Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:53, курсовая работа
За свою историю организации непрерывно и очень динамично менялись. Менялась их организационная форма, структура связей между звеньями коммуникативной цепи, основные принципы функционирования и процветания. Однако, как у любой другой категории, у организации есть элементы, которые существуют постоянно и, кроме того, являются основополагающими, то есть без них организация перестает быть организацией. Одним из таких элементов является система управления.
Введение 2
Глава 1. Теория формирования управленческой команды. 5
1.1 Основные принципы организации эффективной системы управления. 5
1.2 Понятие команды, ее основные свойства. Характеристики эффективной управленческой команды. 8
1.3 Функции менеджеров, из которых состоит управленческая команда 11
1.4 Принципы образования команды в соответствии с возлагаемыми функциями и потребностями компании 13
Глава 2. Практические подходы к формированию управленческих команд. 20
2.1 Формирование команды. 20
2.2 Оптимальный состав команды. Типологии ролей по М. Белбину и И. Адизесу 22
2.3 Значимость индивидуальных характеристик участников команды 24
2.4 Инструменты формирования и развития управленческих команд 26
2.5 Основные проблемы создания управленческих команд 28
Заключение 32
Библиографический список 34
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теория формирования управленческой команды. 5
1.1 Основные принципы организации эффективной системы управления. 5
1.2 Понятие команды, ее основные свойства. Характеристики эффективной управленческой команды. 8
1.3 Функции менеджеров, из которых состоит управленческая команда 11
1.4 Принципы образования команды в соответствии с возлагаемыми функциями и потребностями компании 13
Глава 2. Практические подходы к формированию управленческих команд. 20
2.1 Формирование команды. 20
2.2 Оптимальный состав команды. Типологии ролей по М. Белбину и И. Адизесу 22
2.3 Значимость индивидуальных характеристик участников команды 24
2.4 Инструменты формирования и развития управленческих команд 26
2.5 Основные проблемы создания управленческих команд 28
Заключение 32
Библиографический список 34
За свою историю организации непрерывно и очень динамично менялись. Менялась их организационная форма, структура связей между звеньями коммуникативной цепи, основные принципы функционирования и процветания. Однако, как у любой другой категории, у организации есть элементы, которые существуют постоянно и, кроме того, являются основополагающими, то есть без них организация перестает быть организацией. Одним из таких элементов является система управления.
Бесспорно, системы управлений – это слишком многоаспектная тема, на изучение которой, при желании, можно потратить очень много времени, найти огромное количество источников, и, тем не менее, не иметь уверенности в том, что сможешь построить действительно эффективную управленческую структуру.
Мы не претендуем на раскрытие этой широкой темы со всех сторон, а напротив, хотим максимально сузить список изучаемых вопросов, в целях более детальной разработки.
На наш взгляд, такой подход облегчит восприятие информации и позволит большее внимание уделить практическим сторонам.
Для такого изучения мы взяли проблему формирования управленческой команды, то есть команды первоклассных менеджеров, способных в быстро изменяющихся условиях, как внешних, так и внутренних, сохранить стабильность организации, повысить эффективность её работы, а в дальнейшем - привести к достижению долгосрочных стратегических целей.
Актуальность поднятой темы обусловлена тем, что, несмотря на явную заинтересованность предпринимателей, учредителей и акционеров в качественно сформированной, эффективной команде менеджеров, всё же эта проблема не успела себя исчерпать в научной и прикладной литературе. Мы встречаем новые, всё более современные подходы к данному вопросу. И теории о том, как создать из простой группы людей высокорезультативную команду прекрасных специалистов, развиваются и совершенствуются так же стремительно как технологии, науки и сам человек.
В Российской практике, по ряду объективных причин, мы столкнулись с недостаточностью знаний в области менеджмента, командной работы, принципов формирования благоприятной среды на предприятиях, в организациях, фирмах. И это вызвало острую необходимость в разработке проблемы. Однако, лишь последние десятилетия можно считать сколь-нибудь плодотворным.
Предметом нашего исследования здесь выступают организационно-теоретические вопросы, касающиеся деятельности по формированию эффективных команд в менеджменте.
Основная цель исследования заключается в комплексном изучении эффективных управленческих команд, процессов и главных принципов их формирования в условиях современной организации.
Задачи данного исследования: Определить предпосылки формирования эффективных команд в управлении. Проанализировать содержание командной работы и функции управленческой команды в организации с учетом реальной организационной среды. Раскрыть понятие и типы эффективных команд. Дать практические рекомендации по формированию управленческой команды, способной функционировать в соответствии с возложенными на неё обязательствами.
Что касается методологических и теоретических основ курсовой работы, здесь мы опирались на фундаментальные положения менеджмента, управления персоналом и современные исследования в области психологии управления и социальной психологии групп.
Эмпирическую основу работы прежде всего составили результаты социально-управленческих, организационных и психологических исследований в области формирования и функционирования эффективных управленческих команд в современных организациях, проведенные как отечественными, так и зарубежными исследователями.
Таким образом, работа, на наш взгляд, имеет все необходимые критерии для того, чтобы заинтересовать людей, прямо или косвенно связанных с системами управления организаций. Она имеет достаточную практическую направленность, что, тем не менее, не делает её исчерпывающей, а наоборот, призывает к большей разработке проблемы формирования управленческих команд, как эффективного элемента управления организацией.
Одним из важных
понятий менеджмента
Таким образом,
динамика и разнообразие этих факторов,
требований к деятельности предприятий
на каждом этапе развития экономики
проявляются интегрально и
Динамичное изменение технологий, борьба за потребителя и качество продукции (услуг), рост конкуренции заставляют предприятие по-новому рассмотреть весь комплекс вопросов управления.
