Формирование команды в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть формирование команды в организации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть команду как организационную форму коллективного управления;
- рассмотреть миссию команды и командные отношения
- рассмотреть типологию и факторы формирования команд;
- рассмотреть концепцию лидерства в формировании команды;
- рассмотреть этапы образования и методы формирования команд;
- рассмотреть эффективность команды и методы формирования команд;
- рассмотреть формирование команды на примере ООО «Мир автосервиса».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……….
Глава 1. Команда как организационная форма коллективного управления……………………………………………………….………..……
1.1. Команда, ее миссия и командные отношения....................................
1.2. Типология и факторы формирования команд………………….…..
1.3. Концепция лидерства в формировании команды…………………..
1.4. Формы внутрикомандного культурного контекста………………..
1.5. Управленческие команды лидеров…………………………………
Глава 2. Этапы образования и методы формирования команд……….…
2.1. Этапы формирования команд……..…………………………….…..
2.2. Траектории развития групп…………………………….……………
2.3. Эффективность команды…………………………………………….
2.4. Методы формирования команд…………………………….……….
Глава 3. Формирование команды на примере ООО «Мир автосервиса»
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая_формирование команды ворганизации.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

      На  третьем этапе разрабатываются принципы группового взаимодействия и нормируется либо область внутригрупповой коммуникации, либо область коллективной деятельности. Характерная черта развития группы на этой стадии — отсутствие интергрупповой активности. Процесс обособления сплоченной, хорошо подготовленной, единой в организационном и психологическом отношениях группе может превратить ее в группу-автономию, для которой характерны замкнутость на своих целях, эгоизм.

      С точки зрения деловой активности четвертый этап можно рассматривать как стадию принятия решений конструктивными попытками успешного решения задачи. Функционально-ролевая соотнесенность связана с образованием ролевой структуры команды, являющейся своеобразным резонатором, посредством которого проигрывается групповая задача. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта. Признается разнообразие стилей и подходов к решению задачи. На этом этапе группа достигает высшего уровня социально-психологической зрелости, отличаясь высоким уровнем подготовленности, организационным и психологическим единством, характерными для командной субкультуры. 

2.2. Траектории развития групп 

      Как отмечалось, любая группа проходит в своем развитии ряд стадий, но последовательность этих стадий зависит  от субкультуры группы.

      1. Группа с субкультурой «клика». Для членов этой группы основную роль играют эмоциональные отношения между ними, благоприятный психологический климат в группе, а уже затем успешное решение задачи. Исходя из этого можно говорить о приоритете развития эмоциональной сферы; на материале которой и разворачиваются стадии адаптации, группирования и нормирования. К предметной деятельности группа переходит только тогда, когда оказывается перед «жизненной» необходимостью погружения в предметную, инструментальную компоненту деятельности. Пока члены группы не поймут, что их группа сложилась, что в ней уютно и приятно находиться, она не перейдет к решению поставленных задач.

      2. Группа с субкультурой «комбинат». Для членов этой группы прежде  всего необходима определенность  поставленных задач, а также своего места в решении данной задачи. Если, этого не происходит, члены группы из-за неопределенности начинают испытывать дискомфорт и тревогу. Поэтому группа сразу после адаптации к поставленной задаче переходит к нормированию деятельности, которую проводит, как правило, наиболее компетентный член группы, владеющий технологией осуществления деятельности. Нормирование деятельности также может задаваться извне (заказчик, руководитель и т. п.). Нормирования в области коммуникативных отношений и сферы социоэмоциональных контактов, как правило, не происходит. Стадия характеризуется четкостью и понятностью правил и норм деятельности, которые жестко вменяются членам группы и выполнение которых строго контролируется. При строгости нормообразования группа довольно быстро проходит эту фазу и переходит к функционированию. После создания правил инструментальной сферы группа может переходить к стадии функционирования, и, лишь там, столкнувшись с проблемами коммуникации, при возникновении конфликтов вернется к «проработке» эмоциональной сферы. При этом ценность эмоциональной сферы у «комбината» существенно ниже, чем у «клики».

      3. Группа с субкультурой «кружок». После стадии адаптации к задаче  каждый член группы определяет  сам свое место в технологии  ее решения, тот инструментарий, который может оказаться необходимым и переходит к самостоятельному выполнению своей подзадачи, т. е. группа переходит к стадии функционирования. При этом выполнение подзадач сочетается с нормированием деятельности внутри группы. Каждый очерчивает рамки своей компетентности, происходит нормирование взаимодействия специалистов. Нормы не могут быть вменены, как в «комбинате», они согласуются в группе. Только после налаживания инструментальной сферы группа переходит к налаживанию эмоциональной сферы. При этом ценность эмоциональной сферы в «кружке» ниже, чем в «клике». Стадию кооперации (мы-группа) «кружок» достигает позднее, чем «комбинат», и тем более позднее, чем «клика», в связи с превалирующей ценностью индивидуального над коллективным.

      4. Группа с субкультурой команда.  Развиваясь, группа последовательно  сменяет эмоциональную и инструментальную  сферы: адаптация — группирование  — нормирование — кооперация — функционирование. Подобное развитие позволяет группе включить в свою субкультуру элементы «клики», «комбината», «кружка», при этом не останавливаясь не на одной из них. Существенным для формирования команды является процесс взаимодействия с другими группами в рамках реальной деятельности, без включения группы в решение практических задач невозможно достижения ею типа «команда».

2.3. Эффективность команды 

      Эффективную команду можно охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности  любой организационной структуры, однако есть специфические черты, присущие только команде. Прежде всего, это нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач. Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем дополняют ее характеристику.

      Эффективной можно назвать такую команду, в которой10:

      • неформальная и открытая атмосфера;

      • задача хорошо понята и принимается;

      • члены группы прислушиваются друг к другу;

      • в обсуждении принципиальных вопросов участвуют все члены группы;

      • в ходе обсуждения поощряется как  высказывание идей, так и выражение  чувств;

      • конфликты и разногласия между  членами группы центрируются вокруг идей и методов, а не личностей;

      • группа осознает, что делает, решение  основывается на согласии, а не на голосовании  большинства.

      При удовлетворении таких условий команда  не только успешно выполняет свою миссию, но и удовлетворяет личные и межличностные потребности  своих членов .

      Предложена  интегративная модель процесса формирования команд, которая включает описание характеристик задачи, рабочей структуры, индивидуальных характеристик, командных  характеристик, командных процессов, процессов формирования команд, изменений в команде, командной деятельности, индивидуальных изменений . Показатели модели на входе (зависимые) включают индивидуальные и командные характеристики (в том числе физические и финансовые ресурсы), характеристики задачи, над которыми команда работает, и способ структурирования работы.

      Под внутренним процессом в модели понимается то, как члены команды взаимодействуют  между собой. Сюда относятся командные  коммуникации, процессы координации, принятия решений, а также собственно процесс  перехода зависимых компонентов в характеристики результата.

      Непосредственные  результаты на выходе — количество и качество произведенной продукции  и осуществленных услуг как показателей  командной деятельности. Существуют также и другие результаты, к которым  могут быть отнесены командные изменения (например, появление новых норм) и индивидуальные изменения (например, приобретение новых знаний, умений, навыков), которые в свою очередь могут влиять на улучшение командной деятельности. 

2.4. Методы формирования команд 

      Формирование команды — один из уровней организационного консультирования. Существует три уровня проведения процессов формирования команд11:

      1) индивидуальное консультирование, т. е. управление трудными проблемами, возникающими в результате существования  в организации;

      2) непосредственно формирование команды  — активное командное включение  в планирование организационных  изменений (команда определяется  как группа из более двух  человек, динамично взаимодействующих,  зависимых друг от друга и  направленных в сторону общей  цели/миссии. Каждый член команды играет определенную роль, занимает четкую позицию и выполняет определенную функцию в команде);

      3) построение межкомандных взаимоотношений.  В организации может существовать  несколько отдельных и независимых  групп, из которых необходимо сформировать команды. В этом случае консультирование направлено как на процесс формирования команд, так и на налаживание взаимосвязи между ними, поскольку взаимосвязи между командами могут фасилитировать организационную эффективность и быть источником удовольствия или фрустрации для индивидуумов.

