Формирование кадрового состава на предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 06:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ и выявление проблем формирования и использования кадрового состава ЗАО «Амта».
Сформированы следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретический аспект формирования и использования кадрового потенциала, методологически определить становление кадровой политики коммерческого предприятия;
2)Определить характеристику предприятия и провести анализ основных финансово-экономических показателей коммерческой деятельности ЗАО «Амта»;
3) Проанализировать показатели использования кадрового потенциала в организации и дать характеристику основных направлений кадровой политики;
4)Выявить основные проблемы формирования и использования кадрового потенциала ЗАО «Амта» и разработать методы их решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования и использования кадров на предприятие……………………………………………………………………...5
1.1 Определение анализа кадрового состава организации…….….………5
1.2 Сущность и квалификация кадров предприятия………………………….17
1.3 Формирование кадрового состава. Подбор и адаптация персонала…….21
Глава 2. Практический анализ деятельности и кадрового потенциала организации на примере ЗАО «Амта»………………………………………...32
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………….32
2.2 Оценка использования кадрового состава и эффективности деятельности кадровой службы……………………………………………………………..36
2.3 Разработка подходов повышению эффективности управления персоналом в организации……………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………...58
Список литературы……………………………………………………………..61

Файлы: 1 файл

готовая к.р.docx

— 133.55 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 2.3-Эффективность использования персонала

Показатель

Отчетный период

Прошлый период

Изменения

Прибыль от реализации продукции

102526

87490

+15036

Себестоимость продукции, тыс. руб.

(80208)

(70643)

+9565

Выручка от реализации продукции, тыс. руб

7205

5475

+1730

Среднесписочная численность работников, чел

56

58

-2

Рентабельность продаж, %

7

6,2

+0,8

Среднегодовая выработка продукции одним работником (в текущих ценах), тыс.руб

1432

1218

+214

Рентабельность персонала

128,7

94,4

+34,3


 

       
       
       

 

В отношении движения рабочей силы в ЗАО «Амта» вырисовывается первая проблема: высокая текучесть кадров. Из таблицы также можно заметить то, что управление предприятия в отношении персонала ведет политику снижения среднего возраста как в отношении работников основной профессии, так и управленческого аппарата, однако в этом случае снижается процент профессиональной подготовки сотрудников. Вряд ли можно назвать такую политику управления персоналом эффективной для долгосрочной перспективы. В этом случае управлению по работе с персоналом предприятия необходимо обеспечивать мотивацию сотрудников (материальную и моральную), обеспечить благоприятный психологический климат и адаптацию в коллективе. Что касается эффективности использования персонала, то динамика ее положительная, выработка работников выросла по сравнению с прошлым периодом, рентабельность персонала выросла.

Основная масса сотрудников исследуемого предприятия – от 20 до 40 лет. Состав руководителей 14% от всего количества сотрудников возрастом преимущественно от 30 до 40 лет, из них – почти половина имеют высшее образование, остальные - среднее профессиональное. Основная масса – работники сферы обслуживания – 57%, почти 30% имеют специальное начальное образование. Среди сотрудников ЗАО «Амта» почти нет пенсионеров – всего около 3%, низкое количество сотрудников без специального образования – 12%. Таким образом, согласно приведенному анализу проблем структуры и состава персонала ЗАО «Амта» не имеет.

Следующий этап грамотной кадровой политики – адаптация в коллективе, психологический климат, первичное обучение. В исследуемой организации существует программа наставничества, согласно которой к новому сотруднику в период испытательного срока прикрепляется наставник опытный специалист, обладающий высокими профессиональными качествами, имеющий стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться своим опытом, имеющий системное представление о своем участке работы и работе подразделения, преданный делу компании, поддерживающий ее стандарты и правила работы, обладающий коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Наставники назначаются руководителями подразделений.

