Государственное регулирование образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является системный анализ и изучение государственного контроля и надзора в сфере образования.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
исследовать систему и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования;
изучить и проанализировать правила контроля и надзора в сфере образования;
охарактеризовать изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования

Файлы: 1 файл

готовая курсовая ГМУ.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации, а также  граждане обязаны оказывать содействие должностным лицам органов контроля и надзора в сфере образования в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.

Лица, уполномоченные на проведение проверки распорядительным документом Федеральной службы по надзору  в сфере образования и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), имеют право8:

    1. посещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия) проверяемую образовательную организацию или орган управления образованием;
    2. проверять деятельность образовательной организации или органа управления образованием в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;
    3. запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;
    4. осуществлять экспертизу документов;
    5. осуществлять экспертизу качества образования, проводить тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций.

Лица, уполномоченные на проведение проверки распорядительным документом Федеральной службы по надзору  в сфере образования и науки (уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в случае ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Результаты проверки оформляются актом в 2 экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемой образовательной организации или органа управления образованием. Форма акта устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Руководитель (его заместитель) Федеральной службы по надзору в  сфере образования и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) утверждает отчет о проведении проверки, составленный на основании акта проверки.

Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) определяет меры индивидуального и общего характера, направленные на устранение выявленных в ходе проведения проверки нарушений, в том числе выдает образовательной организации или органу управления образованием, допустившим нарушения, предписания в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.

Предписание направляется в образовательную организацию  либо орган управления образованием и в случаях, установленных законодательством  Российской Федерации в области образования, - учредителю образовательной организации.

Предписание подлежит выполнению в установленный в нем срок. Отчет о результатах исполнения предписания представляется в Федеральную  службу по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации). К отчету прилагаются копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в  случаях, установленных законодательством  Российской Федерации.

Информация о нарушении  законодательства Российской Федерации  в области образования и материалы  проверки направляются по решению Федеральной  службы по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в органы государственной власти Российской Федерации или в правоохранительные органы Российской Федерации.

Для информационно-методического  обеспечения контроля и надзора  в сфере образования Федеральная  служба по надзору в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) осуществляет государственный учет результатов контроля и надзора в установленной сфере деятельности, в том числе создает и эксплуатирует федеральную (региональную) государственную информационную систему в области контроля и надзора в сфере образования.

Выполнение отдельных  задач по организационно-техническому сопровождению федеральной (региональной) государственной информационной системы  Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) может возлагать на подведомственные государственные организации.

Порядок взаимодействия федеральной и региональных государственных  информационных систем по контролю и надзору в сфере образования устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Глава 2. Характеристика изменения  в законодательстве об образовании  в части элементов системы  государственного контроля и надзора в сфере образования

2.1 Новые полномочия органов  управления образованием

 

В изменениях к законодательству получили достаточно четкое разграничение  полномочия Российской Федерации в  лице федеральных органов управления образованием. В соответствии с п. 24 ст. 28 Закона РФ "Об образовании" исключительно к ведению Российской Федерации относятся лицензирование и государственная аккредитация9:

    1. высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам;
    2. научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;
    3. образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;
    4. федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
    5. расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных учреждений и филиалов российских образовательных учреждений по всем реализуемым ими образовательным программам.

Такие нововведения создают "базу" для развития институциональной основы деятельности органов соответствующей компетенции, кроме того, разрешают давно возникавшие проблемы, связанные с нормативными коллизиями порядка осуществления контрольных функций и разделения полномочий между органами различного уровня власти10.

Новыми в сфере государственной  политики и федеральной компетенции  являются полномочия по проведению экспертизы содержания и качества подготовки выпускников  иностранных образовательных учреждений в случае реализации образовательных программ, соответствующих требованиям установленных в Российской Федерации государственных образовательных стандартов (п. 25 ст. 28 Закона РФ "Об образовании").

2.2 Особенности экспертизы и  лицензирования

 

Как и ранее, образовательная  деятельность подлежит лицензированию. Процедура лицензирования связывается с необходимостью прохождения специальной экспертизы деятельности образовательного учреждения. Между тем законом уточняется, что правом создания экспертной комиссии обладает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования (п. 8 ст. 33 Закона РФ "Об образовании"). При этом исключены соответствующие полномочия органа местного самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием.

