Формы и методы контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Наиболее распространенным заблуждением неопытного менеджера является уверенность в том, что принятое им решение будет выполнено подчиненными автоматически, без особых усилий с его стороны. Управленческое решение может остаться нереализованным, если менеджер не осуществит некоторую организационную работу, не прибегнет к реализации таких управленческих функций, как регулирование и контроль действия работников предприятия.
Контроль является последней из основных функции менеджмента, после планирования, организации и мотивации.
Контроль на предприятии должен быть направлен на выявление, предупреждение отклонений и недостатков, а также на их оперативное устранение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И СМЫСЛ КОНТРОЛЯ 5
1.1. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ 7
1.2. ПОДДЕРЖАНИЕ УСПЕХА 9
1.3 ШИРОТА КОНТРОЛЯ. 10
1.3.1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ 12
1.3.2.МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 13
1.3.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ 14
1.4. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ 15
2. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 16
2.1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ: ЕГО ФОРМЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ 16
2.1.1 ФОРМЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 16
2.1.2. МЕТОДИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ. 21
2.1.3.ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. 24
3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 27
3.1. КОММЕРЧЕСКИЙ И ВНУТРИФИРМЕННЫЙ РАСЧЕТ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 27
3.2. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по менеджменту.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)


Саратовский государственный  технический университет

Саратовский авиационный  колледж

 

0602

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент»

на тему: «Формы и методы контроля»

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса

группы 3М1

Костина Е. В.

 

Проверил:

преподаватель

Тющанева М.Н.

_____________________

 

 

 

 

 

 

Саратов 2007 г. 
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее распространенным заблуждением неопытного менеджера  является уверенность в том, что  принятое им решение будет выполнено подчиненными автоматически, без особых усилий с его стороны. Управленческое решение может остаться нереализованным, если менеджер не осуществит некоторую организационную работу, не прибегнет к реализации таких управленческих функций, как регулирование и контроль действия работников предприятия.

Контроль является последней  из основных функции менеджмента, после  планирования, организации и мотивации.

Контроль на предприятии  должен быть направлен на выявление, предупреждение отклонений и недостатков, а также на их оперативное устранение.

Главными инструментами  выполнения этой функции являются наблюдение, проверка всех сторон деятельности предприятия, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов.

Любое принятое управленческое решение, прежде всего, расчленяются на отдельные фрагменты, которые определяют содержание заданий конкретным подчиненным и структурным подразделениям предприятия. Затем следует очень ответственный этап в деятельности менеджера – доведение задания до подчиненных, или инструктирование.

Деятельность менеджера  ориентирована, во-первых, на анализ процесса работы подчиненных над выполнением  поручений и заданий (контроль процесса деятельности), а в более широком  плане – анализ характера исполнения ими должностных обязанностей, во-вторых, на контроль полученных результатов деятельности подчиненных.

Перед контролем обычно ставятся следующие цели:

своевременно и полно  вскрыть промахи, ошибки и недостатки в работе подчиненных лиц и структурных подразделений;

наметить пути устранения недостатков и посредством инструктирования, показа, личного примера и обучения работников оказать им реальную практическую помощь;

обобщить и распространить передовой опыт работы, показать возможности  прогрессивных методов для совершенствования  деятельности и системы управления.

В управленческой деятельности контроль выполняет ряд задач:

диагностика состояния  дел на предприятии;

обратная связь с  работниками;

информирование работников;

ориентирование деятельности;

побуждение или мотивация;

организация деятельности подчиненных;

изучение и распространение  передового опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СУЩНОСТЬ  И СМЫСЛ КОНТРОЛЯ

Слово «контроль» как  и слово «власть» рождает прежде всего отрицательные эмоции. Для  многих людей контроль означает, прежде всего, ограничение (как цепь для собаки), принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. – в общем, все то, что прямо противоположно нашим представлениям о свободе личности. Вследствие такого устойчивого восприятия, контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Если спросить, что же означает контроль для менеджера, то чаще всего люди ответят вам, - это то, что позволяет удерживать работников в определенных рамках. В принципе – это верно. Один из аспектов контроля действительно состоит в обеспечении подчинения чему-то. Однако сводить контроль просто к неким ограничениям, исключающим возможность действий, наносящих вред организации и заставляющих каждого вести себя строго дисциплинированно, - означало бы упустить из виду основную задачу управления.

КОНТРОЛЬ – это процесс обеспечения  достижения организацией своих целей.

Процесс контроля состоит из установки  стандартов, измерения фактически достигнутых  результатов и проведения корректировок  в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и  задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы  организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации. Это и дало основание Питеру Друкеру заявить: «Контроль и определение направления – это синонимы»1.