Руководитель подразделения совместно с инженером по подготовке кадров разрабатывает план вхождения в должность (адаптационный план) сотрудника (стажера) и отражает его в «Адаптационном листе». Оценка работы стажера производится аттестационной комиссией, в состав которой входят: руководитель подразделения, наставник, инженер по подготовке кадров. После прохождения периода наставничества сотрудник (стажер) проходит мини-аттестацию, где оценивается результат обучения основным навыкам профессии. После прохождения испытательного срока сотрудник (стажер) проходит аттестацию, где оценивается его включение в производственный процесс и принимается положительное или отрицательное решение в отношении нового сотрудника.

Основными задачами наставничества являются:

а) ускорение процесса обучения основным навыкам профессии, уменьшения количества возможных ошибок, связанных с включением в работу, уменьшения дискомфорта первых дней работы, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи по занимаемой должности;

б) адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в данном подразделении;

в) оценка уровня квалификации и потенциала сотрудника во время прохождения им испытательного срока.

На предприятии проводится периодическая плановая аттестация кадров.

Цель аттестации – это периодическая комплексная проверка уровня деловых, личностных и моральных качеств сотрудников по занимаемой должности. Плановая аттестация сотрудников, ориентированная на оценку профессиональной деятельности, проводится один раз в год.

Основными задачами аттестации являются:

а) определение уровня профессиональной подготовки, объективная оценка служебной и профессиональной деятельности сотрудника, определение его соответствия занимаемой должности;

б) совершенствование подбора и расстановки кадров, стимулирование их профессионального роста, инициативы и творческой активности;

в) выявление потребности в обучении;

г) содействие повышению эффективности деятельности организации.

В ЗАО «Амта» также проводится дополнительное обучение руководящего персонала – организация семинаров, тренингов, ярмарок, выездных мероприятий. На предприятии практически не используется политика ротации кадров.

Основной кадровой проблемой ЗАО «Амта» является высокая текучесть. Это объясняется недостаточной мотивацией сотрудников, как рабочих и служащих, так и руководящего состава. В исследуемой организации иногда применяется система материального поощрения сотрудников. Фирма не использует такие методы управления, как психологические и административные.

В ЗАО «Амта» также было проведено исследование по выявлению причин стресса и конфликтных ситуаций. Было опрошено порядка 45 респондентов от 25 до 50 лет, из них 9 мужчин и 36 женщин, работающих на разных должностях. За основу была взята работа Д. Вэттена и К. Камерон, которые указывают данные причины возникновения стресса (таблица 2.3).

Таблица 2.4- Причины срывов и стрессов («сгорания на работе») в ЗАО «Амта»

Характеристики рабочего места

Доля работников, назвавших это причиной срыва

Работники не имеют возможности разговаривать друг с другом

2,0

Конфликты между работниками – обычное явление

10,0

Работникам дают слишком мало возможностей для контроля

4,8

Кадровый или расходный бюджет явно неадекватны

4,6

Руководство и работники не имеют возможности открыто разговаривать друг с другом

9,2

Руководство не поддерживает работников

11,4

Льготы при предоставлении отпусков и оплате больничных листов ниже среднего

6,8

Льготы работников сведены к минимуму

6,5

Организация серьезно поражена бюрократизмом

24,7

Работники не получают должного признания и вознаграждения

20,0


 

 
 
 

 

Таким образом, основными причинами сгорания на работе сотрудники считают бюрократизм, которым организация серьезно поражена, работники не получают должного признания и вознаграждения, руководство не поддерживает работников. В ЗАО «Амта» не применяются определенные стратегии по устранению стрессов.

После проведенного анализа выявлены основные проблемы эффективности управления кадровым потенциалом:

-необходимость изменений системы подбора персонала;

- проблема текучести кадров - ротация кадров и планирование карьеры;

-внедрение мотивационной политики в организации, включая регулярное анкетирование сотрудников с целью выявления основных потребностей коллектива;

-улучшение корпоративной культуры и климата в коллективе.

Управленческий и финансовый анализ организации выявил только одну наиважнейшую проблему предприятия – совершенствование кадровой политики.

 

2.3 Пути улучшения  использования кадрового состава

Управление кадровым резервом – это неотъемлемая часть формирования и использования кадрового потенциала на современном предприятии.

Кадровый резерв – это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям к должностям кадрового резерва.

