Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:53, курсовая работа
За свою историю организации непрерывно и очень динамично менялись. Менялась их организационная форма, структура связей между звеньями коммуникативной цепи, основные принципы функционирования и процветания. Однако, как у любой другой категории, у организации есть элементы, которые существуют постоянно и, кроме того, являются основополагающими, то есть без них организация перестает быть организацией. Одним из таких элементов является система управления.
Введение 2
Глава 1. Теория формирования управленческой команды. 5
1.1 Основные принципы организации эффективной системы управления. 5
1.2 Понятие команды, ее основные свойства. Характеристики эффективной управленческой команды. 8
1.3 Функции менеджеров, из которых состоит управленческая команда 11
1.4 Принципы образования команды в соответствии с возлагаемыми функциями и потребностями компании 13
Глава 2. Практические подходы к формированию управленческих команд. 20
2.1 Формирование команды. 20
2.2 Оптимальный состав команды. Типологии ролей по М. Белбину и И. Адизесу 22
2.3 Значимость индивидуальных характеристик участников команды 24
2.4 Инструменты формирования и развития управленческих команд 26
2.5 Основные проблемы создания управленческих команд 28
Заключение 32
Библиографический список 34
Главным правилом
командообразования является объединение
управленцев и сотрудников
При формировании управленческой команды компания исходит из обязательных требований к данному процессу: это должна быть группа единомышленников, каждый из которых четко представляет свою роль, несет ответственность и готов заменять или дополнять других членов команды.
Представляется
весьма важным готовить собственных
менеджеров, которые могли бы заменить
другого в случае ухода. При всей
ценности «уникальных» менеджеров следует
признать тот факт, что по ряду обстоятельств
такой сотрудник может уйти из
компании, что может повлечь сбой
в системе организационных
Долгосрочная эффективная деятельность команды предполагает необходимость ее формирования таким образом, чтобы участники обладали взаимодополняющими навыками и умениями (как техническими, так и социальными).
Каждый член группы играет определенную роль, которая может быть сведена к набору конкретных функций, необходимых для решения рабочих задач команды.
Рэймонд Мередит Белбин — доктор психологических наук, создатель теории и модели «Роли в команде менеджеров». По его мнению, «команда — это не собрание людей, обладающих разными названиями должностей. Все стремятся выполнять определенные роли, и их работа наиболее эффективна при тех ролях, которые наиболее естественны для них».
Белбин считает, что для эффективной работы команды, ее участники должны распределить между собой следующие роли:
Занимаясь вопросами эффективности управления более 40 лет, Ицхак Адизес пришел к выводу о том, что идеальных руководителей не существует, а для эффективной работы в организации необходимо создавать управленческие команды из людей, играющих взаимодополняющие роли.
И. Адизес определяет четыре ключевые функции, необходимые для эффективного управления.
1. P (Producing results) — производство результата.
2. A (Administration) — администрирование.
3. E (Entrepreneurship) — предпринимательство.
4. I (Integration) — интегрирование.
У каждого руководителя наиболее ярко выражены и развиты определенные, обусловленные природой и опытом функции: кто-то стабилен в достижении результатов (P), кто-то — в разработке и следовании формальным процедурам и правилам (A), кто-то от природы предприимчив (Е), кто-то является мастером в сфере построения отношений с другими людьми (I).
Исходя из этого, руководитель будет наиболее эффективен в какой-то присущей каждой функции менеджмента роли. Подходя с иронией к разработанной типологии, сам Адизес называет эти роли «витаминами» компании.
Такими ролями, по типологии И. Адизеса, являются:
Рассматривая вопрос значимости индивидуальных характеристик участников управленческой команды, необходимо отметить, что нужно иметь в виду как возраст, образование, опыт работы, так и убеждения и ценности сотрудников.
Данные психологических и социологических исследований, обобщенных специалистами Хембриком и Мейсоном, позволили сделать вывод о том, что разнообразие таких характеристик, как возраст, образование, время пребывания на руководящей должности, функциональные обязанности, формирует ценности и убеждения менеджера.
Согласно дальнейшим исследованиям, предпринятым этими учеными, такие показатели работы организации, как стратегия и эффективность, являются отражением ценностей группы, которую специалисты назвали «доминирующей коалицией», образующей властную элиту организации.
Приведем
самое общее определение
Ценности, являясь своего рода фильтром, пропускающим информацию через комплекс установок, убеждений, жизненного опыта человека, по сути дела, формируют картину мира, а в случае с руководителями — «картину организации».
«Исследования показали, что персональные ценности влияют на корпоративную стратегию, а ценности руководителей — на все формы организационного поведения, включая выбор системы мотивации, взаимоотношения начальника и подчиненного, поведение группы, коммуникации, лидерство и уровни конфликтов», — подчеркивает автор книги «Социология управления: от группы к команде» Т.П. Галкина.
При этом ценности трактуются как «относительно общие убеждения, которые определяют, что правильно и что неправильно, и устанавливают общие предпочтения людей», а также «то, что является желательным (явно или неявно) человеку или группе и влияет на выбор способов, средств и на выполнение действия».
Говоря о формировании и развитии управленческих команд, необходимо учитывать важность рассмотренных выше аспектов, характерных для работы группы людей в организации.
Любая управленческая команда должна направлять свои усилия на достижение поставленных целей и понимать их одинаково. Чтобы достичь единогласия, можно проводить рабочие встречи и совещания.
