Государственное регулирование образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является системный анализ и изучение государственного контроля и надзора в сфере образования.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
исследовать систему и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования;
изучить и проанализировать правила контроля и надзора в сфере образования;
охарактеризовать изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования

Файлы: 1 файл

готовая курсовая ГМУ.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В современном мире увеличивается  значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества, проявляется ведущая роль умственной деятельности, а значит, приоритетным становится образование высокого уровня. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления отставания страны от мирового уровня. Модернизация образования разворачивается и происходит в контексте общего современного процесса реформирования различных сторон российской жизни, в тесном взаимодействии с другими реформами, одновременно являясь для них источником обеспечения необходимого кадрового ресурса.

Система образования, являясь важнейшим элементом общественной жизни и государственного устройства, должна быть направлена на решение таких стратегических для страны задач, как: повышение уровня благосостояния граждан; обеспечение социальной стабильности, развития институтов гражданского общества; обеспечение безопасности граждан и государства; сохранение социально-культурной целостности и этно-национальной идентичности российского общества; обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах; участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

В формирующейся среде  рыночной экономики, и гражданского общества успешная реализация этих задач должна стать предметом стратегического партнерства государства, общества и бизнеса.

Степень изученности темы. Исследования последних лет (Г.И. Ибрагимов, А.С.Суббето, Р.Х. Шакуров и др.) показали необходимость поиска принципиально новых подходов к обеспечению качества работы учреждений образования за счет реализации эффективных структур управления, нового содержания и интенсивных педагогических технологий. По мнению ряда российских исследователей (В. И. Ерошин, В.С. Лазарев, Ю.С. Алферов, М.М. Поташник, И. П. Смирнов и др.) проблемы управления образованием, становление и усиление административно-командной системы управления в 30-х годах сделало невозможным поиск принципиально иных форм и методов управления в сфере образования. Управление образованием в бывшем СССР до 90-х годов строилось на теоретической базе начала века и не могло эффективно направлять его функционирование, а тем более развитие в новых условиях. Эта система была не просто инерционной и ориентированной на воспроизводство заданных социальных норм, но и накопила немалый опыт и традиции торможения развития образования. Одним из наиболее эффективных подходов к управлению образованием в последнее время стало управление по целям. Во второй половине 90-х годов получила распространение концепция «организационного развития». Ее практико-ориентированная направленность позволила констатировать главные причины неудач в результатах образования. По мнению ученых и педагогической общественности, одна из них заключалась в недостаточной управленческой компетентности педагогических кадров и в отсутствии эффективной системы оценки учреждений образования.

Ситуация в управлении существенно  изменилась с принятием в 1992 году Закона РФ «Об образовании», которым  устанавливалось новое разграничение компетенции органов управления образованием различных уровней. Закон обусловил необходимость интенсивного опережающего развития управления образованием. Ведущей тенденцией этого процесса является определение эффективности и качества управления. В этой связи совершенствование деятельности Центра контроля качества общего образования РМЭ является актуальным.

Проблема исследования.

Объект  исследования - государственный контроль и надзор в области образования.

  Предмет исследования - общественные  отношения, возникающие по поводу  осуществления государственных  контрольных и надзорных функций  в области образования.

Целью настоящего исследования является системный анализ и изучение государственного контроля и надзора в сфере  образования.

Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

    1. исследовать систему и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования;

    1. изучить и проанализировать правила контроля и надзора в сфере образования;

    1. охарактеризовать изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования.

Теоретико-методологические основы исследования

Эмпирическая база исследования

Структура работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственное регулирование  образования в Российской Федерации

1.1 Система и правовое положение  органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования

 

Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки  Российской Федерации и находящиеся  в его ведении Федеральная  служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.

В субъектах Российской Федерации создаются органы управления образованием.

Министерство образования  и науки Российской Федерации  является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений1.

К основным функциям Министерства образования и науки Российской Федерации относится принятие нормативных  правовых актов в области образования  и науки. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки2.

Основными функциями  Федеральной службы по надзору в  сфере образования и науки  является осуществление надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров. Федеральная служба осуществляет надзор за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), а также ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий.

Федеральная служба осуществляет лицензирование и государственную  аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных  организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования)3. Она также осуществляет проверку деятельности образовательных учреждений и научных организаций.

К функциям Федеральной  службы по надзору в сфере образования  и науки относится организация государственной аттестации научных работников, т.е. оценки квалификации научных работников, присвоения им ученых степеней и ученых званий. Во исполнение этой функции Федеральная служба осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, а также рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней. Федеральная служба также выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций.

Федеральная служба подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность  документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

1.2 Правила контроля и надзора  в сфере образования

 

Наряду с налоговой  и трудовой инспекциями, милицией, санэпиднадзором  и другими ведомствами, существует служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Данная служба осуществляет контроль за учреждениями, деятельность которых связана с образованием. 

Правила проверок Рособрнадзора утверждены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. N 116. В дополнение Рособрнадзор выпустил методические рекомендации по проведению камеральных (письмо от 4 июля 2008 г. N 01-298/09-1) и выездных проверок (письмо от 4 июня 2008 г. N 01-251/09-01). В приложениях к названым письмам приводятся бланки всех документов, которые оформляются в ходе контроля (приказ, уведомление, заявка, план-задание, предписание и др.)4.

Проверка в области  образования - это комплекс мероприятий  по установлению соответствия законодательству РФ в области образования деятельности проверяемых организаций и издаваемых ими правовых актов5. Исходя из этого в ходе проверки6:

- устанавливается соответствие  нормативных правовых и локальных  актов проверяемого учреждения  обязательным для исполнения  требованиям законодательства РФ в области образования;

- определяется соответствие  деятельности учреждения и его  обособленных структурных подразделений  обязательным для исполнения  требованиям;

- выявляются нарушения  и недостатки в деятельности  организации, в том числе причины  нарушения законодательства РФ в области образования;

- вырабатываются предложения  по принятию мер по устранению  выявленных нарушений.

Порядок осуществления  контроля и надзора в сфере  образования устанавливают Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116) (с изменениями от 4 февраля 2008 г.).

Контроль и надзор в сфере образования осуществляются Федеральной службой по надзору  в сфере образования и науки  и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в пределах компетенции, установленной Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно представляют в  Федеральную службу по надзору в  сфере образования и науки информацию о своей деятельности по осуществлению контроля и надзора в сфере образования по форме, устанавливаемой этой Службой.

В целях осуществления  надзора Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки  вправе инспектировать органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном вышеуказанными Правилами.

Контроль и надзор в сфере образования осуществляются путем7:

а) проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций;

б) анализа причин возникновения  нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, организации и ведения мониторинга исполнения законодательства Российской Федерации в области образования;

в) воздействия на нарушителей  законодательства Российской Федерации  в области образования.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком проверок Федеральной службы по надзору в  сфере образования и науки (уполномоченного  органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводят плановые проверки в отношении образовательной организации или органа управления образованием не чаще одного раза в 2 года.

Внеплановые проверки проводятся в случае поступления в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обращений физических или юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов, получения иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений, а также для проверки исполнения предписаний.

Проверки осуществляются должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в пределах их компетенции.

К проверкам могут  привлекаться эксперты из числа работников образовательных организаций, научных  организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также из числа специалистов организаций, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования, прошедших квалификационные испытания. Требования к уровню квалификации привлекаемых к проверкам экспертов разрабатываются и утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Информация о работе Государственное регулирование образования в Российской Федерации