      Для проведения процесса формирования команды  необходимо воспользоваться услугами консультантов, специализирующихся на осуществлении деятельности такого рода. Задача консультанта — помочь группе понять собственные процессы, развивая и совершенствуя групповые навыки и умения.

      Убедиться, что команда нуждается в определенной активности по формированию членам команды, руководству или консультантам  позволяют:

      • неограниченное господство лидера;

      • воюющие подгруппы;

      • неравное участие и неэффективное  использование групповых ресурсов;

      • жесткие или нефункциональные групповые  нормы и процедуры;

      • наличие ригидных защитных позиций;

      • отсутствие творчества при решении  проблем;

      • ограниченная коммуникация;

      • разногласия и потенциальные  конфликты.

      Эти условия снижают способность  команды работать вместе по коллективному  разрешению проблемных ситуаций.

      Различают четыре основных подхода к формированию команды: 1) целеполагающий (основанный на целях), межличностный (интерперсональный), 3) ролевой и 4) проблемно-ориентированный .

      1. Целеполагающий подход (основанный  на целях) — позволяет членам  группы лучше ориентироваться  в процессах выбора и реализации  групповых целей. Процесс осуществляется  с помощью консультанта. Цели могут быть стратегическими по своей природе или установлены в соответствии со спецификой деятельности, например, как изменение продуктивности или уровня продаж, а также как изменение внутренней среды или каких-либо процессов.

      2. Межличностный подход (интерперсональный) — сфокусирован на улучшении межличностных отношений в группе и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность существования группы как команды. Его цель — увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.

      3. Ролевой подход — проведение  дискуссии и переговоров среди  членов команды относительно  их ролей; предполагается, что  роли членов команды частично  перекрываются. Командное поведение  может быть изменено в результате изменения их исполнения, а также индивидуального восприятия ролей.

      4. Проблемно-ориентированный подход  к формированию команды (через  решение проблем) предполагает  организацию заранее спланированных  серий встреч по фасилитации  процесса (с участием третьей стороны — консультанта) с группой людей, имеющих общие организационные отношения и цели. Содержание процесса включает в себя последовательное развитие процедур решения командных проблем и затем достижение главной командной задачи. Предполагается, что наряду с наработкой такого умения у всех членов команды активность по ее формированию должна быть также сфокусирована на выполнении основной задачи, межличностных умениях, а также может включать целеполагание и прояснение функционально-ролевой соотнесенности.

      Можно выделить два типа команд: I) постоянные, «рабочие» команды, имеющие опыт совместной работы и включающие лидера-руководителя и подчиненных; 2) специфические —  только появившиеся, заново созданные  благодаря организационным структурным изменениям, слияниям, задачам.

      Как правило, формирование команд протекает  по четырем направлениям12:

      1) диагностика;

      2) достижение или выполнение задачи;

      3) командные взаимоотношения;

      4) командные процессы формирования  команды. 

      Выделяют  также следующие стадии :

      • вход в рабочую группу (сбор данных);

      • диагностика групповых проблем;

      • подготовка решений и составление  плана действий (активное планирование);

      • выполнение плана действий (активный процесс);

      • мониторинг и оценивание результатов.

      Кратко  рассмотрим способы реализации каждой стадии в процессе формирования команд.

      1. Вход в рабочую группу. Цель — сбор данных и проведение диагностики: встреча консультанта с командой без руководства; участие и консультанта, и руководства в первой встрече; проведение руководством первой встречи по формированию команды без участия консультанта после получения от него определенных инструкций.

Информация о работе Формирование команды в организации