Формирование кадровой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика – главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом.
Проблемы кадровой политики рассматривали еще представители классической (научной и административной) школы менеджмента. Так, принципы научного менеджмента Ф. У. Тейлора включали такие элементы кадровой политики, как:1
развитие каждого отдельного рабочего до максимальной доступной ему производительности и максимального благосостояния;
подбор, обучение и расстановка рабочих на рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу и т. п.
Административная концепция А. Файоля рассматривала кадровую политику, как один из ключевых элементов функции распорядительства, к принципам которой относилось "постоянство состава персонала".2

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основы разработки кадровой политики…………………………..6
1.1. Содержание и задачи кадровой политики…………………………………..6
1.2. Взаимосвязь кадровой политики и стратегии развития организации…….9
1.3. Типы кадровой политики…………………………………………………...14
1.4. Условия, влияющие на кадровую политику……………………………....21
Глава 2. Формирование кадровой политики……………………………….25
2.1. Этапы проектирования кадровой политики……………………………….25
2.2. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия…………………………….30
2.3. Условия разработки кадровой политики…………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………...37
Список используемой литературы…………………………………….........

Файлы: 1 файл

курсовая формирование кадровой политики организации.docx

— 73.74 Кб (Скачать файл)
  • нормирование;
  • программирование;
  • мониторинг.

1. Нормирование. Цель — согласование  принципов и целей работы с  персоналом с принципами и  целями организации в целом,  стратегией и этапом ее развития. В рамках этого этапа работ  важно проанализировать существенные  особенности корпоративной культуры, спрогнозировать возможные изменения  внешней и внутренней среды  организации, конкретизировать образ  желаемого сотрудника и определить  цели развития человеческого  ресурса. Например, весьма существенным  является наличие организации  представления об идеальном сотруднике, принцип взаимной ответственности  между работником и организацией, правилах должностного и профессионального  роста, требования к развитию  определенных способностей и  умений.

2. Программирование. Цель — разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможностей изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, — представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации. Например, в ситуации закрытой кадровой политики нелогично разрабатывать и использовать программы интенсивного набора персонала через кадровые агентства, средства массовой информации. В это случае при наборе важно обращать внимание на знакомых своих сотрудников, учащихся корпоративных учебных заведений. Для корпоративной культуры с элементами органической организационной культуры, основанной на “семейных” ценностях, при наборе персонала представляется нецелесообразным использование строгих психологических тестов. Скорее в данном случае следует уделять большее внимание процедурам собеседований, групповым мероприятиям и моделированию реальных производственных ситуаций.

3. Мониторинг персонала. Цель  — разработка процедур диагностики  и прогнозирования кадровой ситуации. На данном этапе важно определить  существенные индикаторы состояния  кадрового потенциала, а также  разработать комплексную программу  постоянной диагностики и развития  умений и навыков работников. Кроме того, целесообразно разработать  и внедрить методику оценки  эффективности кадровых программ.

Для предприятий, осуществляющих мониторинг персонала на постоянной основе, множество  отдельных программ кадровой работы (по крайней мере, такие, как оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание благоприятного социально-психологического климата) могут быть включены в единую систему внутренне связанных  между собой программ. В рамках подобной мега-программы в организации  могут быть решены не только кадровые задачи, но и реализованы способы  диагностики управленческой ситуации, практически отработаны способы  принятия и осуществления управленческих решений. В этом случае кадровая политика организации предстает как инструмент управления предприятием.

Таким образом, для построения адекватной кадровой политики важно исходить из представлений о целях, нормах и способах осуществления кадровых мероприятий. Основным механизмом поддержания адекватной кадровой политики является мониторинг персонала.

 

2.2. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия.

Известно, что в становлении  системы стратегического менеджмента  можно выделить четыре основные фазы:

1. хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней среде;

2. стратегическое планирование в узком смысле — предвидение новых осложнений во внешних условиях деятельности организации и разработка заранее стратегий ответных действий (исходное предположение: новая стратегия должна основываться на использовании имеющихся сильных и нивелировании слабых сторон организации);

3. управление стратегическими возможностями — выявление внутреннего потенциала организации для адаптации в быстро меняющейся среде (прогнозируются не только будущие проблемы к пути их решения, но и уровень профессиональной компетентности, необходимый персоналу организации для успеха в будущем):

4. управление стратегическими задачами в реальном масштабе времени — разработка и реализация постоянно корректирующейся программы.

В зависимости от фазы построения, а также уровня планирования можно выделить кадровые программы разного типа, ориентированные на решение оперативных, тактических или стратегических задач. Программы включают в себя различные кадровые мероприятия, отдельные направления работы и проекты, направленные на повышение качества персонала, развитие его способности решать задачи, диктуемые этапом развития организации.

Рассмотрим основные кадровые мероприятия  в зависимости от типа стратегии  организации (стадии развития организации) и уровня планирования. Для открытой и закрытой кадровой политики будут  адекватны разного типа мероприятия  по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей.

Открытая кадровая политика.

  • Предпринимательская (стадия формирования).

Привлечение молодых перспективных  профессионалов. Активная политика информирования о фирме. Формирование требований к  кандидатам.

Поиск перспективных людей и  проектов, создание банка кандидатов на работу в организацию, проведение конкурсов, выдача грантов. Установление контактов с кадровыми агентствами. Отбор менеджеров и специалистов под проекты.

  • Динамического роста (стадия интенсивного роста).

Активная политика привлечения  профессионалов. Разработка принципов и процедур оценки кандидатов и работы. Обучение управленцев — формирование горизонтальных и вертикальных управленческих команд. Планирование трудовых ресурсов. Разработка штатного расписания. Создание должностных инструкций. Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под конкретные виды работ. Адаптация персонала.

