Формы и методы контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Наиболее распространенным заблуждением неопытного менеджера является уверенность в том, что принятое им решение будет выполнено подчиненными автоматически, без особых усилий с его стороны. Управленческое решение может остаться нереализованным, если менеджер не осуществит некоторую организационную работу, не прибегнет к реализации таких управленческих функций, как регулирование и контроль действия работников предприятия.
Контроль является последней из основных функции менеджмента, после планирования, организации и мотивации.
Контроль на предприятии должен быть направлен на выявление, предупреждение отклонений и недостатков, а также на их оперативное устранение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И СМЫСЛ КОНТРОЛЯ 5
1.1. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ 7
1.2. ПОДДЕРЖАНИЕ УСПЕХА 9
1.3 ШИРОТА КОНТРОЛЯ. 10
1.3.1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ 12
1.3.2.МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 13
1.3.3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ 14
1.4. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ 15
2. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 16
2.1 УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ: ЕГО ФОРМЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ 16
2.1.1 ФОРМЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ 16
2.1.2. МЕТОДИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ. 21
2.1.3.ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. 24
3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ 27
3.1. КОММЕРЧЕСКИЙ И ВНУТРИФИРМЕННЫЙ РАСЧЕТ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 27
3.2. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по менеджменту.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)
  1. Показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы.

Для анализа хозяйственной  деятельности фирмы можно использовать многие показатели в различном сочетании. Выделим среди них те, по которым в фирмах обычно составляется отчетность.

    • Показатели общих расходов: внедрение на новые рынки на начало года; расходы на маркетинговую деятельность на начало года; расходы на исследование и развитие; накладные расходы, административные расходы; оплата аренды; расходы на совершенствование продукции; расходы, связанные с поставкой продукции.
    • Показатели поступления и расходования средств – источники поступления средств: чистая прибыль; амортизационные отчисления, поступления от реализации активов, субсидий и дотаций; увеличение долгосрочной задолженности; эмиссия акций; увеличение краткосрочной задолженности.
    • Показатели использования средств: выплаты дивидендов; организационные расходы; расходы по эмиссии акций; капиталовложения; вложения в прочие необоротные активы; погашение долгосрочной задолженности; приобретение быстрореализуемых ценных бумаг; увеличение счета в банке.

Глубокий и тщательный экономический анализ является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Информация – это конкретное выражение материальных процессов. Без информации и ее анализа невозможно эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности фирмы.

Проведение экономического исследования с использованием огромного  набора показателей практически невозможно без применения компьютерной техники. Поэтому фирмы широко пользуются собственными банками данных, в которых содержится широкий набор упоминавшихся выше показателей, относящихся к деятельности фирмы. Для анализа состояния и развития конъюнктуры на мировых рынках и мирового хозяйства они обычно обращаются в специализированные информационные коммерческие центры, которые собирают, систематизируют и выдают такую информацию.

 

 

 3.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

3.1. КОММЕРЧЕСКИЙ И ВНУТРИФИРМЕННЫЙ РАСЧЕТ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Под экономическими методами хозяйствования понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно  воздействующих на создание благоприятных  условий для функционирования и  развития фирмы. Экономические рычаги хозяйственного механизма соответствуют социально-экономической природе фирмы и являются одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе.

Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы, в частности, в области обеспечения  рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий т структуры капитала и др. Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности фирмы.

Существуют различные  способы и формы использования  экономических рычагов и инструментов. Так, политика ценообразования ориентированна на приспособление структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. Политика в области финансирования и кредитования предусматривает определение источников финансирования и распределения средств по важнейшим производственным отделениям и дочерним компаниям на определенный период, перемещение средств между отдельными подразделениям с целью получения устойчивой прибыли, а масштабе всей фирмы, обеспечение лучших условий получения займов и кредитов.

Хозяйственно-экономическое  положение конкретного подразделения определяется степенью его оперативной самостоятельности  и представляемыми его руководителю полномочиями. Так, на центры прибыли возлагается ответственность за выполнение плановых показателей по прибыли, а также других показателей стратегического и текущего планов, в их рамках руководитель центра прибыли вправе принимать самостоятельные оперативные решения и выбирать средства, направленные на достижение поставленных целей. При этом он несет материальную и административную ответственность за те результаты деятельности подразделения, которые не посредственно зависят от принимаемых им решений. Например, в рамках единой политики ценообразования он может устанавливать цены на конечную продукцию, а также принимать меры по снижению издержек производства, намечать направления научных исследований и разработок по усовершенствованию продукта и повышению его качества, осуществлять внедрение новой продукции в производство, организовывать изучение рынка, рекламу, сбыт, транспортировку продукции. Руководитель центра прибыли отвечать за эффективность использования основного капитала, определяет потребности в новых капиталовложениях и добиваться от высшего управления ассигнований на их осуществление.

Оценка деятельности руководителя центра прибыли производится по результатам выполнения установленных показателей по прибыли, и от этого зависит его вознаграждение. Тем самым стимулируются его инициатива и оперативная деятельность, и в тоже время высшее руководство освобождается от необходимости осуществлять контроль по всем экономическим показателям деятельности центра прибыли.

