Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 14:32, контрольная работа
Основной характеристикой организационной структуры управления считается численность административно-управленческого персонала, которая рассчитывается по функциям управления с учетом масштабов производства, отраслевой принадлежности предприятия и других факторов. Исходя из численности для каждого уровня управления, принимается определенное организационное решение: формирование отдела, управления или бюро для выполнения работ по каждой функции или установление определенных должностей.
Анализ и конструирование организации 3
Группа. Коллектив. Команда: понятие, стадии развития 7
Формальная и неформальная структуры, их взаимовлияния 10
Факторы формирования социально-психологического климата коллектива 15
Управление поведением организации 17
Формирование группового поведения на примере ООО «ХКФ Банк»… 25
Список литературы 28
Однако, это не означает что все группы способны пройти через все этапы. Группа может остановиться в своем развитии, возможно возвращение группы к более раннему этапу. Иногда происходит такое, что в некоторых условиях группы достигают высокой производительности благодаря повышенному уровню конфликтности. Полностью возможные ситуации, когда группы, которые находятся на этапе 2, показывают лучшие результаты, чем группы, которые находятся на этапах 3 или 4. Кроме того, переход группы из одного этапа на другой не всегда явный и очевидный. Иногда группа одновременно проходить несколько этапов развития, например, если в период смущения она активно и на полную силу работает над выполнением поставленных перед ней заданий. Временами группы даже могут возвращаться к предыдущим этапам. Таким образом, не все группы всегда точно и последовательно проходить все описаны выше этапы процесса развития.
Организация любого размера состоит из нескольких групп. Группы формируются в результате деятельности определенных организационных структур и разделения труда в организации. Группы могут возникать и тогда, когда некоторые члены организации видят себя как группу, осознают границы своей группы по отношению к другим структурным единицам и социальным общностям внутри организации. Руководство создает группы по своей воле, когда производит разделение труда по горизонтали и по вертикали. В каждом из многочисленных отделов большой организации может существовать десяток уровней управления. Эти группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными группами.
Под формальными будем
понимать группы в организации, сознательно
созданные для достижения коллективных
целей организации. Данные группы осуществляют
формальные функции, такие, как выполнение
конкретных работ, генерирование идей,
поддержание связей и т.д., что
содействует достижению целей организации.
При создании формальных групп члены
организации объединяются искусственно
в соответствии с порученными
им официальными ролевыми предписаниями
и заранее спланированной структурой
организации. Наиболее существенными
чертами формальной группы являются
наличие поставленной высшим руководством
организации перед группой
Существуют различные типы формальных групп.
Главное отличие комитета
от других формальных структур заключается
в групповом принятии решений, что
иногда является наиболее эффективным
средством решения сложных
Все командные, производственные, функциональные группы, а также комитеты должны эффективно работать – как единый слаженный коллектив. К сожалению, руководители этих групп не всегда считают своим долгом повышать свой личный вклад в достижение общих целей. Эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение2.
Неформальная организация — это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. Как и у формальных организаций эти цели являются причиной существовании такой неформальной организации. Важно понять, что в большой организации существует не одна неформальная организация. Большинство из них свободно объединены в своего рода сеть. Люди, которые в других условиях вряд ли бы даже встретились, часто вынуждены проводить больше времени в обществе своих коллег, чем в своей собственной семье. Более того, характер задач, которые они решают, во многих случаях заставляет их часто общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены одной организации во многих аспектах зависят друг от друга. Естественным результатом этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.
У неформальных организаций много общего с формальными организациями, в которые они оказываются вписанными. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные организации – у них имеется иерархия, лидеры и задачи. В спонтанно возникших организациях также имеются неписаные правила, называемые нормами, которые служат для членов организации эталонами поведения. Эти нормы подкрепляются системой поощрений и санкций. Специфика в том, что формальная организация создана по заранее продуманному плану. Неформальная же организация скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. На рис.2.1. показана разница в механизмах образования формальных и неформальных организаций.
Рис. 2.1 . Механизм образования формальных и неформальных организаций
Структура и тип формальной
организации строятся руководством
сознательно с помощью
На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностными поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.
На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения в коллективе. И, наконец, «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов.
Возникающая при этом групповая
сплоченность может иметь позитивную,
негативную либо конформистскую направленность.
В первом случае группа воспроизводит
лучшие деловые и нравственные качества
своих членов, люди гордятся своей
принадлежностью к данному
Производственные проблемы
как бы отходят на второй план. Конформистская
направленность характеризуется чисто
внешней, показной заинтересованностью
сотрудников в результатах их
трудовой деятельности, безразличием
к коллективным усилиям. Сфера интересов
сотрудников находится вне
Факторы формирования социально-психологического климата коллектива
Психологический климат - это
эмоциональная окраска
Существуют два уровня социально-психологического климата. Первый уровень - статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние коллектива, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается коллектив.
Второй уровень - динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой членов коллектива в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера в коллективе». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность специалиста в течение рабочего дня. Изменения же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро, чаще всего человек успевает адаптироваться к ним.
На формирование социально-психологического климата коллектива оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды. Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:
Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. Также к микрофакторам относятся объективные, которые представляют собой комплекс технических, санитарно-гигиенических, организационных элементов в компании. Субъективные состоящие из формальной и неформальной.
Благоприятный климат каждым
членом коллектива переживается как
состояние удовлетворенности
Управление
поведением организации
Для эффективного управления поведением организации менеджеру, необходимо осознавать на каком этапе жизненного цикла находится организация, так как для разных этапов характерны разные цели и разные методы управления поведением организации.
Жизненный цикл организации — это период, в течение которого организация проходит четыре стадии своего развития: создание, рост, зрелость и упадок или спад. Это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной периодичностью, последовательностью. Вариант основных этапов жизненного цикла организации представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Жизненный цикл организации
Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, каковы причины перехода конкретной организации от одной стадии к другой. Каждая стадия жизненного цикла имеет специфические особенности. Рассмотрим наиболее характерные из них.
Стадия создания организации является начальной, когда организация находится в стадии становления, цели пока еще недостаточно четкие, творческий процесс протекает свободно. Основные усилия направлены на создание продукта и на выживание в условиях рынка. Организация, как правило, небольшая, отношения между сотрудниками неформальные. Тип лидера — новатор. На данной стадии чаще всего формируется организационная структура управления, слабо проявляется разделение и специализация управленческого труда. Высший уровень руководства представлен, как правило, учредителем, которому непосредственно подчиняются производство и финансы. Он же несет всю ответственность за принятые решения.
Информация о работе Формирование группового поведения в организации