  • Прибыльности (стадия стабилизации).

Разработка новых форм организации  труда под новые технологии, так же оптимальных схем стимулирования труда, увязанных с получением прибыли организацией. Анализ и рационализация рабочих мест. Реализация программ оценки и стимулирования труда персонала. Набор эффективных менеджеров (управляющих).

  • Ликвидационная (стадия кризиса).

Создание нормативных документов по кадровому аспекту ликвидации предприятия. Установление контактов  с фирмами по трудоустройству. Оценка персонала с целью сокращения. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, программам обучения и трудоустройству. Использование схем частичной занятости.

  • Круговорота.

Оценка потребности в персонале  для различных этапов жизни организации. Поиск перспективных специалистов. Консультационная помощь персоналу (в первую очередь, психологическая). Реализация программ социальной помощи.

Закрытая кадровая политика.

  • Предпринимательская.

Создание собственных (фирменных) институтов. Поиск перспективных студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятии. Привлечение друзей, родственников и знакомых.

  • Динамического роста.

Планирование карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма (пожизненный  — Япония). Проведение внутрифирменных программ обучения с учетом личных потребностей в обучении. Разработка программ стимулирования труда в зависимости от вклада и выслуги лет. Набор сотрудников с высоким потенциалом и способностью к обучению. Проведение программ адаптации персонала.

  • Прибыльности.

Разработка схем оптимизации труда, сокращения трудовых затрат. Реализация программ обучения управленческого персонала. Разработка социальных программ. Создание кружков “качества”, активное включение персонала в оптимизацию деятельности организации. Использование ресурсов “внутреннего найма” — совмещение.

  • Ликвидационная.

Проведение программ переподготовки. Поиск рабочих мест для перемещаемого персонала. Увольнение в первую очередь новых сотрудников.

  • Круговорота.

Создание “инновационных” отделов. Разработка программ стимулирования творческой активности сотрудников. Проведение конкурсов  проектов. Разработка программ частичной занятости по основному направлению с возможностью реализовать активность сотрудников в направлениях, полезных фирме. Культивирование “философии фирмы”. Включение персонала в обсуждение перспектив развития организации.

Безусловно, содержание кадровых программ, описанных выше, определяется и представлением о траектории развития организации  в целом, и тем целевым выбором, который обычно делают собственники или высшее руководство.

 

2.3. Условия разработки кадровой политики.

На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факторы  двух типов: внешние по отношению  к организации и внутренние.

Факторы внешней среды  могут быть объединены в две группы:

- нормативные ограничения;

- ситуация на рынке труда.

Например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает  сотрудников служб управления персоналом быть очень изобретательными в проектировании программ отбора и ориентации персонала.

Ориентируясь на учет ситуации на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, источники  комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы. 
Важно получить представление о профессиональных и общественных объединениях, в которые так или иначе вовлечены работники или кандидаты на работу. Стратегию деятельности подобных объединений, их традиции и приоритеты в средствах борьбы следует учитывать для создания и реализации эффективных кадровых программ.

Факторы внутренней политики.

Наиболее значимыми представляются следующие факторы:

1. Цели предприятия, их временная перспектива и степень проработанности. Так, например, организации, нацеленной на быстрое получение прибыли и затем сворачивание работы, требуются совершенно иные профессионалы по сравнению с предприятием, ориентированным на постепенное развертывание крупного производства со множеством филиалов;

2. Стиль управления, закрепленный в том числе и в структуре организации. Сравнение организации, построенной жестко централизованным образом, организации, предпочитающей принцип децентрализации, показывает, что им требуется различный состав профессионалов;

3. Условия труда. Привлекают или отталкивают людей такие характеристики работ, как:

- степень требуемых физических и психических усилий;

- степень вредности работы для здоровья;

- месторасположение рабочих мест;

- продолжительность и структурированность работы;

- взаимодействие с другими людьми во время работы;

- степень свободы при решении задач;

-понимание и принятие цели организации.

4.  Качественные характеристики трудового коллектива. Так, работа в составе успешного коллектива может быть дополнительным стимулом, способствующим стабильной продуктивной работе и удовлетворенности трудом;

5. Стиль руководства. Независимо от стиля руководства, предпочитаемого конкретным менеджером, важны следующие его цели:

- максимальное включение мастерства и опыта каждого сотрудника;

- обеспечение конструктивного взаимодействия членов группы;

- получение адекватной информации о работниках, способствующей формулированию целей, задач кадровой политики в программах организации.14

 

Можно сделать вывод, что формирование кадровой политики основывается на этапах и мероприятиях разработки кадровой политики,  и условиях для их формирования. Так же на это влияют факторы, как внутренние, так и внешние.

 

 

 

Заключение.

В заключении можно отметить, что  правильно выбранная кадровая политика обеспечивает:

  • своевременное укомплектование кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения бесперебойного функционирования производства, своевременного освоения новой продукции;
  • формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива предприятия при минимизации затрат (экономия в разумных пределах издержек, связанных с наймом работников, подготовкой кадров с учетом не только расходов в текущем периоде, но и на последующую переподготовку и повышение квалификации и т. д.);
  • стабилизацию коллектива благодаря учету интересов работников, предоставления возможностей для квалификационного роста и получения других льгот;
  • формирование более высокой мотивации к высокопроизводительному труду;
  • рациональное использование рабочей силы по квалификации и в соответствии со специальной подготовкой и т. д.

Информация о работе Формирование кадровой политики