Формирование кадровой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.
Проблемы кадровой политики рассматривали еще представители классической (научной и административной) школы менеджмента. Так, принципы научного менеджмента Ф. У. Тейлора включали такие элементы кадровой политики, как:1
развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния;
подбор, обучение и расстановка рабочих на рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу и т. п.
Административная концепция А. Файоля рассматривала кадровую политику, как один из ключевых элементов функции распорядительства, к принципам которой относилось "постоянство состава персонала".2

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы разработки кадровой политики…………………………..6
1.1. Содержание и задачи кадровой политики…………………………………..6
1.2. Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития организации…….9
1.3. Типы кадровой политики…………………………………………………...14
1.4. Условия, влияющие на кадровую политику……………………………....21
Глава 2. Формирование кадровой политики……………………………….25
2.1. Этапы проектирования кадровой политики……………………………….25
2.2. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия…………………………….30
2.3. Условия разработки кадровой политики…………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………...37
Список используемой литературы…………………………………….........

Файлы: 1 файл

курсовая формирование кадровой политики организации.docx

— 73.74 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основы разработки кадровой политики…………………………..6

1.1. Содержание и задачи кадровой политики…………………………………..6

1.2. Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития организации…….9

1.3. Типы кадровой политики…………………………………………………...14

1.4. Условия, влияющие на кадровую политику……………………………....21

Глава 2. Формирование кадровой политики……………………………….25

2.1. Этапы проектирования кадровой политики……………………………….25

2.2. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия…………………………….30

2.3. Условия разработки кадровой политики…………………………………..34

Заключение……………………………………………………………………...37

Список используемой литературы……………………………………...........39

 

Введение.

Тема курсовой работы – «Формирование  кадровой политики организации». Актуальность темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности предприятия является обеспечение высокого качества кадрового потенциала, что осуществляется благодаря разработке кадровой политики организации. Сутью же кадровой политики является работа с персоналом, соответствующая концепции развития организации. Кадровая политика - составная часть стратегически ориентированной политики организации. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда. Необходимо иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным  окажется труд сотрудников, зависит  успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально  эффективно использовать возможности  персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них  может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в  дела сотрудниками компании. А это  может произойти только в случае, если удачно разработана кадровая политика организации.

 Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.

Проблемы кадровой политики рассматривали  еще представители классической (научной и административной) школы  менеджмента. Так, принципы научного менеджмента  Ф. У. Тейлора включали такие элементы кадровой политики, как:1

  • развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния;
  • подбор, обучение и расстановка рабочих на рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу и т. п.

Административная концепция А. Файоля рассматривала кадровую политику, как один из ключевых элементов функции распорядительства, к принципам которой относилось "постоянство состава персонала".2

В условиях административно-командной  системы ей в значительной мере была присуща политическая (идеологическая) окраска, что отражалось в самом  ее содержании и определении: "Кадровая политика – это генеральное направление  в кадровой работе, определяемое совокупностью  наиболее важных, принципиальных положений, выраженных в решениях партии и правительства  на длительную перспективу или отдельный  период".3

Переход к рыночной экономике существенно  меняет основополагающие принципы и  содержание кадровой политики. В настоящее  время это сознательная, целенаправленная деятельность по созданию трудового  коллектива, который наилучшим образом  способствовал бы совмещению целей  и приоритетов предприятия и  его работников.

Происходящие изменения, связанные  с необратимостью экономических  реформ и движением к здоровой конкуренции, заставляют организации  России уделять значительное внимание долгосрочным аспектам кадровой политики, базирующейся на научно обоснованном планировании.

Целью работы является ознакомление с понятием кадровой политики, подробно изучить задачи, типы политики и условия разработки кадровой политики организации.

Для достижения поставленной цели в  курсовой работе было решено несколько  задач:

-рассмотреть основные подходы к определению кадровой политики;

-изучить этапы построения кадровой политики организации;

-непосредственно перейти к формированию кадровой политики организации, из каких этапов она состоит и условия, в которых может формироваться кадровая политика.

