Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 23:02, курсовая работа
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления развитием персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства, это подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов формирования стратегии развития персонала организации.
Введение……………………………………………………………………….. . 2
1 Теоретические основы формирования стратегии развития человеческих ресурсов
1.1 Стратегии управления человеческими ресурсами предприятия ……... 4
1.2 Формирование кадровой стратегии ……………………………………. 12
2 Оценка трудовых ресурсов организации ООО «СГ-Консалт»
2.1 Общая характеристика организации ООО «СГ-Консалт» ………….. 16
2.2 Анализ процедуры управления персоналом на предприятии ………. 18
2.3 Оценка персонала организации ООО «СГ-Консалт»…………………. 20
3 Формирование стратегии развития человеческих ресурсов на примере орагнизации ООО «СГ-Консалт»
3.1 Разработка кадровой стратегии развития персонала ………………… 28
3.2 Совершенствование развития управленческих кадров ........................ 34
Заключение …………………………………………………………………… 37
Список использованных источников ……………………………………….. 39
Основные задачи директора организации в части управления персоналом следующие:
1. Разработка организационной структуры организации:
проектирование организационной структуры; расчет потребности в персонале; анализ кадровой ситуации в регионе; разработка системы стимулирования труда.
2. Формирование кадрового состава:
анализ деятельности и формирование критериев отбора кандидатов; определение сегмента рынка рабочей силы из которой целесообразно проводить набор;
3. Разработка системы и принципов кадровой работы:
формирование кадровой политики и плана кадровых мероприятий; разработка системы сбора, хранения и использования кадровой информации.
4. Трудоустройство:
прием на работу; ознакомление с требованиями рабочего места и условиями работы, продвижения, увольнения.
5. Обеспечение благоприятных условий труда и техники безопасности:
инспекция труда, медицинское обследование, эргономическая экспертиза.
6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации:
повышение квалификации, оценка потенциала персонала, определение путей продвижения персонала.
7. Материальное стимулирование (совместно с главным бухгалтером):
весь комплекс вопросов по организации оплаты труда, разработка и совершенствование систем стимулирования, аттестация рабочих мест, изучение положения на рынке труда
8. Обеспечение трудовых отношений:
связь с общественностью и прессой, рассмотрение споров, конфликтов, анализ жалоб и предложений персонала, содействие проведению общественных мероприятий, анализ и выявление причин социальной напряженности и конфликтов.
В общем, работникам нравится в организации человеческое отношение руководителя к подчиненным, они хотели бы изменить системы повышения квалификации персонала и материального стимулирования в организации.
2.3 Оценка персонала организации ООО «СГ-Консалт»
Проведем оценку персонала ООО «СГ-Консалт» в следующих аспектах: организационная структура; функциональная структура; штатная структура; ролевая структура; социальная структура.
Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, коммуникационным и поведенческим ролям.
Организационная структура - структура объекта управления (системы, предприятия, организации), обеспечивающая взаимодействие между его элементами. Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью. Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры.
Ключевой фигурой управления предприятия является его лидер –директор. Деятельность директора заключается в решении задач общественного характера, основанная на интегральной информации, поступающей как от информационных систем, персонала компании, так и от внешней среды. Все бремя ответственности за сочетанием дел в компании полностью лежат на нем.
Заместитель директора, работники назначаются по должности на договорной основе и освобождаются от должности директором организации.
Директору подчинены все нижестоящие руководители. Создана единая вертикальная линия руководства и прямой путь активного воздействия на подчиненных. Преимущество такой структуры управления заключается в простоте, надежности и экономичности. Руководитель в данном случае должен охватывать все стороны деятельности организации.
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Анализ состояния персонала предприятия должен включать изучение функций, которые должны быть выполнены для достижения той или иной цели, а также оценку количества людей, потребного для выполнения каждой функции. При этом количественный анализ должен быть дополнен оценкой качества труда персонала предприятия.
Психологический аспект человеческого фактора включает внутренние силы поведения, побуждающие людей к высокой активности, приводящие в движение их творческие потенциалы. Управление человеческим фактором требует согласования управленческих воздействий с психологическими закономерностями поведения людей.
Управление трудовым коллективом на психологическом уровне дает руководителю мощные рычаги побуждения людей к активной трудовой деятельности, позволяет ему полнее использовать скрытые резервы коллектива. Трудовые взаимоотношения с работниками предприятия основаны на личном труде, регулируются нормами трудового законодательства, могут быть оформлены в виде трудового договора или договора гражданско-правового характера.
Социальная структура характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность общественных групп, классифицированных по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению. Исходными данными для анализа coциальной структуры являются: листки по учету кадров; результаты социологических исследовании; материалы аттестационных комиссий; приказы по кадровым вопросам. Для получения достоверных и сопоставимых данных наиболее подходит листок по учету кадров, поскольку содержит наибольшее число сведении, подтверждаемых другими документами (паспорт, копия документа об образовании, трудовая книжка, список научных трудов, свидетельство о браке и другие). Однако листок по учету кадров не содержит ряд важных социальных показателей, что вынуждает привлекать социологические методы исследования, которые точны только в пределах высказывания респондента.
