Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:05, курсовая работа
Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, трансформацией тоталитарного государства в демократическое, а в области управления – заменой административно-командной системы рыночной.
Необходимым условием этих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники и передового опыта. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим проблемам менеджмента, его становлению и развитию.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Функции менеджмента
4
1.2 Изменение назначения основных функций управления
6
2.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Планирование
9
2.2 Организация
17
2.3 Мотивация
21
2.4 Регулирование
23
2.5 Контроль
25
2.6 Координация
27
Заключение
29
Список используемой литературы
31
Виды планов:
1) в зависимости
от содержания хозяйственной
деятельности - планы НИОКР, производства,
сбыта, материально-
2) в зависимости
от организационной структуры
фирмы - планы производственного
отделения; планы дочерней
Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства, квалификацией специалистов функциональных подразделений, наличием информационной базы, обеспеченностью вычислительной и оргтехники.
Планирование включает в себя определение:
- конечных и промежуточных
- задач, решение которых
- средств и способов их решения;
- требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования:
1) регулярное
(систематическое), включая стратегическое
(перспективное), среднесрочное и
тактическое (текущее,
2) целевые комплексные программы;
3) бизнес-планирование по отдельным проектам.
Перспективному внутрифирменному планированию уделяется все большее внимание. Такое планирование охватывает период 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих принципов (концепции) на перспективу, определяет стратегическое планирование и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий для достижения поставленных целей.
Перспективное
планирование помогает принимать решения
по комплексным проблемам
- определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;
- внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;
- диверсификация производства и обновление продукции;
- формы осуществления инвестиций в условиях приобретения новых предприятий;
- совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.
Эффективность и результативность планирования зависит от следующих обязательных положений:
1. Общий план организации представляет собой системное объединение различных планов, связанных единством: сроков (от краткосрочных до долгосрочных), структурных элементов (по горизонтали и вертикали), системных элементов (маркетинг, организация, контроль и др.).
2. Все
планы должны опираться на
единство целей, технологий, политики
поведения на рынке, избранных
стратегий, общую «шкалу
3. Стратегические,
среднесрочные и краткосрочные
планы, связанные
4. Планирование
осуществляется на основе
5. Различные
планы (стратегические, среднесрочные
и краткосрочные) нуждаются в
различной степени детализации
и глубине проработки (чем короче
срок реализации плана, чем
детальнее и точнее требуется
проработка и определение
6. Для
осуществления процесса
7. В процессе
планирования должны
8. Все
участники процесса
9. Планирование
как трудоемкий процесс
10. Каждый
раздел плана и весь документ
в целом нуждаются в
11. Процесс
планирования целесообразно
12. Сотрудники
организации должны быть
13. Как
в организации, так и в
14. При
формировании планов
15. Для
того чтобы планы были
Принципы планирования:
На основе изложенных выше материалов можно выделить следующие принципы планирования.
1. Ранжирование
объектов планирования по
2. Определение
степени актуальности во
3. Разработка различных вариантов планов.
4. Соответствие
планов характеру изменений
5. Сбалансированность планов по всем видам ресурсов (финансовых, материальных, людских, временных и т. д.).
6. Соответствие
затрачиваемых усилий
7. Обязательность
непрерывности планирования
8. Единство
и преемственность
9. Использование
при планировании научных
10. Финансово-экономическая обоснованность используемых (планируемых) показателей.
11. Обеспечение
непрерывной обратной связи и
корректировки системы
12. Привлечение к процессу планирования и экспертизе всех необходимых специалистов.
13. Своевременное
и систематическое
Функция планирования определяется следующими шестью элементами:
- определение целей планирования исходя из стратегии развития;
- формирование программы действий в рамках плана;
- расчет и обоснование сроков выполнения плана;
- разработка политики выполнения плана и процедур реализации этой политики;
- прогнозирование результатов выполнения плана;
- определение бюджета и источников финансирования плановых мероприятий.
Любой план считается выполнимым, если есть три ресурса и выполняется два граничных условия:
1-й ресурс - достаточное время для выполнения плана;
2-й ресурс - достаточный объем полномочий менеджера по выбору методов реализации плана;
3-й ресурс - достаточные финансы для реализации плана;
1-е граничное условие - ни один из ресурсов не должен быть равен нулю;
2-е граничное условие - недостаток одного ресурса должен быть восполнен увеличением двух других.
В деятельности организации управление качеством создаваемой продукции (работ, услуг) регламентируется Международными стандартами ISO-9000, в которых определена последовательность действий по управлению качеством - петля качества. Эта последовательность тоже может рассматриваться как элемент плана деятельности организации.
Ниже представлен состав элементов плана жизненного цикла бизнес-проекта, рекомендованный Международной ассоциацией управления проектами (IPMA):
1) разработка
и обоснование концепции
2) оценка общей эффективности проекта с учетом факторов риска и неопределенности;
3) предварительное
технико-экономическое
4) системное планирование проекта по всем фазам его жизненного цикла (петля качества);
5) разработка смет и общего бюджета проекта;
6) подбор исполнителей (контрагентов и необходимых специалистов);
7) подготовка и заключение контрактов с контрагентами и исполнителями;
8) закупка
и доставка техники,
9) организация
реализации проекта,
10) обеспечение действенного контроля;
11) управление
изменениями в процессе
12) системное
управление качеством
13) управление персоналом;
14) разрешение
спорных вопросов и
2.2 Организация
Слово организация (фр. organisation) означает строение, устройство чего-либо. А. Файоль в 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление» писал о понятии «организация»: «…организовывать - значит построить (сформировать) двойной организм предприятия - материальный и социальный».
Функция организации - важная функция управления, заключающаяся в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы.
Пути
реализации функции управления: административно-
Административно-
- определение структуры фирмы;
- установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями;
- предоставление прав и
Оперативное
управление обеспечивает функционирование
фирмы в соответствии с утвержденным
планом путем периодического сравнения
фактических и плановых показателей,
с внесением (при необходимости)
корректировки. Оперативное управление
тесно связано с текущим
Основные проблемы, возникающие при разработке и совершенствовании структур управления:
- установление правильных
- распределение ответственности между руководителями;
- выбор конкретных схем
- организация информационных
- выбор соответствующих
Организационные структуры управления промышленными фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями, к которым относятся:
- размеры производственной
- производственный профиль
- характер выпускаемой
- сфера деятельности фирмы;
- характер объединения.
Организационная структура фирмы и ее управление постоянно изменяются и совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.
Реализация планов требует организации, которая представляет следующий этап менеджмента.
Под организацией понимается процесс: