Формирование ассортимента и управление товарными запасами в магазине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть процесс формирования ассортимента и управления товарными запасами в магазине «Купец». В соответствии с поставленной целью следует решить такие задачи:
– раскрыть сущность понятия об ассортименте товаров; – обозначить сущность управления товарными запасами в магазине; – описать порядок формирования ассортимента товаров в магазинах; – дать характеристику организационно-правовой характеристики магазина; – представить характеристику ассортимента товаров, формирующих ассортимент;
– обозначить пути совершенствования формирования ассортимента в магазине «Купец».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Формирование торгового ассортимента…………………………………..5
1.1 Понятие об ассортименте товаров……………………………………….7
1.2. Этапы и методы формирования товаров в магазине…………………….11
1.3. Управление товарными запасами в магазине………………………….13
2. Формирование ассортимента в магазине «Купец»………………………17
2.1. Краткая характеристика магазина «Купец»……………………………17
2.2. Формирование торгового ассортимента в магазине и его оценка…..19
2.3. Управление товарными запасами в магазине………………………….25
3. Пути совершенствования формирования ассортимента и управления товарными запасами в магазине………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………..33
Список используемой литературы…………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсач по ОКД.docx

— 196.49 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Управление товарными  запасами в магазине

 

Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходима четко налаженная система управления ими.    Под оптимальными товарными запасами понимают такое минимальное количество товаров, которое обеспечивало бы бесперебойное их предложение покупателям.        Управление товарными запасами предполагает их нормирование, оперативный учет и контроль, а также регулирование.  Нормирование товарных запасов позволяет разработать и установить их необходимые размеры.       Оперативный учет и контроль за состоянием товарных запасов ведется на основании действующих форм учета и отчетности. Для этой цели торговый отдел базы использует карточки количественно-суммового учета, статистические отчеты о товарообороте и товарных запасах. В них отражаются остатки товаров на начало месяца, а также данные об их поступлении на склад и продаже оптовым покупателям. Фактические остатки товаров сопоставляют с необходимыми размерами и при выявлении отклонений устанавливают причины, вызвавшие эти отклонения. Регулирование товарных запасов заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов.      Необходимые размеры товарных запасов для магазинов устанавливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факторов. Работники магазинов следят за соответствием фактических запасов товаров установленным их необходимым размерам и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активации продажи заменяющих товаров.    Если фактические запасы в магазине превысили необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего превышения, из которых наиболе6е вероятным могут быть:

1) снижение покупательского  спроса под влиянием изменения  моды, роста цен, появления новых,  более совершенных товаров и  т. д.;

2) просчеты работников  магазина при определении потребностей  в товарах;

3) низкое качество поставляемых  товаров;

4) несоблюдение сроков  завоза товаров в магазин.

Регулирование товарных запасов  заключается в поддержании их на определенном уровне, в маневрировании ими. Оно предполагает принятие торговыми  работниками различных коммерческих решений с целью нормализации товарных запасов/7/.      Поскольку на розничных торговых предприятиях сконцентрирована основная часть товаров, то от уровня управления ими в магазине в значительной степени зависит товароснабжение население. Поэтому в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль состояния товарных запасов, предусматривающий не только наблюдение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль над условиями хранения товаров.         Для управления товарными запасами в магазинах все более широкое распространение получает электронная техника. В первую очередь - это кассовые терминалы с системой учета товародвижения, сканеры и принтеры штриховых кодов и др. С помощью такой техники можно осуществлять не только эффективный контроль над товарными запасами в магазине или целой фирме, но и осуществлять управление другими направлениями коммерческой деятельности (ценообразование, работа с поставщиками и т.д.  Управление товарными запасами предполагает планирование определенного объема и структуры запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями, а также контроль за тем, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям. Управление товарными запасами включает:

1.   определение размера оптимального товарного запаса;

2.   оперативный учет запасов и контроль над их состоянием;

3.   регулирование товарных запасов.