В результате взаимодействия могут проявиться разногласия во взглядах руководителей на те или иные проблемы, а также способы и методы достижения целей. В этом случае необходимо конструктивно обсуждать возникшие противоречия, прояснять позиции и интересы участников команды, имеющих разные мнения, сообща разрабатывать механизмы принятия решений.
Поскольку для командной работы важны взаимодополняющие навыки и способности участников, необходимо учитывать не только функциональное, но и ролевое распределение. Сложности зачастую связаны с тем, что может не хватать кого-то (или роли дублируются).
Поскольку роли обусловлены управленческими установками, некоторые участники будут всегда сходиться во мнениях, снижая таким образом здоровую напряженность (она возможна только при наличии альтернативных управленческих установок и ролей).
Установки и ценности участников команды становятся своего рода ядром организационной культуры и воплощаются в ней в виде норм и правил поведения, способов реагирования сотрудников на те или иные ситуации. По сути, управленческая команда задает вектор развития собственными нормами и правилами.
Достаточно важным вопросом в области формирования и развития управленческих команд является прояснение персональных ценностей участников, согласование и принятие общекомандных ценностей.
Говоря о том, что управленческая команда сформирована и эффективна в работе, можно утверждать, что ранее были соблюдены следующие условия:
Руководитель, формирующий команду, ждет от ее участников максимальной отдачи и усердной работы.
Но вместо этого нередко сталкивается с равнодушием или, в лучшем случае, показной заинтересованностью. Руководителю необходимо мотивировать сотрудников, например, предоставлять им долю от продаж в качестве части заработной платы.
Но руководителю важно не только то, чтобы каждый его помощник, лично заинтересованный в успехе, выкладывался на своем участке по максимуму. В этом случае сотрудники будут трудиться каждый на свое благо, работая, по сути, разобщено. Но от них требуется, чтобы они действовали как единая команда. Сплотить ее вокруг общих целей - задача не из легких. Можно выбрать жесткий стиль руководства. Управленцы будут знать, что глава компании сурово расправляется с каждым подчиненным за ошибки, неудачи и оплошности, и поэтому станут противостоять ему «единым фронтом».
Но есть и свои минусы. Топ-менеджер, над которым висит груз большой ответственности, будет действовать крайне осторожно, слишком медленно, потому что боится наказания за любой неверный шаг.
Другой способ сплотить команду - чаще собирать совещания и устраивать «мозговые штурмы». На таких совещаниях принимаются групповые решения, и команда становится сплоченней.
Ситуацию, когда руководитель принимает решения, не считаясь с мнением своих заместителей, можно назвать классикой жанра. Не менее типична и проблема, когда подчиненный на словах соглашается с доводами своего начальника, но поступает по-своему.
Директору фирмы нужно больше доверять своим управленцам и дать им возможность в полном объеме исполнять свои обязанности. Даже если они будут учиться на собственных ошибках.
Между тем, для владельца фирмы и его команды должно быть очевидным, что компания теряет в продажах львиный кусок прибыли. Один человек не в состоянии заменить собой целый отдел продаж или остальных руководителей отделов.
По мнению психологов, основная проблема - в неумении договариваться. По результатам многих исследований, команда «средних» менеджеров без труда вырабатывает общую стратегию, после чего каждый вносит свой вклад в решение общей задачи. Но в команде «звезд» каждый участник пытается перетянуть одеяло на себя. Они оказываются не способными работать вместе. Руководителю нужно организовать своего рода асессмент (оценку действий и поведения) с «несговорчивыми» помощниками.13
Иногда руководители, требуя от своей команды блестящих, подчас недостижимых показателей работы, в результате не получают почти ничего.
В такой ситуации команда становится постоянно виноватой. Люди, перед которыми поставлена сверхзадача при минимуме возможностей для ее решения, чувствуют себя неуютно и не могут эффективно работать.
Для того, чтобы избежать данной проблемы, необходимо на старте очередного проекта не только обсуждать новую задачу, но и отделять главное от второстепенного, от того, чем можно на некоторое время пренебречь.
Личная неприязнь
и «вредный» характер нередко
становятся камнем преткновения в работе.
Собрать коллектив
На практике чаще всего руководитель формирует управленческую команду (то есть ее составляет, создает, организует, придает законченную определенность своей команде) непосредственно в деле и с привлечением психологов, психотехнологов, консультантов. Специалистами процесс командообразования может осуществляться с использованием научно обоснованных методов, методик подбора, отбора персонала, технологий формирования коллектива.
Особенности
определяются переходом людей от
изолированного существования к
совместной деятельности, от индивидуального
самоопределения к
Руководителю
целесообразно различать «
Практика показывает, что наиболее эффективным средством, способствующим формированию управленческой команды, являются организационно-деятельностные игры (ОДИ), проводимые специально подготовленными игротехниками (преподавателями). На ОДИ создаются особые многопозиционно-деятельностные отношения в условиях сценического моделирования профессиональной деятельности.
Формируемая в команду группа людей в течение от одной до трех недель решает задачи (проблему), например, разрабатывает стратегию фирмы, а параллельно осуществляется: вхождение в отношения с другими членами и создание социоцелостностей, моделирование действий по выполнению функциональных обязанностей членов команды, моделирование рефлексии, психического состояния и управления совместной деятельностью.
Участие руководителя
в ОДИ позволяет ему «