Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:05, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить теоретические основы методов управления персоналом и рассмотреть использование этих методов на конкретном примере.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1)определить понятие методов управления персоналом;
2)определить виды методов управления персоналом и дать характеристику этим методам;
3)провести исследования применения методов управления персоналом на примере ОАО «ТЕХНО».
Введение 3
1 Теоретическая основа методов управления персоналом 6
1.1 Система методов управления 6
1.2 Организационно-распорядительные методы управления 11
1.3 Экономические методы управления 17
1.4 Социально-психологические методы управления 19
2 Исследование методов управления персоналом на предприятии ООО «ТЕХНО» 26
2.1 Характеристика предприятия 26
2.2 Анализ методов управления персоналом 35
Заключение 38
Список использованных источников 41
Последний лист проекта 42
Приложения 43
Экономические методы реализуются через систему показателей, которые характеризуют результаты хозяйственной деятельности. Показатели экономических методов представляют собой, как правило, некоторую количественную меру той или иной стороны или свойства хозяйственного процесса. В практике управления используются следующие показатели:
Директивные показатели утверждаются вышестоящими организациями и являются обязательными для выполнения на всех уровнях управления. Внутренние показатели (собственные) самостоятельно устанавливаются предприятиями, производственными объединениями и другими организациями. Они используются во внутриорганизационном, внутрифирменном управлении.
Расчетные показатели используются для обоснования как директивных, так и внутренних показателей. Натуральные показатели выражают определенные физические свойства потребительской стоимости. Они используются для определения и поддержания вещественной структуры плана, для сбалансирования пропорций хозяйственного развития.
Стоимостные показатели выражают в денежной форме величину общественно необходимых затрат труда, воплощенного в товаре, с одной стороны, а с другой – обеспечивают сопоставимость отдельных видов производств при распределении и перераспределении продуктов производства.
Директивные, расчетные, собственные, натуральные, стоимостные показатели определяют параметры хозяйственной деятельности предприятий, объединений, а также их внутренних подразделений и включаются в план. Их можно назвать плановыми показателями. В рамках плановых показателей выделяются показатели оценки эффективности конечной хозяйственной деятельности (оценочные). Конечные показатели должны отражать общие результаты хозяйственной деятельности, комплексный эффект от всех промежуточных звеньев деятельности, а промежуточные показатели - эффект, который получен на различных этапах работы.
Абсолютные показатели употребляются для обозначения целевых ориентиров развития производства, его фактического состояния на какой - либо момент времени. Относительные показатели определяют динамические характеристики развития (темпов, степеней и т.д.).
Некоторые выводы:
1.4 Социально-психологические методы управления
Ведущим элементом любой системы управления является человек со своими разнообразными интересами, запросами, чувствами, идеями, что требует применения особых социально-психологических методов управления.
Социально-психологические методы управления - это такие способы воздействия на объект управления, которые основаны на использовании социально-психологических факторов и направлены на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе, для достижения поставленных перед организацией целей.
Социально-психологические
методы включают следующую совокупность
социально-психологических
В состав социально-психологических методов управления персоналом входят:
Особое место при использовании социально - психологических методов управления отводится мотивации труда. Мотивация труда – целенаправленное воздействие на личность в соответствии с ее потребностями, ценностными ориентирами, мотивами. Индивидуальный подход руководителя к подчиненному как раз и основывается на знании особенностей мотивации труда каждого работника. От мотивации зависит отношение человека к работе, к успехам и неудачам, возникающим в ходе ее выполнения.
Если мотивы деятельности человека и поставленные им цели относятся к отдаленному будущему, то это называется далекой мотивацией. Если же они связаны только с ближайшим будущим, то говорят о короткой мотивации человека. От «длины» мотивации зависит во многом отношение к работе.
Наличие далекой мотивации помогает работнику преодолеть временные трудности в работе. Поскольку он устремлен в будущее, настоящее для него важно не только само по себе, но и как этап достижения перспективных целей. Если же у работника только короткая мотивация труда, то неудачи могут снизить его активность или даже вызвать желание изменить задачу, решение, а то и место работы.