Управление товарными  запасами решает ряд коммерческих задач, связанных с формированием и  поддержанием ассортимента товаров  на требуемом уровне с целью удовлетворения спроса покупателей. Необходимость коммерческой работы по управлению товарными запасами обусловлена тем, что спрос на конкретные товары динамичен, подвержен влиянию многих факторов, что затрудняет принятие правильных решений относительных закупок, поэтому просчеты в этой деятельности ведут к образованию запасов в объемах выше потребностей или ниже, что приводит к отрицательным последствиям.     Управление излишками товаров предполагает снижение объема закупок этих товаров, отказ от поставок их в очередном периоде, рекламу и другие методы активизации продажи товаров вплоть до снижения цены. Дефицит товарных запасов ведет к неудовлетворению спроса покупателей, снижению объема реализации, что приводит к ухудшению экономического и финансового состояния предприятия. На размер товарных запасов и их оборачиваемость влияют различные факторы, в первую очередь это потребительские свойства товара, качество, цена.     Одной из главных задач управления товарными запасами является обеспечение ускорения оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы.           Норматив товарного запаса - это оптимальный размер товарного запаса, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат. Сверх нормативные товарные запасы образуются в результате завоза товара в количестве, превышающем платежеспособный спрос, поступление товаров ненадлежащего качества, нарушение условий хранения товара, вследствие чего утрачивается их товарный вид, ухудшается качество. Розничные торговые предприятия устанавливают норматив товарных запасов на определенный период (квартал, месяц) в сумме и днях обороте в целом и по группам товаров/8/.       Наиболее распространенным методом нормализации товарных запасов считается технико-экономический, который заключается в расчете норм запаса товара по элементам в соотношении с процессом формирования запаса.

 

2. Формирование ассортимента  в магазине «Купец»

2.1. Краткая характеристика магазина «Купец»

 

Группа компаний «Купец»  одна из динамично  развивающихся  компаний города Иваново. Компании  принадлежит сеть  продуктовых магазинов «Купец», а также сеть концептуальных и брендовых  ресторанов  национальной итальянской и азербайджанской кухни, которые успешно работают в Ивановской, Ярославской, Владимирской областях и в г. Москве. Сеть продуктовых магазинов «Купец» существует уже более 10 лет.  В настоящее время в городе функционируют  одиннадцать  магазинов розничной торговли, за ними прочно утвердилась репутация социальных магазинов, основным направлением которых является поддержание малоимущих слоев населения города путем реализации товаров с минимальной наценкой. Магазины работают  с крупными оптовыми поставщиками г. Иваново, Владимир, Москва, Ярославль, в связи с чем достигается минимальная наценка реализуемого товара и гарантируется его качество.            Общее число сотрудников  в сети магазинов «Купец»  составляет более 500 человек. Это высококвалифицированные работники, обеспечивающие высокий  и качественный уровень обслуживания  покупателей.   Компания активно участвует в оказании благотворительной  помощи в разные сферы жизнедеятельности, о чем имеются положительные отзывы из ряда организаций: Управление социальной защиты населения Ивановской области, Управление Внутренних дел Ивановской области, управление по физической культуре и спорту Ивановской области, Дом ребенка г. Шуя. А также оказывает шефскую помощь Чернцкой школе-интернату для детей с ограниченными возможностями. За время работы компании  предприятие и его руководитель выдвигались на награждение в Благотворительном фонде «Меценаты столетия», награждены Золотой Грамотой Мецената и золотым знаком «Почетный меценат и благотворитель».    Главный принцип компании «Купец» - развитие. Это проявляется в открытии все новых и новых магазинов социального направления. В планах предприятия открытие магазинов «Купец» в Иваново, Комсомольске, Вичуге, Тейково, Приволжске, Кинешме, Юрьевце, Фурманове, Юже, Родниках. Ожидаемые конечные результаты в развитии нашей розничной сети на территории Ивановской области  это создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в бюджет, повышение уровня конкуренции.          Создание предприятия фиксируется соответствующими документами. Прежде всего, был оформлен основной  документ - Устав предприятия, используя рекомендации, приведенные в соответствии со ст. 12,  в котором указываются: юридический статус нового предприятия, задачи, обоснования и принципы его создания, учредители, их адреса, денежный вклад каждого учредителя, организационная структура  предприятия, его руководящие органы, права и обязанности предприятия как юридического лица. Устав утвержден учредителями, зарегистрирован местными органами власти. Он имеет право на собственную печать и расчетный счет в банке.  Исследуемое предприятие ООО  «КУПЕЦ» находится по адресу:          г. Иваново, ул. Кохомское шоссе, д.11.  Юридический адрес: г. Иваново, ул. М. Рябининой, д. 4/18. Действует на основании учредительного договора. Магазин является юридическим лицом – обществом с ограниченной ответственностью (ООО).         Аппарат управления торговым предприятием построен по иерархическому типу. Всего в магазине работает 7 человек: директор магазина, старший продавец, 2 продавца, продавец-кассир и технический персонал: дворник и уборщица. С каждым работником торговое предприятие розничной торговли должно заключать трудовой договор. 

