Государственное регулирование образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является системный анализ и изучение государственного контроля и надзора в сфере образования.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
исследовать систему и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования;
изучить и проанализировать правила контроля и надзора в сфере образования;
охарактеризовать изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования

Файлы: 1 файл

готовая курсовая ГМУ.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

3) управлять формирующейся новой системой (отдельными новыми составными элементами) по мере ее формирования.

Отсюда следует, что система управления образованием должна, наряду с существующей подсистемой оперативного (текущего) управления, содержать подсистему управления переходом к новому состоянию, что требует фиксации этой подсистемы в качестве постоянного составного элемента системы управления.

Для реализации предложенного  подхода уже в настоящее время необходимо выделить три основных блока для реализации данных задач:

1. По направлению оперативного (текущего) управления:

1) передача части функций управления общественным органам (в первую очередь это относится к содержанию образования и оценке его качества);

2) анализ необходимости и целесообразности перераспределения функций управления между федеральным, региональным и отраслевым уровнями;

3) более четкое определение взаимодействия между вузом и вышестоящим органом. На сегодняшний день эти отношения определяются кучей документов, но все равно урегулированы в недостаточной степени;

4) управление ресурсами - их распределение и перераспределение (в частности, вопросы предоставления информации по сметам, по критериям, по учитываемым параметрам, и т. п.).

В принципе с этими  направлениями работы вполне может  справиться - и справляется - существующая структура управления, применяя при  этом "обычные" методы управления и опираясь на существующий кадровый потенциал. Однако некоторые из указанных направлений требуют серьезной научной поддержки, что необходимо инициировать и осуществить в ближайшие годы, поскольку далее можно ожидать нарастания роли новых факторов, воздействующих на систему управления, и порождения на их основе новых проблем, пока еще мало различимых (более точно - пока количество проблем не перевалило за критическую черту, еще не поздно начать их решать).

2. По направлению перехода  системы в новое состояние 

Управление переходом в новое состояние предусматривает, наряду с исполнением "обычных" управленческих функций, осуществление проектного управления:

1) инициирования работ, имеющих конечные цели, с механизмами оценки хода выполнения этих работ и степени достижения поставленных целей;

2) оценки и корректировки работ по переходу к новому состоянию;

3) конкурсного отбора исполнителей работ.

Даже оставляя в стороне  вопросы, связанные с формулированием  стратегических направлений развития системы образования (с этим никакая система управления не справится, поскольку это элемент государственной политики, а попытки такого рода, предпринятые в разное время внутри Минобразования России и представленные ФПРО и Доктриной, не критиковались только ленивыми), и считая, что стратегические направления будут определены отдельно, можно предположить, что для того, чтобы система управления в перспективе была в состоянии справиться с решением поставленных задач, необходимо устранить потенциальные проблемы, в числе которых:

    • недостаточное количество специалистов, способных работать с проектами комплексного характера и целевой направленности и готовых работать в условиях конкурсного отбора исполнителей работ;
    • ограниченность методической базы и отсутствие организационных структур, направленных на поддержку таких работ;
    • отсутствие сформированной системы информационной поддержки.

3. По направлению управления  элементами новой системы 

Самое сложное направление, поскольку новая система не просто только формируется, а только начала формироваться. Поэтому трудно представить ее в действии.

Отсюда следует, что  необходимо:

1) готовить кадры, способные управлять внедрением инноваций (в т.ч. экономических и организационных);

2) формировать структуры, способные оценивать эффективность внедрения инноваций и предлагать корректирующие мероприятия;

3) вводить функции управления инновационными процессами на различных уровнях управления;

4) формировать структуры, способные ставить перед собой задачи, исходя из результатов формирования новой системы, решать эти задачи, корректировать изменение системы.

Имея в виду необходимость  формирования и реализации государственной  политики в сфере образования, особо  отметим следующее:

    1. государство всегда формулировало только те направления, которые оно предполагало не просто активно поддерживать, а принимать активное участие в реализации, реализовывать собственными силами. Современная государственная политика имеет, таким образом, выраженный централизованный и директивный характер;
    2. степень децентрализации политики представляется недостаточной;
    3. необходимо инициировать и развивать самостоятельное научное направление по формированию государственной образовательной политики.

Если рассматривать  задачи каждого этапа совершенствования  управления образованием с точки  зрения образовательного учреждения ("изнутри"), то можно выделить три общих направления совершенствования:

    1. развитие общественной составляющей управления (такая задача в том или ином виде ставилась практически на всех этапах);
    2. углубление автономии образовательных учреждений (от развития инициативы и усиления ответственности на разных уровнях до самостоятельности в распоряжении ресурсами и собственности на доходы от своей деятельности);
    3. укрепление связей с "внешним миром" - экономикой, производством, рынком труда.

С нашей точки зрения, для решения поставленных выше задач необходимо:

    1. выделить головной научный центр, обеспечивающий координацию научных и прикладных исследований и разработок по проблемам сферы высшего образования, интеграцию и анализ результатов, и, по необходимости, коррекцию планов. Программы НИР и НИОКР должны строиться в формате сетевого плана-графика, то есть с жесткой фиксацией сроков, формата результатов и правил приемки работ, с ориентацией на оплату по конечному результату. Кроме того, должны фиксироваться и отслеживаться критические пути, заранее планироваться варианты продолжения работ в зависимости от полученных результатов.
    2. готовить кадры, способные управлять внедрением инноваций (в т. ч. экономических и организационных), включая документальное, организационное и материально-техническое обеспечение работ, подготовку учебно-методических материалов, преподавателей и выбор организаций, способных вести такую работу;
    3. формировать структуры, способные оценивать эффективность внедрения инноваций и предлагать корректирующие мероприятия;
    4. вводить функции управления инновационными процессами на различных уровнях управления;
    5. формировать структуры, способные ставить перед собой задачи, исходя из текущего состояния процесса формирования новой системы, решать эти задачи, корректировать течение процесса.
    6. разрабатывать методическую базу и систему информационной поддержки работ.