Характер экономических  отношений внутри ТНК определяется в значительной степени наличием юридической самостоятельности  у отдельных подразделений. Так, производственные отделения и филиалы, не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутри корпорационных сделок на договорной основе, а осуществляют отношения с другими производственными отделениями на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров, срокам поставок и ценам. Они наделены основными и оборотными средствами и отчитываются перед высшим управлением по важнейшим показателям рентабельности, прибыли, доли на рынке. Все расчеты таких производственных  отделений и филиалов ведутся через центральную бухгалтерию фирмы, где у них имеются свой расчетные счета. Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании и поэтому их прибыли подлежат обложению налогами как составная часть всей прибыли фирмы.

Дочерние компании, обладающие юридической самостоятельностью, могут заключать сделки с другими подразделениями ТНК как на договорной основе, так и в рамках календарных плановых поставок. Они имеют собственный баланс, который консолидируется с балансом материнской компании. Отчетность дочерних компаний подлежит официальному контролю, и их прибыли облагаются налогами отдельно от материнской компании. Поэтому перевод средств между дочерней и материнской компаниями осуществляются в соответствии с национальным законодательством о компаниях.

 

3.2. МЕРЫ ПО  ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ФИРМЫ

Понятие конкурентоспособности  фирмы включает в себя большой  комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на отраслевом рынке (национальном или  мировом). Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства, и сбыта товаров фирмы1.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность  фирмы-производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности фирмы, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Поскольку конкуренция  фирм на ранке принимает вид конкуренции  самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции фирмой, изготовившей и продающей ее на мировом  рынке.

На уровень конкурентоспособности фирмы важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.

Анализ конкурентных позиций фирмы на рынке предполагает выяснение факторов, воздействующих на отношение покупателей к фирме и ее продукции и как результат – изменение доли фирмы в продажах на конкретном рынке: страновом, отраслевом или мировом товарном рынке. Эти факторы можно систематизировать следующим образом.

Для товаров потребительского назначения это

1) коммерческие условия: возможности фирмы предоставлять покупателям потребительский или коммерческий кредиты, скидки с

_____________________________

1. Веснин В. Основы  менеджмента. Учебник М., 2001 с 159

прейскурантной цены, скидки при возврате ранее приобретенного у фирмы товара, использовавшего  свой экономический ресурс; возможности  заключения товарообменных (бартерных) сделок;

2) организация сбытовой  сети: расположение сети магазинов,  супермаркетов, доступность их широкому крушу покупателей; проведение демонстраций изделий в действии в салонах и демонстрационных залах фирмы или у ее торговых посредников, на выставках и ярмарках; эффективность проводимых рекламных компаний, воздействие средствами «паблик рилейшнз»;

3) организация технического  обслуживание продукции: объем  предоставляемых услуг, сроки  гарантийного ремонта, стоимость  послегарантийного обслуживания  и др.;

4) предоставление о  фирме со стороны потребителя,  ее авторитет и репутация, информированность потенциальных покупателей о фирме, ассортименте ее продукции, сервисе; воздействие товарного знака фирмы на привлечение внимания покупателей к ее продукции; выяснение мнения покупателей к ее продукции; выяснение мнения покупателей путем опросов;

5) воздействие тенденций  развития конъюнктуры на положение  фирмы на рынке.

Уровень конкурентоспособности  фирм-производителей сырьевых товаров  во многом определяется тем, какими товарами они торгуют, где и как товары потребляются.

Конкурентные позиции фирмы на рынке зависят также от той поддержки и соответствия, которые фирма получает со стороны национальных государственных органов и других организаций путем предоставления гарантий экспортных кредитов, их страхования, освобождения от налогов и сборов, предоставления экспортных субсидий, обеспечения информацией о конъюнктуре рынков и др.

Оценка конкурентных возможностей фирмы. Фирмы придают  большое значение анализу своих  сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счет которых фирма могла бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности фирмы пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения фирмы, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую фирме получение намеченных и стабильных конечных результатов.

Фирма, имеющая более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такой фирмы и выпускаемой ею продукции повышается, что способствует увеличению ее доли на рынке за счет других фирм, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.

Важное имеет анализ издержек обращения, производимый путем отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно на только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта.

Анализ издержек обращения  позволяет обнаружить непроизвольные расходы во всей системе товародвижения от продавца к покупателю.

Организационные меры, направленные на повышение конкурентоспособности   фирмы, можно ввести к следующим:

    • обеспечение технико-экономических и качественных показателей, создающих приоритетность продукции фирмы на рынке;
    • изменение качества изделия и его технико-экономических параметров с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов, повышение внимания к надежности продукции;
    • выявление и обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями;
    • выявления преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов в своей фирме;
    • изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;
    • определение возможных модификаций продукта путем повышения качественных характеристик, например, таких, как долговечность, надежность, экономичность в эксплуатации, улучшение высшего оформления (дизайна);
    • выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции, в том числе, применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены, сроков объема гарантий);
    • нахождение и использование возможных приоритетных сфер применения продукции, в особенности новой продукции;
    • приспособление продукции к работе в различных условиях: тропических или полярного климата, на различных грунтах (каменистых, песчаных, болотистых);
    • дифференциация продукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, особенностей ее эксплуатации, репутации фирмы-производителя и дт.;
    • воздействие непосредственно на потребителя путем искусственного ограничения поступления на рынок новых и более прогрессивных товаров, проведения активной рекламной деятельности, предоставления денежного или товарного кредита, в частности, путем рассрочки платежа.

Информация о работе Формы и методы контроля