Управленческая деятельность в современных условиях выступает как один из важнейших факторов функционирования предприятий и организаций. Перестройка внутреннего управления в последнее время стала сердцевиной реорганизации всего хозяйственного механизма предприятий.
Гибкость в управлении, способность и умение быстро перестраиваться, не упустить новые возможности, открываемые нововведениями и рынком, в настоящее время становятся важнее, чем прямая экономия в области управленческих расходов.
Ориентация на потребительский спрос, проведение маневренной научно-технической, инновационной и рыночной политики, стремление к нововведениям стали основополагающими идеями новой философии управления. В ее основу положено признание социальной ответственности управляющих.
Специалисты полагают, что каждое предприятие, вне зависимости от его масштабов, должно иметь определенные цели, которые оправдывают его существование в обществе.
Особое место управления в рыночной экономике обусловлено тем, что именно оно должно обеспечивать связанность, интеграцию экономических процессов на предприятии.
Управление предприятием связывает воедино их внутренние ресурсы и внешнюю среду, наиболее существенными компонентами которой являются государственное регулирование экономики, конкуренция, состояние социальной среды и др.; управление усиливает адаптивность, конкурентоспособность бизнеса.1
Традиционное предприятие является ответом на стандартную технологию и неменяющуюся внешнюю среду. Современное (или новое) предприятие — это реакция на быстрые перемены, на непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность внешней среды.
Современный подход к предприятию представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывной адаптации к изменениям внешней среды.
Современная система управления должна быть простой и гибкой. Главным критерием ее построения является обеспечение конкурентоспособности и эффективности.
Система управления должна отвечать следующим требованиям:
• иметь минимально
необходимое число уровней
• включать компактные подразделения, укомплектованные квалифицированными специалистами;
• базироваться на гибких структурах, основанных на командах специалистов;
• выпускать продукцию, ориентированную на конкурентный рынок;
• организация работы должна быть ориентирована на потребителя.2
Структура аппарата
управления зависит от многих факторов:
типа производства, специализации, объема
производства, конструктивной сложности
изготовляемой продукции и т.д.
В системе управления в настоящее время можно выделить три основных направления деятельности.
Первое направление — техническая оснащенность, ориентированная на управление инвестициями и технологией. Ее задачей является создание условий наиболее эффективного использования технологий, оборудования, производственных ресурсов.
Второе направление — организация совместной деятельности персонала, включая распределение заданий по конкретным исполнителям и срокам, контроль исполнения, устранение недочетов и сбоев в работе предприятий.
Третье направление
— социальная сторона, которая обеспечивает
эффективную работу системы. Она
включает подбор и продвижение работников,
обеспечение рационального
Для того, чтобы претворить в жизнь все ожидания, которые мы связываем с функционированием идеальной управленческой команды, необходимо ещё на начальной стадии определиться с понятиями, терминологией. Эта часть работы отнюдь не бесполезна, ведь в менеджменте, как в одной из сравнительно молодых наук, довольно часто мы сталкиваемся с подменой понятий. И, как следствие, то, что мы видим и что видят другие заинтересованные лица, может кардинально отличаться от того, что получится в итоге.
Потому, в
целях максимального
С точки зрения Д. Кейси - команда социальная группа, в которой неформальные отношения между ее членами могут иметь большее значение, нежели формальные, а действительная роль и влияние конкретной личности не совпадать с ее официальным статусом и весом.
Существует два типа определения команды4:
1) группа людей,
призванная выполнять
2) приказ, указание.
Команды стоит
использовать всегда, когда перед
вами стоит задача, которая требует
коллективной работы, разделенных между
членами команды лидерских
На стадии
формирования команды решаются проблемы
совместимости членов коллектива. Эта
же задача возникает и в случае
каких-либо изменений в составе
группы, в статусе ее членов, в
организации и условиях труда
группы, в расстановке рабочих
мест, в технологии или просто при
появлении признаков
Понятие «команда» более объемно, чем понятие «группа». Команда - это способ построения организации с учетом реальных качеств ее сотрудников. Организованная совместная деятельность людей подчиняется общим закономерностям независимо от природы организации. Одним из высших достижений эффективного руководителя считается создание сплоченной команды единомышленников.
Эффективность коллективного труда зависит от правильной его организации. Правильная организация совместного труда базируется на совместном использовании знаний из области научной организации труда и из области психологии, социологии, социальной психологии, социологии и психологии труда.
Командный менеджмент - это способы взаимной мобилизации, когда в коллективе вы добиваетесь существенно большего по сравнению с тем, что смогли бы сделать, действуя в одиночку.
Управленческая команда - группа людей, члены которой образуют верхушку управленческой пирамиды компании и при этом образуют полноценную команду.
Чаще всего
командой называют небольшое количество
людей (5-7, реже до 15-20), которые разделяют
цели, ценности и общие подходы
к реализации совместной деятельности;
имеющих взаимодополняющие
Управленческая
команда состоит из группы специалистов,
принадлежащих к различным
Суть команды заключается в общем для всех ее членов обязательстве. Такого рода обязательство требует наличия некоего назначения, в которое верят все члены команды - ее миссии. Миссия команды должна включать элемент, связанный с выигрыванием, первенством, продвижением вперед.
Ни одна из групп не становится командой до тех пор, пока она не признает себя подотчетной как команда. Командная подотчетность это определенные обещания, которые лежат в основе двух аспектов эффективных команд: обязательства и доверие.
Для команды является важным наличие у сотрудников комбинации взаимодополняющих навыков. Требования к ним распадаются на три категории: техническая или функциональная экспертиза; навыки по решению проблем и принятию решений; межличностные навыки.