На стадии бурного роста рынка возник серьезный дефицит в профессионалах в разных областях деятельности. Только выращивание собственных профессионалов может обезопасить компании от возникновения незакрываемых вакансий. При кризисе сохранение собственного кадрового потенциала дает возможность эффективно использовать наиболее квалифицированные человеческие ресурсы и достаточно безболезненно для бизнеса расставаться с наименее эффективными сотрудниками.

Цели создания и управления кадровым резервом в ЗАО «Амта»:

- обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ компании в области человеческого капитала;

- формирование оптимальной структуры персонала, способной обеспечить достижение стратегических целей компании.

При серьезном и глубоком отношении к работе с кадровым резервом, на определенном этапе развития возникает проблема категоризации кадрового резерва. Наиболее оптимальным является выделение следующих категорий кадрового резерва, которое позволяет объединить все достоинства планирования замещений, планирования преемственности и управления талантами.

Стратегический резерв – кадровый резерв, который будет проходить многоступенчатую систему развития, часто не привязанную к подготовке на замещение конкретных должностей. К этой категории, как правило, относятся резервисты с высоким потенциалом и талантливые сотрудники.

Развитие данной категории резерва относится к процессам управления талантами, планирования преемственности и к стратегическому управлению человеческими ресурсами.

Оперативный резерв – кадровый резерв на замещение конкретных должностей в конкретные сроки. Это наиболее привычное понимание кадрового резерва в системе управления персоналом, не имеющее, как правило, долгосрочной нацеленности на реализацию стратегических целей компании. Подготовка данной категории резерва относится к процессам планирования замещения ключевых должностей и планирования преемственности.

Исходя из категорий кадрового резерва можно сформулировать для каждой категории основные стратегии управления кадровым резервом:

Для стратегического резерва:

- наилучшее развитие и  применение личностного потенциала  резервистов;

- наилучшее развитие и  использование профессионального  или управленческого потенциала  резервистов.

Для оперативного резерва:

- проявление природных  возможностей резервистов без  создания особых условий для  развития;

- создание резерва замещения  на максимальное количество должностей.

Для ЗАО «Амта» в настоящий момент времени можно использовать стратегию наилучшего развития и применения личностного потенциала сотрудников, которая применяется для управления стратегическим кадровым резервом. Компания должна выбрать два пути управления:

1. Выявить талант кандидата на входе в компанию, подбирая позицию под талант человека.

2. Определить, в чем именно талантливы уже работающие сотрудники, и переместить их на лучшую для них должность.

Если фирма выберет такую стратегию управления талантами, она должна быть готова к большому количеству внутренних ротаций, пока талант не найдет себя и свое место в компании, риск ошибки также очень высок.

Принципы формирования такого подхода определяют, что лучшей стратегией является предоставление возможностей сотрудникам заниматься тем, в чем они талантливы, от чего выигрывает и сам сотрудник, и компания.

Для достижения стратегических целей компании наиболее эффективным является сочетание нескольких стратегий управления кадровым резервом, поэтому в дополнение к имеющейся стратегии управления талантами для ЗАО «Амта» рекомендуется использовать стратегию создания резерва замещения на максимальное количество должностей. Эта стратегия достаточно удобна для коммерческого торгового предприятия из-за большого количества должностей. Основной принцип данной стратегии – формирование резерва под максимальное количество должностей, кроме самых нижних уровней вспомогательного персонала.

Компании важно, чтобы не было простоев позиции, возникшую пустоту сразу же заполняют внутренними резервами. В таком случае подбор с внешнего рынка идет в основном на низовые позиции, после чего сотрудников развивают для роста наверх или по горизонтали. Эта стратегия используется для оперативного резерва. В этом случае речь идет не о развитии, а скорее об обучении резервиста под конкретную должность.

 

Политика приема на работу

Первым направлением повышения эффективности кадровой политики является планирование и отбор кадров.

Для решения проблемы по подбору персонала нужно сначала усовершенствовать процедуру планирования персонала.

Информация о работе Формирование кадрового состава на предприятие