Формирование кадровой политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить теоретические основы методов управления персоналом и рассмотреть использование этих методов на конкретном примере.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1)определить понятие методов управления персоналом;
2)определить виды методов управления персоналом и дать характеристику этим методам;
3)провести исследования применения методов управления персоналом на примере ОАО «ТЕХНО».

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретическая основа методов управления персоналом 6
1.1 Система методов управления 6
1.2 Организационно-распорядительные методы управления 11
1.3 Экономические методы управления 17
1.4 Социально-психологические методы управления 19
2 Исследование методов управления персоналом на предприятии ООО «ТЕХНО» 26
2.1 Характеристика предприятия 26
2.2 Анализ методов управления персоналом 35
Заключение 38
Список использованных источников 41
Последний лист проекта 42
Приложения 43

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Их отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для организационно - распорядительных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актами и распоряжениями вышестоящих органов  управления.

Экономические и социально-психологические  методы управления основаны на использовании  социального механизма (система  взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).

И хотя каждый из этих методов  имеет свое содержание, направленность и способ воздействия, организационную форму исполнения, они должны использоваться в тесном воздействии. Невозможно рассчитывать на автоматическое действие этих методов, достаточно трудно определить силу их воздействия и конечный эффект.

С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Данные методы основаны на использовании экономического механизма.

1.2 Организационно-распорядительные (административные) методы управления

  Методы организационного воздействия (администрирования) - это методы, опирающиеся на власть руководителя, на его права, на присущую организации дисциплину и ответственность.

Сущность организационно - распорядительных методов состоит в том, что они дают однозначное решение задачи при соответствующей ситуации, имеющее обязательную силу для исполнения. Они ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействий: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов  характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Здесь нет и не может быть выбора между разными образами действия, как это характерно для экономических методов. Иначе говоря, организационно-распорядительные методы отличаются обязательным характером соответствующих распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается руководителем как прямое нарушение дисциплины и влечет за собой определенное взыскание.

Организационно - административные методы управления базируются на:

  • системе законодательных актов страны;
  • системе нормативных документов вышестоящих структур управления;
  • системе разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий;
  • системе оперативного управления.

В систему законодательных  актов страны входят государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (президентом, парламентом, правительством), для обязательного применения на территории всей страны.

Система нормативных  документов высших управленческих структур включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления  коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководителем этих государственных органов и действующие во всех организациях, учреждениях и т.п., объединяемых данным министерством или ведомством.

Система разрабатываемых  в данной организации планов, программ, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех ее звеньев и работников. Она регламентирует деятельность организации, направленную на достижение стоящих перед ней целей, задач, связанных с повышением эффективности ее функционирования.

Система оперативного регулирования  включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице. Например, распоряжение, даваемое руководителем подчиненному, обычно содержит в себе указание, что должен совершать или, напротив, не совершать подчиненный в тех или иных обстоятельствах или при изменении обстоятельств.

Организационно - административное управление предполагает подчинение сотрудников распоряжениям вышестоящих начальников и управляемых органов. Оно обычно бывает трех видов:

  1. вынужденное и внешне навязанное подчинение, которое сопровождается дискомфортным чувством зависимости от нажима (порой грубого и бесцеремонного) «сверху»;
  2. пассивное подчинение, сопровождаемое облегчением, связанным с освобождением от принятия самостоятельных решений;
  3. осознанное, внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения и со стремлением выполнить его в намеченные сроки и с возможно  максимальным результатом.

Административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:

  1. прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
  2. установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия, унифицированных форм воздействия;
  3. выдача рекомендаций, советов, а также воздействия, осуществляемые посредством контроля и надзора за деятельностью организации.

Применение организационно-распорядительных методов управления подчинено определенным принципам, в соответствии с которыми необходимо тщательно отработать структуру  организации:

    • отделы, подразделения, службы должны иметь четко фиксированные обязанности, не дублировать друг друга, работать в тесном взаимодействии;
    • исполнитель должен выполнять указания руководителя, нести ответственность за свои действия (принцип ответственности);
    • руководитель обязан уметь передавать значительную часть своих полномочий нижестоящим должностным лицам (принцип делегирования), непосредственно воздействовать на подчиненных, число которых зависит от уровня управления, характера связей (линейные, функциональные), принятой структуры (принцип диапазона), и, наконец, контролировать и оценивать работу исполнителей.

Перечисленные принципы определяют содержание организационного воздействия, которое включает следующие  компоненты:

- виды и типы воздействия;

- адресата воздействия;

- постановку задания и установление критериев его выполнения;

- наделение исполнителей полномочиями и ресурсами;

- установление ответственности;

- мотивацию и инструктаж подчиненных;

- учет хода работы;

- координирование деятельности исполнения;

- контроль исполнения задания.

Названия компонентов  организационного воздействия близки к этапам процесса реализации управленческого решения. И это не случайно. И за решением, и за организационным воздействием стоит руководитель. Организационное воздействие по содержанию всегда направлено на обеспечение или всех этапов решения, или отдельных из них. И все же между процессом реализации решения и организационным воздействием имеются различия.