 

Организационная структура  магазина «Купец» имеет следующий  вид.

 

Рисунок 2.1.1 - Организационная структура исследуемого магазина

Магазин «КУПЕЦ» работает по следующему режиму работы: ПН-ВСК 9.00-21.00 посменно, без перерыва и выходных. На обед магазин не закрывается, каждому  продавцу  в течение всей рабочей  смены предоставляется 40 минут на обед и на отдых.      Все сотрудники каждый день собираются на оперативное собрание  к 8.45, где рассматриваются основные планы и цели рабочего дня.   А после закрытия магазина в течение 15-ти минут сотрудники должны привести в порядок свои рабочие места.

 

   2.2. Формирование торгового ассортимента в магазине и его оценка

 

Формирование торгового  ассортимента – это разработка и  установление в определенном порядке  номенклатуры товаров, образующих необходимую  совокупность для торговли. Одним  из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости.  Магазин «Купец» относится к универсальному магазину, так как в нем реализуется универсальный ассортимент продовольственных товаров. Магазин предлагает покупателям оптимальный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса по сниженным розничным ценам. По форме торгового обслуживания это магазин с обслуживанием через прилавок. Ассортимент магазина очень разнообразен. В нем реализуются зерномучные, плодоовощные, мясные, рыбные, молочные товары различных наименований и торговых марок.        Появляющиеся новинки широко рекламируются. В магазине они выкладываются на специальные витрины, чтобы покупатель мог лучше и ближе познакомиться с этим товаром. Проводятся дегустации, выставки-продажи товарных новинок. При входе в торговый зал висит специальная доска, где указывается перечень товаров-новинок, а также цены дня. Используются специальные ценники, чтобы обратить внимание покупателя на тот или иной товар.  Ценники отличаются ярким оформлением, большим форматом и крупным шрифтом.        В магазине «Купец» производится продажа товаров через прилавок обслуживания, что предполагает выполнение следующих операций:

*встреча покупателя и  выявление его намерения; 

*предложение и показ  товаров;

*помощь в выборе товаров  и консультация;

*предложение сопутствующих  и новых товаров;

*проведение технологических  операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием;

*расчетные операции;        

*упаковка и выдача  покупок.  

Одним из важных показателей, характеризующих ассортимент товара, в торговой организации является коэффициент устойчивости. Рассчитывается он по формуле:

где У – количество видов  товаров пользующих спросом;

     Шб – наименования товаров однородной группы;

      Ку – коэффициент устойчивости.

Из перечня товаров, представленного в таблице 2.2.1, выбираются в порядке убывания те виды товара, которые пользуются спросом покупателей.

Таблица 2.2.1 - Ассортимент товара магазина «Купец», пользующийся устойчивым спросом у покупателей.