Кроме того, в Федеральном  законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" устранена  коллизия нормы подп. 6 п. 3 ст. 24 Закона, определяющей полномочия по лицензированию и государственной аккредитации высших учебных заведений за Министерством образования и науки РФ. В действующей редакции данный пункт из текста закона исключен. Тем самым законодатель определяет необходимую структуру органов. На федеральном уровне соответствующим правом обладает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки11. В субъектах Федерации такие функции будут иметь профильные органы исполнительной власти. Их предстоит определить в каждом регионе.

Предъявляются требования к составу лиц, входящих в экспертную комиссию. В комиссии должны присутствовать эксперты, которые могут быть назначены  из числа лиц, прошедших соответствующую  подготовку. При этом порядок подготовки будет установлен Министерством образования и науки РФ12.

Дополнением к предмету и содержанию экспертизы является указание на то, что экспертиза проводится с  учетом уровня и направленности образовательных  программ (п. 9 ст. 33 Закона РФ "Об образовании").

Особым характером обладают изменения, внесенные в п. 12 ст. 33 Закона РФ "Об образовании", касающиеся содержания лицензии образовательного учреждения. Нормативные установки таковы, что лицензия должна представлять собой своеобразный "паспорт" образовательного учреждения. При этом в лицензии указывается:

наименование и место  нахождения образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных  программ, по которым предоставляется  право на ведение образовательной  деятельности, и нормативные сроки их освоения;

наименование и место  нахождения филиалов образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных  программ, по которым таким филиалам предоставляется право на ведение  образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;

контрольные нормативы, предельная численность обучающихся, воспитанников, установленные для  образовательного учреждения или научной  организации и каждого филиала, срок действия лицензии.

Таким образом, в лицензии указываются филиалы образовательного учреждения.

Подобные изменения  являются откликом на настоятельные  требования практики по "самостоятельному" лицензированию филиалов образовательных  учреждений, с выдачей им отдельных  лицензий. Трудно представить "самостоятельность" филиала, которое определяло образовательное законодательство, "работающее" в отрыве от норм действующего Гражданского кодекса РФ. Филиал, хотя и обособленная, но часть структуры юридического лица - образовательного учреждения. Поэтому филиал обладает таким же статутом как, например, кафедра, факультет или иное подразделение вуза13.

В связи с этим в  Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" также исключена  возможность самостоятельного прохождения  лицензирования филиалов вузов. Установлено, что показатели деятельности филиалов высших учебных заведений учитываются при государственной аккредитации таких высших учебных заведений (п. 9 ст. 8 Закона).

Такое представление  норм законодательства об образовании  свидетельствует, что филиал будет проходить лицензирование "в составе" юридического лица и в случае его успешного прохождения "включаться" в лицензию образовательного учреждения.

В связи с этим на учредителя возлагается также особая ответственность  за эффективность деятельности филиала и соответствия необходимым контрольным нормативам и показателям. Таким образом, у образовательного учреждения будет единая лицензия на ведение образовательной деятельности.

2.3 Контроль над образовательной  деятельностью

 

Отдельные изменения коснулись контроля над образовательной деятельностью (п. 14 ст. 33 Закона РФ "Об образовании"). Как уже отмечалось выше, контроль над образовательной деятельностью учреждений образования возложен на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования. При этом предмет надзора данных органов расширен за счет включения в него надзора за исполнением образовательным учреждением законодательства Российской Федерации в области образования.

Подобная уточняющая норма закреплена также в ст. 3 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Контроль над соответствием  деятельности вуза проводит федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования.

Средством "реагирования" на соответствующие  нарушения является предписание  уполномоченного органа. В случае неисполнения предписания в установленный  срок действие лицензии полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам может быть приостановлено с указанием срока устранения выявленного нарушения.

Последствием неустранения соответствующего нарушения является аннулирование  лицензии образовательного учреждения. В закон внесена технически оправданная новелла, связанная с юридическими последствиями лишения образовательного учреждения полномочий (прав) на ведение учебного процесса. Аннулирование лицензии являет акт "признания" утраты ее юридической силы, тогда как "изъятие" лицензии по смыслу не влечет подобных последствий и может связываться с "временным" лишением ее обладателя как формального документа.

Информация о работе Государственное регулирование образования в Российской Федерации