Близкие мотивы, побуждающие человека к труду, делятся на непосредственные и косвенные. О непосредственных мотивах говорят тогда, когда человек получает удовлетворение от самого процесса работы и ее результатов. При косвенных мотивах человека привлекает не только сама работа и ее результаты, но и заработная плата, признание, общественное положение и т.д. Непосредственные и косвенные мотивы труда обычно взаимосвязаны: человека привлекает как сама работа, так и зарплата и другие ценности, которые она дает.
Часто бывает так, что человек, приступающий к определенной работе только ради заработка, постепенно находит привлекательность в тех функциях, которые он выполняет. Но нередки и такие случаи, когда один тип мотивов значительно преобладает над мотивами другого типа. Тот, у кого преобладают непосредственные мотивы труда, менее склонен менять работу, качество его труда более высокое.
Среди мотивов труда большое место занимают мотивы, связанные с материальной заинтересованностью. Они часто влияют на выбор профессии, место работы и т.д. Однако, порой работник удовлетворяется меньшей заработной платой, если работа позволяет ему реализовать его духовные потребности.
Работа с людьми по
раскрытию и формированию мотивации
(особенно далекой) – важное условие
создания здорового психологического
климата в коллективе. Поэтому
руководителю крайне важно уметь
разбираться в мотивах
Осуществляя руководство, следует уделять особое внимание информированию:
В применении социально-психологических методов важно обеспечить необходимое соотношение между мотивами и стимулированием. Мотив – внутренний побудитель, стимул – внешний побудитель. Действие любого стимула опосредовано психикой человека, его взглядами, чувствами, стремлением, потребностями. Поэтому один и тот же стимул по-разному воздействует на трудовую активность людей в зависимости от наличия разных мотивов. В связи с этим в управлении в каждом конкретном случае применительно к конкретным условиям и конкретному составу работников необходимо определить оптимальное сочетание материальных и моральных стимулов, обеспечивающее формирование глубоких и стойких мотивов трудовой деятельности.
Поведение человека, как известно, осознанно и целенаправленно. Побудителями поступков являются материальные, духовные потребности. Конкретно это можно сформулировать в виде такого психологического принципа: побуждение людей к труду основывается на направленном удовлетворении их ведущей потребности, на преднамеренном обострении у них заинтересованности в этом, а затем (на фоне возникшего субъективного состояния) на целенаправленном формировании (посредством набора стимулов) конкретных мотивов трудовой деятельности.
Чтобы вызвать у работников личную заинтересованность в труде, необходимо создать условия, при которых удовлетворились бы ведущие материальные и духовные потребности. Это предполагает социальную справедливость распределения материальных и духовных благ, предпочтительное поощрение работников (а не наказание), добивающихся высоких количественных и качественных показателей, создание условий для их профессионального роста, формирование в трудовом коллективе атмосферы товарищества и взаимопонимания. Поощрять следует не только значительные дела.
Умелые руководители не оставляют без внимания ни одного достижения работников, как бы они ни были малы. Совсем не обязательно, чтобы поощрение было выражено в виде премии или благодарности в приказе. Если человек достоин похвалы, достаточно сказать ему об этом несколько теплых слов. Неправильным бывает у некоторых руководителей представление «не ругаю» - значит, поощряю». Особенно большого внимания требуют психологические аспекты наказания.
При определении меры наказания требуется учитывать тяжесть поступка, его последствия и повторяемость, уровень сознания наказуемого и темперамент, другие его индивидуальные особенности, отношение провинившегося к коллективу, к самому проступку, отношение коллектива к провинившемуся и такого рода проступкам.
При вынесении наказания
особенно недопустимо оскорбление
человеческого достоинства
Для руководителя очень важно уметь понимать психологию другого человека. Но это возможно лишь в том случае, если личность руководителя гармонически развита. Для раскрытия внутреннего мира другого человека нужен жизненный опыт, большая социально-психологическая зрелость.
Некоторые выводы:
Информация о работе Формирование кадровой политики организации