№ группы

                   Наименование

Реализация, в штуках

 

 

 

         1

Хлеб

618

Молочные продукты

496

Колбасные изделия

355

Соки

275

Фрукты

273

овощи

236

Кондитерские изделия

223

 

 

        2

Алкогольные напитки

94

конфеты

80

Табачные изделия

54

Безалкогольные напитки (газ.воды ит.д)

41

        3

Полуфабрикаты

6


 

Коэффициент по первой группе товаров;

Коэффициент по второй группе товаров;

Коэффициент по третьей группе товаров;

На основании расчетов мы видим, что хлеб, молочные продукты и др. товары обладают наиболее устойчивым спросом. Также можно предложить расширить ассортиментную группу хлеба  с целью получения прибыли, а  главное приобрести постоянных клиентов на эту группу товара. Эта группа товара пользуется спросом покупателей. Увеличив широту и глубину товара, возрастёт и коэффициент устойчивости.     Предлагается закрыть  отдел полуфабрикатов, так как цены не рассчитаны на покупателя со средним уровнем достатка, поэтому не пользуется спросом у покупателей.  Освободившуюся площадь можно занять под отдел безалкогольных напитков и табачных изделий, тем самым расширив его.           В период сезонности товара той или иной группы предлагается не ходовой товар убирать на хранение, тем самым освобождать площади для сезонного товара. Скоропортящиеся продукты рекомендуется продавать со скидками, что может ускорить реализацию товара.   Инструментом, с помощью которого осуществляется регулирование ассортимента товаров в магазине, является ассортиментный перечень. В него включается перечень наименований товаров, соответствующий установленной широте ассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которые должны быть постоянно продаже.

Таблица 2.2.2 -  Ассортиментный перечень и цены социальных товаров,

реализуемых в магазинах  «Купец» и их сравнение с гипермаркетами.

 

 

 

 

 

 

 

Наименование товара

                                    Магазин

м-н «Купец»

гипермаркет

«Бимарт»

гипермаркет «ГлавМаг»

Цена

продажи

16.09.12

 

                      2

3

             4

          5

1

Хлеб пшеничный Булка "Городская" 0,2

4,50

5,20

4,60

2

Хлеб ржано-пшеничный "Дарницкий" 0,650

11,80

13,50

12,20

3

Мука пшеничная ГОСТ в/с 2кг

28,20

29,85

(Зернопрод.)

28,99

(Пека)

4

Сахарный песок

32,40

34,80

32,30




 

5

Пшено шлифованное 

8,30

10,11

9,49

6

Крупа манная

12,60

-

11,99

7

Горох колотый

10,80

9,24

6,89

8

Мак. изделия в ассортименте

15,20

16,04

13,99

9

Молоко 1 л. 2.5% (эконом)

22,30

23,80

21,40

10

Кефир "Таллинский" 1 л. 1%

21,10

19,81

21,39

11

Сметана деликатесная "Белая  киска"

15,60

-

-

12

Масло растительное "Саратовское" Н/Р 0,95

29,90

-

-

13

Масло сливочное «Крестьянское» 200 г пергамент

25,80

-

-

14

Маргарин "Сдобушка" 180 г

13,70

15,60

12,50

15

Рыба с\м Путассу

33,50

38,11

34,20

16

Яйцо деревенское

30,50

34,60

31,19

17

Сыр плавленый "Колбасный"

54,90

63,22

57,99

18

Сыр "Пошехонский"

126,50

143,18

118,99

19

Чай чёрный лист. "Звезда востока" 0,1

18,50

-

-

20

Печенье сахарное  "Топлёное молоко"

32,70

-

-

21

Карамель "Радуга"

46,60

   

22

Колбаса вар. говяжья

82,80

 

80,89

23

Колбаса п\к "Боярская"

124,90

-

-

24

Сосиски Сливочные

180,40

-

-

Информация о работе Формирование ассортимента и управление товарными запасами в магазине