Процесс реализации решения - это весь комплекс мер в организации, организационное же воздействие - это то, что делает сам руководитель в этом процессе, а точнее, только та часть его действий, которая связана с определенным воздействием на подчиненных. Составные части организационного воздействия просты и как будто очевидны. Однако, на практике их постоянное соблюдение - дело не столь простое. Много трудностей в работе как раз возникает в силу того, что не выполняются самые элементарные приемы организационной работы.

Конкретные условия  работы руководителя очень различны, поэтому нужно с их учетом вырабатывать наиболее пригодные варианты  постановки и выполнения заданий подчиненными. Следует также помнить, что организационное воздействие - не самоцель. Это звено в работе руководителя, которое оправдано и эффективно, если четко определены проблемы, выработан общий план их решения, работа включена в общий план деятельности организации, определены исполнители и т.д. В этих условиях четкое администрирование становится фактором успешной работы. В другой же ситуации, когда задачи и пути их решения неясны, администрирование приобретает характер самодовлеющей бюрократической процедуры, совершаемой ради нее самой, ведет к формализму. Вот почему успешное администрирование предполагает, прежде всего, что в организации разработана четкая структура, определены функции, права и обязанности ее подразделений.

Не меньшее значение имеет наличие четких должностных  инструкций у исполнителей. Административная деятельность будет также облегчена, если имеются общий план работы учреждения, схема выполнения основных работ, отработаны процедуры принятия и реализации основных видов решений.

Для успешного администрирования  необходима обстановка четкой трудовой дисциплины и высокой ответственности  в организации. Чтобы избежать административной «перегрузки», надо не жалеть усилий на формирование делового климата организации. Все эти меры, на первых порах трудоемкие и, по-видимому, не дающие немедленных результатов, впоследствии существенно облегчат работу.

Некоторые выводы:

  1. организационно-распорядительные методы представляют собой систему воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей организации;
  2. выполнение одной и той же работы возможно в различных организационных условиях при разных типах ее организации посредством:

- жесткого регламентирования;

- гибкого реагирования;

- постановки общих задач;

- установления допустимых границ деятельности и др.

  1. поскольку через организационные отношения реализуется одна из важнейших функций управления - функция организации, задача организационно - административной деятельности состоит в координации действий подчиненных посредством использования большого многообразия административных методов управления персоналом:

- формирование организационных структур органов управления;

- установление госзаказов;

- утверждение административных норм и нормативов;

- издание приказов и распоряжений;

- подбор и расстановка кадров;

- разработка положений, должностных инструкций, стандартов предприятия;

- контроль исполнения и др.

  1. критикуя рычаги административного управления, следует иметь в виду, что никакие другие методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллективов.

Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и  хозяйственного законодательств и  не должны отождествляться с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. администрированием. В выявлении наиболее действенного для определенных условий типа организационного воздействия на коллектив, обеспечивающего эффективное и качественное выполнение работ, находят свое проявление организационно - распорядительные методы управления, оказывающие прямое воздействие на управляемый объект.

1.3 Экономические методы управления

Среди методов управления персоналом ведущее и доминирующее место занимают экономические методы.

Экономические методы управления - способы реализации требований экономических законов путем применения экономических критериев, оценок, рычагов и стимулов. Экономические методы управления базируются на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной (реже - непроизводственной) деятельности. В отличие от организационно - административных методов эти методы управления ориентированы не столько на административное влияние (указы, распоряжения, указания и т.д.), сколько на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную деятельность. Экономические методы представлены такими способами, как хозяйственный расчет, планирование, экономическое стимулирование, а также в виде цен, финансов, кредита и т.п.

К экономическим методам управления, применяемым на уровне страны, относятся:

  • механизм налоговой система;
  • кредитно - финансовый механизм.

К экономическим методам, которые применяются на уровне организации, фирмы, учреждения и т.п., относятся:

  • механизм заработной платы и других форм материального поощрения работников;
  • механизмы ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы;
  • механизмы стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности функционирования организации и повышение качества ее продукции.

Экономические методы управления персоналом организации включают:

  • технико-экономический анализ;
  • технико-экономическое обоснование и планирование;
  • материальное стимулирование;
  • ценообразование;
  • налоговый механизм;
  • утверждение экономических норм и нормативов и др.

если организационно - распорядительные методы прямо воздействуют на ход производства и его результаты, то экономические методы влияют на его результаты косвенно. На основе использования этих методов устанавливается определенный порядок распределения прибыли, применяются определенные натуральные и стоимостные показатели для оценки работы предприятий, платность фондов, системы оптовых цен и кредитов и т.п. С помощью экономических методов управления устанавливаются определенные натуральные и стоимостные показатели для оценки деятельности подразделений организации, разрабатывается система стимулирования производственной деятельности.

Информация о работе Формирование кадровой политики организации