Социальная структура коллектива содержит такие показатели, как: пол, возраст, стаж работы, образование, социальное происхождение, национальность, семейное положение, партийность, мотивация, прогрессивность, уровень жизни и отношение к собственности.
Руководитель предприятия должен располагать по возможности полной социальной структурой коллектива для принятия стратегических решений по развитию предприятия, совершенствованию системы управления и эффективному управлению персоналом.
В практике управления перед проведением радикальных преобразований необходимо знать реальное соотношение сил в коллективе с позиции готовности к работе в новых условиях. Для этого необходимо знать структуру коллектива по признакам "прогрессивности" и "мотивации". По признаку "прогрессивности"' трудовой коллектив можно разделить на 3 основные части: передовая часть ("мотор"), в которую входят творческие личности с ярко выраженной самомотивацией деятельности; средняя часть ("маховик"), в которую входят трудолюбивые и исполнительные работники, мотивированные на материальное поощрение; отсталая часть ("коррозия"), в которую входят нарушители трудовой дисциплины и бездельники, способные работать только под воздействием административного принуждения [15. C. 66].
По признаку мотивации в организации преобладают работники, которым наиболее важно материальное поощрение (67%), в моральном поощрении нуждаются 13%. Под принуждением работают 9% работников организации ООО «СГ-Консалт».
Следовательно, для более эффективной деятельности организации необходима разработка мер материального стимулирования. От работников, работающих по принуждению, лучше избавиться, поскольку, человек, не чувствующий заинтересованности в работе, не приносит пользу фирме.
Далее приведем анализ и оценку уровня квалификации персонала организации ООО «СГ-Консалт». Анализ состава персонала организации по образовательному уровню за период 2008-2010 гг. представлен в таблице 2.
Судя по данным в таблице, уровень образования на предприятии постоянно растет за счет увеличения доли сотрудников, имеющих высшее, среднее профессиональное образование. В целом квалификационный состав работников исследуемой организации соответствует должностным требованиям и обязанностям персонала коммерческой фирмы.
Таблица 2 - Анализ состава персонала организации по образовательному уровню за период 2008-2010 гг.
Уровень образования | Годы | ||
2008 | 2009 | 2010 | |
1. Основное общее (8 кл) | 0 | 0 | 0 |
2. Среднее общее (11 кл) | 0 | 0 | 0 |
3. Начальное профессиональное (ПУ) | 0 | 1 | 1 |
4. Среднее профессиональное (техникум) | 10 | 10 | 9 |
5. Высшее профессиональное | 14 | 9 | 8 |
Образовательный уровень работников предприятия находится на высоком уровне.
В таблице 3 представлен количественный состав работников организации ООО «СГ-Консалт» по стажу работы.
Таблица 3 - Количественный состав работников организации ООО «СГ-Консалт»
Стаж работы | Годы | ||
2008 | 2009 | 2010 | |
До 5 лет | 20 | 15 | 14 |
До 10 лет | 4 | 5 | 4 |
До 15 лет | 0 | 0 | 0 |
Свыше 15 лет | 0 | 0 | 0 |
В связи с тем, что организация ООО «СГ-Консалт» была основана в 2003 году, работников со стажем свыше 10 лет пока нет. Следует положительным моментом отметить высокий коэффициент постоянства кадров организации – следовательно, работникам фирмы работать нравится, их устраивает заработная плата, атмосфера в коллективе организации.
Руководству организации ООО «СГ-Консалт» в перспективе надо серьезно думать и о подготовке резерва кадров на должности руководителей и ведущих специалистов. Хотя готовится не мало специалистов через высшие учебные заведения для работы в системе коммерции, но надо признать, что не каждый специалист сможет работать на руководящих должностях.
Система профессиональной подготовки работников ставит своей целью формирование и развитие работника, способного профессионально работать в условиях рыночных отношений.
Основными принципами профессиональной подготовки являются:
комплексность и непрерывность обучения; опережающая подготовка работников по направлениям, имеющим приоритетное значение для решения практических задач.
Система профессиональной подготовки работников организации ООО «СГ-Консалт» включает в себя различные формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации; определяет контингент персонала, обучение и финансирование которого осуществляется за счет организации; предусматривает дифференцированную подготовку работников по срокам обучения, направлениям деятельности, уровню получаемого образования; формирует прямые связи с учебными, научными и иными заведениями.
Система профессиональной подготовки работников организации ООО «СГ-Консалт» включает в себя:
─ длительное постоянное или периодическое обучение в учебных заведениях РФ;
─ переподготовку - получение новой специальности лицами, имеющими среднее специальное или высшее образование по иной специальности;
─ повышение квалификации – краткосрочное периодическое обучение; обучение в аспирантуре (очное и заочное), подготовка управленческого персонала высшей квалификации в ВУЗах РФ;
─ участие в конгрессах, симпозиумах, конференциях, семинарах и т.п.;
прохождение обучения и стажировок в зарубежных государствах.
Основаниями для направления на обучение являются: рекомендации руководителей структурных подразделений организации; зачисление в резерв на выдвижение работников; повышение по должности; изменение характера работы в связи со структурными изменениями в оргструктуре; личное желание работника.
Оценка степени эффективности труда каждого работника - обязательный элемент системы контроля любой организации.
Информация о работе Формирование стратегии развития человеческих ресурсов