 

      

 

 

 

 

 

 

______________________

1 Мескон М., Альберт  М., Хедоури Ф., Основы менеджмента.  М., 1998 с. 390. 
1.1. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ

Планы и организационные  структуры – это лишь картины  того, каким хотелось бы видеть будущее  руководству. Множество разнообразных обстоятельств может воспрепятствовать тому, чтобы задуманное реализовалось. Изменения законов, социальных ценностей, технологий, условий конкуренции и других переменных величин окружающей среды могут превратить планы, вполне реальные в момент их формирования, через некоторое время в нечто совершенно недостижимое. Только представьте себе последствия, которые оказали на американские автомобильные корпорации в течение последних 10 лет введение новых экологических стандартов и норм безопасности, усиление конкуренции японскими и европейскими автомобильными фирмами и энергетический кризис в сочетании с теми изменениями, с которыми они столкнулись в предшествующие десятилетия. Для того чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на подобные изменения, организациям нужен эффективный механизм оценки воздействия на них этих перемен.

Кроме того, даже самые  лучшие организационные построения имеют свои изъяны. Специализация  и разделение труда, например, могут  породить проблемы координации, трения между отдельными бригадами и рабочими группами, скучную работу с отсутствием мотивации. Структура, выглядящая привлекательно на бумаге  и успешно использовавшаяся в другом месте и в другое время, может и не оправдать всех надежд, возлагающихся на нее руководством данной организации.

Еще одним фактором неопределенности, постоянно присутствующим в управлении, являются люди, выполняющие большинство работ в любой организации. Люди не компьютеры.

 Их нельзя запрограммировать  на выполнение какой-либо задачи  с абсолютной точностью. Несмотря на многочисленные недавние успехи в понимании механизма поведения людей в процессе трудовой деятельности, менеджеры еще очень далеки от того, чтобы сколько-нибудь связно и детально прогнозировать ответственную реакцию работников на введение новых инструкций и команд, возложение дополнительных прав и обязанностей.

 

1.2. ПОДДЕРЖАНИЕ УСПЕХА      

Равно важной является и  положительная сторона контроля, состоявшая во всемирной поддержке  всего того, что является успешным в деятельности организации. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, т.е. отвечая на вопрос « насколько мы продвинулись к поставленным целям?», руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее общих целей. Именно так мелкие фирмы определяют, в каких областях им расширяться и заключать контракты, и именно так конгломераты типа «Голф энд Уэстерн» определяют, какая из входящих в их состав фирм должна получить большую долю ресурсов, а какую следует продать или расформировать. Определяя успехи и не удачи организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации.

 

 1.3 ШИРОТА КОНТРОЛЯ.

Контроль – это  критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного «контролером»,  и его помощников. Каждый руководитель, не зависимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не получал.

Контроль есть фундаментальнейший элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство станет вам более понятным после того, как мы познакомимся с тремя основными видами контроля: предварительным, текущем и заключительным. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.

Контроль напоминает айсберг, большая часть которого, как известно, скрыта под водой. Некоторые  наиболее важные виды контроля данной организации могут быть замаскированы среди других функций управления. Так, например, хотя планирование и создание организационных структур редко относят к процедуре контроля, они как таковые позволяют осуществлять предварительный контроль над деятельностью организации. Этот вид контроля называется предварительным потому, потому что осуществляется до фактического начала работ.

Основными средствами осуществления  предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий  поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдений – это способ убедится, что работа развивается в заданном направлении. Аналогично, если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных людей, все это будет увеличивать вероятность того, что организационная структура будет работать так, как задумано. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях – по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

 

1.3.1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для того чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемым. Существенно повысить вероятность привлечения и закрепления в составе организации компетентных работников  можно также путем установления справедливых размеров выплат и компенсаций, проведения психологических тестов, а также при помощи многочисленных собеседований с работником в период перед его наймом. Во многих организациях предварительный контроль человеческих ресурсов продолжается и после их найма в ходе курса обучения. Обучение позволяет установить, что же дополнительно нужно добавить к руководящему составу, и рядовым исполнителям к уже имеющимся у них знаниям и навыкам, прежде чем приступать к фактическому исполнению своих обязанностей. Курс предварительного обучения повышает вероятность того, что нанятые работники будут трудиться эффективно.

 

 

 

1.3.2.МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

 Очевидно, что сделать  высококачественную продукцию из плохого сырья невозможно. Поэтому промышленные фирмы устанавливают обязательный предварительный контроль используемых ими материальных ресурсов. Контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Один из способов предварительного контроля в этой области состоит в выборе такого поставщика, которые убедительно доказали свои возможности поставлять материалы, соответствующие техническим условиям. К методам предварительного контроля  материальных ресурсов относится  также обеспечение их запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефицита.

 

1.3.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ

Важнейшим средством  предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который  позволяет также  осуществить  функцию планирования. Бюджет является механизмом предварительного контроля в том смысле, эти средства у  нее будут. Бюджеты устанавливаются также предельные значения затрат и не позволяют тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.

 

1.4. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Как это собственно следует  из его названия, текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчиненные сотрудники, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности для всей организации.

Текущий контроль не проводится буквально  одновременно с выполнением самой работы. Скорее он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. 

 2.  ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

2.1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ  КОНТРОЛЬ: ЕГО ФОРМЫ И СРЕДСТВА  РЕАЛИЗАЦИИ

2.1.1 ФОРМЫ И  ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Управленческий контроль – это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы  в полной мере все другие функции управления планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и все фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства1.

Информация о работе Формы и методы контроля