торгового ассортимента…………………………………..5
1.1 Понятие об ассортименте товаров……………………………………….7
1.2. Этапы и методы формирования товаров в магазине…………………….11
1.3. Управление товарными запасами в магазине………………………….13
2. Формирование ассортимента в магазине «Купец»………………………17
2.1. Краткая характеристика магазина «Купец»……………………………17
2.2. Формирование торгового ассортимента в магазине и его оценка…..19
2.3. Управление товарными запасами в магазине………………………….25
3. Пути совершенствования формирования ассортимента и управления товарными запасами в магазине………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсач по ОКД.docx

— 196.49 Кб (Скачать файл)




 

       В  таблице 2.2.2 прослеживается низкий уровень цен в магазине «Купец», отличающихся  от крупных и известных гипермаркетов в нашем городе, таких как «Бимарт» и «ГлавМаг», являющихся социальными магазинами.

Формируя торговый ассортимент, магазин «Купец» стремится включить в него как товары наиболее популярные у покупателей, так и приносящие  наибольший доход. Естественно, что показателем оптимальности торгового ассортимента выступает прежде всего  спрос на представленные товары.          Ассортимент исследуемого нами предприятия не остается неизменным, постоянно появляются товары-новинки.  С этой целью проводится изучение покупательского спроса, выявляются те востребованные товары, которые не представлены в ассортименте.         В то же время, те товары, которые перестают пользоваться спросом, исключаются из ассортимента или заменяются востребованными товарами данной товарной группы, таким образом, происходит постоянное обновление ассортимента в магазине "Купец".        Потребитель привыкает к определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра, масла, кондитерским изделиям и т.д.), поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу. При формировании в розничной торговой сети ассортимента продовольственных товаров необходимо учитывать и фактор их взаимозаменяемости. В случае отсутствия в продаже нужного продукта или неудовлетворительного качества предложенного товара покупатель, как правило, не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой продукт с аналогичной пищевой ценностью.     На спрос и потребление многих товаров оказывает влияние сезонность их производства (молочные продукты, мясо, овощи, фрукты и др.) либо особенности потребления товара (со сменой времен года существенно меняются потребности людей в предметах одежды, обуви, спортивных товарах, напитках). Например, в зимний и весенний периоды увеличивается спрос на овощные и фруктовые консервы, заменяющие свежие плоды и овощи; летом в условиях обилия овощей, ягод и фруктов резко снижаются объемы продаж круп и макаронных изделий и т.д.

2.3. Управление товарными  запасами в магазине

 

Процесс реализации товаров  требует постоянного наличия  на предприятиях торговли товарных запасов. Формирование необходимых размеров товарных запасов позволяет торговому  предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень  удовлетворения спроса покупателей. Все  это требует поддержания в магазине оптимального уровня и достаточной широты ассортиментных позиций товарных запасов.   Товародвижение включает образование товарных запасов, имеющих прямое отношение к реализации товаров. Постоянно действующие и в заданных размерах товарные запасы позволяют обеспечить стабильность торгового процесса/9/.           В общем виде схема торгово-технологического процесса магазина «Купец» представлена на рис. 2.3.1.

 

 

 

 

