Формирование команды в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть формирование команды в организации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть команду как организационную форму коллективного управления;
- рассмотреть миссию команды и командные отношения
- рассмотреть типологию и факторы формирования команд;
- рассмотреть концепцию лидерства в формировании команды;
- рассмотреть этапы образования и методы формирования команд;
- рассмотреть эффективность команды и методы формирования команд;
- рассмотреть формирование команды на примере ООО «Мир автосервиса».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……….
Глава 1. Команда как организационная форма коллективного управления……………………………………………………….………..……
1.1. Команда, ее миссия и командные отношения....................................
1.2. Типология и факторы формирования команд………………….…..
1.3. Концепция лидерства в формировании команды…………………..
1.4. Формы внутрикомандного культурного контекста………………..
1.5. Управленческие команды лидеров…………………………………
Глава 2. Этапы образования и методы формирования команд……….…
2.1. Этапы формирования команд……..…………………………….…..
2.2. Траектории развития групп…………………………….……………
2.3. Эффективность команды…………………………………………….
2.4. Методы формирования команд…………………………….……….
Глава 3. Формирование команды на примере ООО «Мир автосервиса»
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая_формирование команды ворганизации.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

      Современная концепция лидерства подчеркивает такую его ценность, как повышение у подчиненных способности к саморуководству. Наиболее адекватным лидером является тот, кто может руководить другими в таком направлении, чтобы они руководили сами собой. Человека, способного к такого рода лидерству, авторы называют сверхлидером.

      Людьми  могут руководить также5:

      • сильный лидер, который воздействует применением санкций, силы, формального  авторитета;

      • транзактор, который создает особые способы взаимодействия между подчиненными, информационные сети и правила коммуникации и за счет этого организует эффективную работу и поддерживает собственный статус;

      • герой-визионер, который влияет на людей  силой своего убеждения;

      • пассионарные личности, способные предложить другим высокие цели и повести участников группы за собой. 

1.4. Формы внутрикомандного культурного контекста 

      Комплиментарное соответствие всех трех выделенных параметров (тип совместной деятельности, организационно-культурный контекст, тип лидера), определяющее образование групповых субкультур позволило выделить четыре основные формы внутрикомандного культурного контекста (субкультуры) управленческих групп: «комбинат», «клика», «кружок», «команда».

      1. «Комбинат». Основная психологическая  характеристика данной субкультуры  — беспрекословное подчинение ее членов своему сильному лидеру или, если использовать рабочий термин оргконсультантов, — командиру. Основания для подчинения — страх лишиться места в группе и возможность остаться без работы в материнской организации, так как во главе групп с такого рода субкультурами становятся люди, «имеющие влияние в метрополии».

      Группа  основана на соблюдении традиционной иерархии. Это очень стабильная групповая  культура, действия членов в которой  четко определены, решения принимаются  оперативно — лидер обладает всей полнотой власти и определяет политику и правила группового взаимодействия. Внешние границы и внутреннее строение группы достаточно жестки. Групповые ценности ставятся выше индивидуальных. Контроль осуществляется непосредственно лидером. Участие в процессе принятия решений в группе определяется местом субъекта во внутригрупповой иерархии. Решения принимаются в результате баланса влияний различных сил на лидера, поэтому последнее слово всегда принадлежит ему.

      2. «Клика». Такая группа состоит из людей, абсолютно доверяющих своему лидеру. Лидер «клики» в предпринимательских условиях, на начальной стадии развития организации — это такой человек, которому просто верят и внутренне готовы идти за ним. Он влияет на последователей своим видением будущего.

      Группа  не имеет жесткой внутренней структуры. Если лидер-визионер считает нужным создать в ней руководящее  звено, то оно в основном будет  служить для укрепления харизмы  лидера и укрепления членов группы в общем видении. Оно может  оказывать помощь своим членам и регулировать распределение общих ресурсов, причем принципы и нормы распределения также согласуются с видением лидера.

      Группа, как правило, нестабильна, имеет  размытые границы: в кризисных ситуациях  легко распадается на мелкие группы. Члены организации реализуют в ней свои собственные интересы, исходя из собственных целей; существует значительная внутренняя конкуренция. Ценности в такой организации — индивидуальная креативность, энергичность в постановке новых целей и разработке проектов, согласуемых с видением лидера, готовность к инновациям. Интересы индивидуальные выше групповых. Информация рассматривается как совместное знание, которое не нужно выносить вовне. Отсутствие строгой регламентации групповой деятельности — она подвержена колебаниям в устремлениях лидера.

      3. «Кружок». Эта субкультура характеризуется  строгим распределением полномочий  и сфер деятельности внутри  коллектива, высокой степенью формализации  и стандартизации. Деятельность  функциональных областей и их  взаимодействие регулируются правилами и процедурами, которые редко меняются. Источник влияния — статус. Ведущие ценности — синхронность, параллельность, предвиденность. Каждый должен знать, что ему делать, и делает то, что предписано. Все идут в одну сторону. Каждый должен чувствовать себя вовлеченным и идентифицировать себя с организацией. Функции и ответственность реализуются с почти автоматической точностью. Характерны ощущение защищенности у рядовых сотрудников, исполнительность, заинтересованность в углублении специализации и отработке навыков до автоматизма.

      Руководство такой культуры задает контекст и  цель, сводя к минимуму остальное  вмешательство, повседневная работа осуществляется сама собой. Главная задача лидера типа «транзактор или наставник» состоит  в том, чтобы организовать коммуникацию между специалистами. Эффективность ее зависит от рационального распределения работы и личной ответственности исполнителей.

      4. «Команда». Для этого типа групп  характерны открытое обсуждение  проблем, хорошая циркуляция информации. Деятельность ориентирована на решение задач, цели сменяются по мере необходимости. Основное внимание уделяется достижению конкретных результатов: подходящие сотрудники и соответствующие ресурсы объединяются ради максимально быстрого и качественного выполнения задачи, сроки и этапы ее решения постоянно контролируются.

      Отношения между сотрудниками строятся на принципах  взаимозависимости. Лидерство основывается на содействии контактам и сотрудничеству. Руководство действует как катализатор  группового взаимодействия и сотрудничества. Эффективность деятельности группы определяется индивидуальной успешностью в сочетании с возможностью объединить личные цели сотрудников со стратегическими целями организации. Команды легко адаптируются благодаря матричному принципу внутренней организации: отдельные подгруппы создаются под задачу и легко могут быть переформированы. Управление группой с такой субкультурой предполагает создание рациональной структуры, обеспечение высокой степени профессионализма сотрудников, оптимальное соотношение внешнего контроля и независимости. Руководитель должен быть гибким и уверенным в себе и в своих сотрудниках. Влияние в команде основано не на статусе или положении, а на профессионализме и компетентности.

      В команде принято культивировать такие способности ее членов, как возможность совершенствования в любом аспекте командной деятельности и ценность постоянного развития.  

1.5. Управленческие команды лидеров 

      Управленческие  команды лидеров - важнейшее условие успешной деятельности организации в условиях кризиса. В частности, специфика задач антикризисного управления требует интенсивного диалога между специалистами различного профиля, поиска нетривиальных (а нередко и уникальных) комплексных решений множества проблем в условиях неопределенности и острого дефицита большинства ресурсов, в первую очередь, — времени, необходимого для разработки, принятия и реализации управленческого решения. Синергетический эффект достигается за счет использования командных методов организации совместной деятельности, которые позволяют целенаправленно сочетать исполнение необходимых наборов профессиональных и групповых ролей на принципах взаимодополнительности и взаимозаменяемости функций, выполняемых всеми членами команды6.

      Посмотрим, какие типы команд пригодны для решения управленческих задач различной степени сложности. Если взять две шкалы: I) возрастания степени сложности, определяемой, в первую очередь, междисциплинарным характером проблем (1.0, 9.0.); 2) возрастания степени риска принимаемого управленческого решения вследствие неопределенности ситуации и ограниченного временного ресурса (0.1, ..., 0.9.), то можно выделить следующие ситуации, когда приемлем тот или иной тип управленческой команды.

      1.1. «Номинальная», или псевдокоманда,  сформированная по номенклатурному принципу, — ограничивается чисто формальными взаимодействиями, поскольку осуществляет решение рутинных управленческих задач.