Предмет исследования - кадровая политика организации.

Объектом исследования выделены механизм разработки и реализации кадровой политики в организации.

В работе использовались книги и  статьи ведущих современных отечественных  и зарубежных ученых, интернет-ресурсы.

 

 

Глава 1. Основы разработки кадровой политики.

1.1. Содержание и задачи кадровой политики.

Целевая задача кадровой политики может  быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:

  1. увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше:

а) переводить на сокращенные формы  занятости;

б) использовать на несвойственных работах, на других объектах;

в) направлять на длительную переподготовку и т. п.;

  1. подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку;
  2. набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия;
  3. набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования;
  4. вкладывать деньги в подготовку "дешевых", но узкоспециализированных рабочих или "дорогих", но маневренных и т. п.

Поскольку формирование кадров предприятия  связано не с первоначальным решением, а с альтернативностью возможных  путей, с выбором наиболее эффективного из них, то правомерна постановка вопроса  и о выборе стратегии трудообеспечения с учетом всех факторов и обстоятельств, характерных для настоящего и  будущего.

При выборе кадровой политики учитываются  факторы, свойственные внешней и  внутренней среде предприятия, такие  как:4

  • требования производства, стратегия развития предприятия;
  • финансовые возможности предприятия, определяемый ими допустимый уровень издержек на управление персоналом;
  • количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.;
  • ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения);
  • спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы;
  • влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников;
  • требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.

Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:

  1. Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития (или выживания) предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
  2. Кадровая политика должна быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой – динамичной, т. е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия (фирмы). Последняя включает ценности и убеждения, разделяемые работниками и предопределяющие нормы их поведения, характер жизнедеятельности предприятия.
  3. Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т. е. исходить из его реальных финансовых возможностей.
  4. Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.

Таким образом, кадровая политика в  новых условиях направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение  не только экономического, но и социального  эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных  актов и правительственных решений.

Последние, как отражение государственной  политики в отношении воспроизводства  рабочей силы, влияют на кадровую политику через требования к обеспечению  надлежащей социальной защиты работника.

В реализации кадровой политики возможны альтернативы: она может быть быстрой, решительной (в чем-то на первых порах, возможно, и не очень гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к  каким социальным издержкам для  него это может привести.5

Кадровая политика реализуется  через кадровую работу, поэтому выбор  кадровой политики связан не только с  определением основной цели, но и с  выбором средств, методов, приоритетов  и т. д.

Кадровая работа базируется на системе  правил, традиций, процедур, комплексе  мероприятий, связанных непосредственно  с осуществлением подбора кадров, необходимой их подготовки, расстановки, использования, переподготовки, мотивации, продвижения и т. д.

Поэтому содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу (выбор  источников пополнения кадров, требования к исполнителям и т. п.), а касается принципиальных позиция предприятия  в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана  с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая  кадровая работа ориентирована на оперативное  решение кадровых вопросов. Между  ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели.

Кадровая политика носит и общий  характер, когда касается кадров предприятия  в целом, и частный, избирательный, когда ориентируется на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).

Кадровая политика формирует:

  • требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т. п.);
  • отношение к "капиталовложениям в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы;
  • отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части);
  • отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, ее глубине и широте, а также переподготовке кадров;
  • отношение к внутриорганизационному движению кадров и т. д.

Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась  бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при  условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных  решений.

 

1.2. Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития организации.

Определяющим в выборе кадровой политики является стратегия (концепция) развития организации, как производственно-хозяйственной системы. Более того, удачно выбранная и реализованная кадровая политика способствует претворению в жизнь и самой стратегии. Составными частями такой стратегии являются:

  • производственная деятельность организации – реорганизация производства в увязке со спросом на его продукцию;
  • финансово-экономическая – возможное привлечение денежных ресурсов в производство, а, следовательно, и в развитие рабочей силы;
  • социальная, связанная с удовлетворением потребностей персонала организации.

Информация о работе Формирование кадровой политики