Рисунок 2.3.1 – Схема торгово-технологического процесса

Поступившие в магазин  товары доставляют в зону приемки. Приемка  товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность.        После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Размещая товары на хранение, учитываются длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары. В зону хранения направляются товары, имеющие длительный срок хранения. В зону подготовки к продаже отправляются товары, требующие комплектования, фасовки, маркировки и т.д.         Перед подачей в торговый зал товары подготавливают к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке и т.д. Перед доставкой в торговый зал товары укладывают в лотки, корзины, тележки или тару-оборудование.    Товары размещают так, чтобы они были видны покупателям и доступны для продавцов. Кроме того, при размещении товаров учитывают общность спроса, взаимозаменяемость и дополняемость одних товаров другими, соблюдение товарного соседства.     Выкладка товара в магазине «Купец» осуществляется только после полной его приемки, по пересчету, в соответствии с сопроводительными документами. Товар выставляется лицевой стороной к покупателю.   Товары в магазине "Купец" группируются по отделам. Их специализация строиться по товарно-отраслевому принципу: отдел - напитки, отдел - хлебобулочные изделия и т.п.         Так же широко применяется комбинированный способ выкладки, сочетающий горизонтальный и вертикальный способы выкладки товаров. Он позволяет наиболее эффективно использовать площадь выкладки на оборудовании и размещать больше товаров в торговом зале. В магазине "Купец" товары на оборудовании размещены таким образом, чтобы его демонстрационная площадь была использована полностью и товары занимали максимум пространства между полками.     В магазине строго соблюдается контроль за сроками годности товара. При обнаружении в торговом зале некондиционного товара (просроченный, поврежденная упаковка, потеря товарного вида, вздутие, развакуумация и т.д. ), его снимают с продажи, перемещают в место, оборудованное для хранения некондиционного товара до утилизации или возврата на склад. Расположение товарных ценников в торговом зале магазина «Купец» производится строго под товаром в соответствии со стандартами оборудования, (за исключением товара, выкладываемого в оборудование, имеющее цокольную полку, оснащённую ценником). При выкладке товар не загораживает ценник. Установка ценников производится в специально отведенные места оборудования или на отдельные подставки для ценников.   При выкладке и хранении товара полностью соблюдаются правила товарного соседства. Не допускается совместное местонахождение товаров противоположных товарных групп (например: молоко и бытовая химия). Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное и весоизмерительное оборудование, различные торговые прилавки.               

Рисунок 2.3.2 – Торговые прилавки и стеллажи

На предприятии нашли  широкое применение прямые хозяйственные  связи с  производителями продовольствия. При выборе и заключении договоров  с такими поставщиками торговый отдел  учитывает многие факторы. Это, прежде всего ассортимент вырабатываемых предприятием продуктов питания, территориальное размещение предприятия, возможность ритмичной доставки товара со склада поставщика в магазины по установленному графику в согласованном ассортименте, экономическая целесообразность прямых договорных связей с учетом порядка расчетов за товар с документооборота расходов по перевозке, разгрузке, хранению. 
        Одним из важнейших требований к товародвижению является его планомерная организация по заранее разработанным графикам, в которых предусматривается наиболее рациональная частота и количество завозимых в магазин товаров. Администрация магазина «Купец» примерно 2-3 раза в неделю составляет заявки на поставку конкретного вида продукции и отправляет их своим поставщикам: Ивановскому хлебокомбинату, мясокомбинату, ООО «Барская кухня» и другим.  Кроме того, администрация каждого магазина в целях постоянного пополнения ассортимента товаров составляет заявку напрямую как основным поставщикам, так и из децентрализованных источников.        Ниже приведена таблица 2.3.1 поставщиков (их краткая характеристика) в соответствии с поставляемым товаром.

Таблица 2.3.1 - Характеристика поставщиков

Поставляемая продукция

Название организации

Юридический адрес

  1

               2

3

4

1.

Хлебобулочные изделия

ОАО «Ивановский хлебокомбинат № 3»

153009, г. Иваново, пр-т Строителей, д. 9

2.

Кондитерские изделия

ИП Фролов

г. Иваново,

 пр-т. Ф. Энгельса, д. 58

ООО «Торговая компания «Рускон»

155432 г. Москва,

ул. 5-я Кожуховская, д.8

3.

Бакалея

ИП Агапов О. А.

г. Энгельс,

ул. Куйбышева, д.29

ИП Гришин А. Н.

153005 г. Иваново, ул. Спартака, 15; 

ОАО «Владмакароны»

г. Владимир,

ул. Офицерская, д. 1-а.

4.

Овощи, фрукты

ИП Устинов

153038 г. Иваново,

пр-т. Текстильщиков,

д. 117б, кВ. 33

5.

Мясо и мясные

товары

ОАО «Мясокомбинат Шуйский»

155901 Ивановская обл., г.  Шуя, ул. 2-я ДубклвскаяЮ, д. 72

6.

Рыба и рыбные

 товары

ЗАО «Прод-Оптима-7»

Н. Новгород,

ул. Торфяная, д.32

7.

Масло

растительное

ИП Новикова М. В. г.

Пушкино, Московская обл., ул. 1-я Серебрянская, д.12 кв.104

ИП Круглов В. С.

156014, г. Кострома,

ул. Индустр-ая, д.25, кв. 69

8.