      1.9. «Клика» — внутри команды,  сформированной лидером-манипулятором  на основе личной преданности,  разворачивается конкуренция между ее членами, что позволяет, при удачном стечении обстоятельств, принимать эффективные решения, при этом «делегируя» ответственность за провалы своим коллегам и подчиненным.

      5.5. «Комбинат» — команда с жестким  распределением функциональных  обязанностей и неукоснительным контролем со стороны руководителя способна эффективно решать ограниченный класс достаточно сложных задач, чему содействует готовность лидера брать на себя ответственность за принятие рискованных решений.

      9.1. «Кружок» — группа специалистов, ориентированных на оригинальное решение самых сложных задач, нуждается для поиска оптимальных решений в достаточно большом временном ресурсе, а повышение степени неопределенности ситуации порождает различного рода диссонансы и конфликты.

      9.9. «Команда лидеров» — включает людей, обладающих потенциалом функционального и ситуационного лидерства; их взаимодействие и общее понимание стоящих перед командой, как правило, уникальных задач обеспечивают один-два сверхлидера.

      Управленческая  команда. В отличие от псевдокоманды или рабочей группы не может быть монокультурным образованием. Более того — потенциал управленческой команды, ее способность к развитию и адаптации в новых условиях непосредственно зависят от разнообразия организационных культур, освоенных и разделяемых ее членами. Традиционно в отечественной культуре управления доминировали ценности бюрократической организационной культуры. Десятилетия господства идеологии социалистического коллективизма сделали ценности органической организационной культуры вторыми по значимости в системе ценностей отечественных управленцев, что до сих пор сказывается на их поведении, особенно на предприятиях, частично или полностью находящихся под контролем государства. Поэтому до недавних пор субкультура «комбинат» была фактически единственной жизнеспособной формой управленческой команды.

      Формирование  в России основ рыночной экономики  интенсифицировало проникновение  элементов предпринимательской  культуры в отечественную культуру управления. Стало возможным возникновение  еще двух субкультур командности: субкультуры «кружка» (сочетание органической и предпринимательской организационных культур) и субкультуры «клики» (сочетание бюрократической и предпринимательской организационных культур)7.

      Однако  эффективность командной работы в решающей степени зависит от освоения образцов партиципативноп организационной культуры, на базе которой только и возможно создание дееспособной конфигурации других типов организационных культур.

      Таким образом, команда лидеров — это, как правило, мультикультурный феномен, ядром которого является партиципативная организационная культура.

Глава 2. Этапы образования и методы формирования команд

2.1. Этапы  формирования команд 

      Под командообразованием в данном случае понимается ее развитие из формальной, утвержденной руководством, управленческой структуры в рабочую группу с субкультурой «команда».

      Можно выделить четыре этапа развития команды. 1-й и 2-й этапы8:

      1-й  и 2-й этапы: адаптация, группирование и кооперация

      С точки зрения деловой активности первый этап — адаптация характеризуется как этап взаимного информирования и анализа задач. Происходит поиск членами группы оптимального способа решения задачи. Межличностные взаимодействия осторожны и ведут к образованию диад, наступает стадия проверки и зависимости, предполагающая ориентировку членов группы относительно характера действий друг друга, и поиск взаимоприемлемого поведения в группе. Члены команды собираются вместе с чувством настороженности и принужденности. Результативность команды на данном этапе низка, так как члены ее еще не знакомы и не уверены друг в друге.

      Второй  этап — группирование и кооперация — характеризуется созданием  объединений (подгрупп) по симпатиям  и интересам. Инструментальное содержание его состоит в противодействии  членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи, вследствие выявления несовпадения личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности. Происходит эмоциональный ответ членов группы на требования задачи, который приводит к образованию подгрупп. При группировании начинает складываться групповое самосознание на уровне отдельных подгрупп, формирующих первые интергрупповые нормы. Однако отдельные подгруппы быстро понимают невозможность эффективного решения задачи без коммуникации и взаимодействия с другими подгруппами, что приводит к формированию схем общения и интергрупповых норм, общих для группы в целом. Здесь впервые возникает сложившаяся группа с отчетливо выраженным чувством «мы».

      3-й  и 4-й этапы: нормирование деятельности  и функционирование9

Информация о работе Формирование команды в организации