В рамках действующей  системы управления решение этих задач сопряжено с существенными  сложностями, поскольку структура  системы сформирована и сориентирована на решение иных задач. Более детальный анализ этого вопроса является темой отдельной работы

Важным является также  анализ причин, по которым ряд предпринятых ранее попыток модернизации образования  не привело к реальным результатам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целостность системе управления развитием образования придают системообразующие связи: информационная обеспеченность, ресурснообеспеченные цели, организаторская деятельность субъекта управления по приоритетным направлениям, взаимодействие с внешней средой. Управление развитием образования невозможно без исследования реальной практики содержания и сущности целостного процесса управления социально-педагогической системой.

Разграничение сфер деятельности каждой из подсистем управления сферой предполагает взаимодействие между ними по оперативному решению актуальных проблем. Конечный результат в данной системе непосредственно зависит от уровня ориентации на приоритетные цели, от качества деятельности аппарата управления образованием и качества взаимодействия органов управления системой образования разных уровней власти.

Составной частью демократизации управления, без которой не может  быть развития образовательной системы  является реорганизация системы  контроля и регулирования за качеством  и эффективностью образовательного процесса. Инспектирование должно быть направлено на изучение управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений и конечного результата уровня здоровья, воспитанности, развития учащихся, овладения ими базовыми и дополнительными знаниями, умениями и навыками, готовности к продолжению образования и труду, к жизни в семье и обществе в новых социокультурных условиях.

Особое значение приобретают  подготовка и переподготовка новых  кадров организаторов образования  с учетом задач национальной доктрины системы образования. Уровень квалификации управленческого персонала является одним из ключевых факторов успешности управления образовательной системой.

Последние изменения  в образовательное законодательство призваны решить ряд принципиальных вопросов, связанных с необходимостью устранить нормативные коллизии, оптимизировать структуру и функции уполномоченных органов в области управления образованием. Общим итогом законотворческой деятельности является упорядочение многих механизмов, определение процедурных вопросов, устранение некоторых технических противоречий.

Основные изменения  сводятся к следующему:

      • уточнены и разграничены федеральные полномочия и полномочия субъектов федерации, а также определены органы исполнительной власти, наделенные компетенцией в сфере управления образованием по лицензированию и государственной аккредитации;
      • из порядка регламентации деятельности образовательных учреждений исключена аттестация как самостоятельная процедура;
      • из отношений по аккредитации исключена аттестационная служба, так и не созданная за период действия Закона РФ "Об образовании";
      • закрепляется система относительно независимых государственных органов на федеральном и региональном уровне, осуществляющих контроль и надзор в сфере образования (устанавливается двухуровневая государственная система контроля и надзора);
      • государственная аккредитация представлена в качестве отдельной процедуры;
      • вводится новый административный механизм - контроль качества, реализуемый в форме плановых и внеплановых проверок образовательных учреждений;
      • отменено лицензирование филиалов образовательных учреждений;
      • устанавливается единая лицензия на право ведения образовательной деятельности для образовательного учреждения, включающая его обособленные подразделения.

Закон направлен на приведение в соответствие системы контроля качества образования с зарубежной практикой оценочных процедур в рамках Болонского процесса.

В целом предложенная законодателем "модель" оптимизации  контроля и надзора над качеством  образования является шагом вперед в дальнейшей реализации административной реформы и модернизации российской системы образования. Практической реализацией изменений в законодательство должно стать создание и эффективное формирование системы контроля и надзора, обеспечивающей высокое качество образования в Российской Федерации. Несмотря на такой оптимистический прогноз, основываясь на существующей практике в данной сфере, следует более четко определить некоторые технико-процедурные вопросы реализации положений законодательства. В связи с чем предстоит разработать достаточно объемную нормативную "базу", которая будет служить мощным "рычагом" в деятельности специализированных государственных институтов, направленную на решение актуальных задач, стоящих перед современным образованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1.Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" // Ведомости  Съезда народных депутатов Российской  Федерации и Верховного Совета  Российской Федерации от 30 июля 1992 г. № 30. ст. 1797.

2.Федеральный закон  от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // СЗ РФ. 1996. № 35. ст. 4135.

3.Указ Президента РФ  от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе  и структуре федеральных органов  исполнительной власти" (с измен  на 22 июня 2009 г.) // СЗ РФ. 2004. № 11. ст. 945.

4.Постановление Правительства  РФ от 17 июня 2004 г. N 300 "Об утверждении  Положения о Федеральной службе  по надзору в сфере образования  и науки" // СЗ РФ. 2004. N 26. ст. 2670.

5.Постановление Правительства  РФ от 20 февраля 2007 г. N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования" // СЗ РФ. 2007. № 9. ст. 1098.

6.Приказ Министерства  образования и науки РФ от 22 августа 2008 г. № 242 "Об утверждении  Административного регламента исполнения  Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля качества образования (в части федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых федеральными государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации)" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 24 ноября 2008 г. № 47.

Информация о работе Государственное регулирование образования в Российской Федерации