Молочная продукция

ООО «Барская кухня»

153031 г. Иваново,

ул. Суздальская, д.16а

9.

Алкогольная продукция

ООО «Кузнецкий мост»

г. Иваново, ул. Шевченко, д. 2

10.

Минеральная вода

ООО «АТИС»

153009 Ивановская обл., Ивановский  р-он, д. Коляново, ул. Загородная, д. 22

12.

Специи 

ИП Курбанов

153031 г. Иваново, ул. 2-я Линия, д.13


 

В  таблице 2.3.1 представлена лишь часть из длинного списка поставщиков, с кем работает сеть магазинов «Купец». Со всеми поставщиками продукции компанию «Купец» связывают договора поставки товара, закрепленные подписями и печатями.      В магазине «Купец» проводят учет и контроль за состоянием товарных запасов. В соответствующей документации отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные об их поступлении на склад.   

 

  3. Пути совершенствования формирования ассортимента и управления   товарными запасами в магазине

 

Проанализировав деятельность магазина «Купец», можно сделать  выводы и предложения по совершенствованию  организации и технологии товародвижения на предприятии:

- для того чтобы товар  не залеживался долго на прилавках  необходимо проводить различные  акции, рекламу связанную с  продвижением товара, предоставлять  скидки;           

- повысить требования  к квалификации персонала;

- внедрение прогрессивных  технологий торгового обслуживания, а именно продажа товаров методом  самообслуживания. Для этого необходимо  осуществить перепланировку торгового  зала, закупить новое торговое  оборудование и т.д;

-автоматизация контрольно-кассовых  операций и внедрение пластиковых  карт при расчетных операциях.  Для этого необходимо произвести  покупку специальных терминалов, обучить персонал и т.п;

- проведение рекламных  презентаций товаров, таких как  дегустация пищевых продуктов;

- автоматизация процессов  продажи товаров – заключается  в установке торговых автоматов.  Для того, чтобы торговые автоматы  не занимали торговую площадь,  можно рассмотреть их установку  за его пределами; 

- совершенствование выкладки  товаров в торговом зале. Необходимо                                    для того, чтобы полки и стеллажи  не перегружались товарами и присутствовало декоративное оформление витрин и другого торгового оборудования.

В целом ассортимент магазина «Купец» соответствует основным предъявляемым требованиям: доступность, местонахождение, широта охвата товаров, качество обслуживания. В связи с  дефицитом торговых площадей данному  предприятию трудно расширять торговый ассортимент, недостаточная площадь  для выкладки товара оказывает большое  влияние на ассортиментную политику.          За большой промежуток времени был сформирован оптимальный ассортимент, который удовлетворяет те основные потребности, которые выдвигает данный рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В условиях рыночных отношений  формирование ассортимента является одним  из важнейших условий организации  эффективной работы предприятия. Формирование охватывает все основные сферы деятельности - сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта  деятельность опирается на выявление  и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и  перспектив развития хозяйственной  конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость  увязки формирования ассортимента с  маркетингом и контролем с  целью постоянной корректировки  показателей производства и сбыта  вслед за изменениями спроса на рынке. Формирование ассортимента - это первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия фирмы  на рынке. Товарная политика предполагает определенные целенаправленные действия товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации/10/.     С моей точки зрения, постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.     Формирование товарного ассортимента - это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.      Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.     В данной курсовой работе была раскрыта сущность понятия об ассортименте товаров и их классификация, обозначена сущность управления товарными запасами в магазине, описан порядок формирования ассортимента товаров в магазинах, дана характеристика исследуемого магазина, были обозначены пути совершенствования формирования ассортимента в магазине «Купец».       Рассмотрев  весь процесс товародвижения  розничного предприятия можно сделать  выводы что, предприятию ООО «Купец» нужны предложения  по улучшению торговой деятельности. Например: для того, чтобы товар не залеживался долго на прилавках необходимо проводить различные акции, рекламу, связанную с продвижением товара, предоставлять скидки; внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, а именно продажа товаров методом самообслуживания; автоматизация процессов продажи товаров – заключается в установке торговых автоматов и другие.             Для улучшения своих экономических показателей магазину «Купец» следует применить на практике данные предложения по совершенствованию организации и технологии товародвижения.

Информация о работе Формирование ассортимента и управление товарными запасами в магазине