Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:13, курсовая работа
Целью настоящего исследования является системный анализ и изучение государственного контроля и надзора в сфере образования.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
исследовать систему и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования;
изучить и проанализировать правила контроля и надзора в сфере образования;
охарактеризовать изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования
3) управлять формирующейся новой системой (отдельными новыми составными элементами) по мере ее формирования.
Отсюда следует, что система управления образованием должна, наряду с существующей подсистемой оперативного (текущего) управления, содержать подсистему управления переходом к новому состоянию, что требует фиксации этой подсистемы в качестве постоянного составного элемента системы управления.
Для реализации предложенного подхода уже в настоящее время необходимо выделить три основных блока для реализации данных задач:
1. По направлению оперативного (текущего) управления:
1) передача части функций управления общественным органам (в первую очередь это относится к содержанию образования и оценке его качества);
2) анализ необходимости и целесообразности перераспределения функций управления между федеральным, региональным и отраслевым уровнями;
3) более четкое определение взаимодействия между вузом и вышестоящим органом. На сегодняшний день эти отношения определяются кучей документов, но все равно урегулированы в недостаточной степени;
4) управление ресурсами - их распределение и перераспределение (в частности, вопросы предоставления информации по сметам, по критериям, по учитываемым параметрам, и т. п.).
В принципе с этими направлениями работы вполне может справиться - и справляется - существующая структура управления, применяя при этом "обычные" методы управления и опираясь на существующий кадровый потенциал. Однако некоторые из указанных направлений требуют серьезной научной поддержки, что необходимо инициировать и осуществить в ближайшие годы, поскольку далее можно ожидать нарастания роли новых факторов, воздействующих на систему управления, и порождения на их основе новых проблем, пока еще мало различимых (более точно - пока количество проблем не перевалило за критическую черту, еще не поздно начать их решать).
2. По направлению перехода системы в новое состояние
Управление переходом в новое состояние предусматривает, наряду с исполнением "обычных" управленческих функций, осуществление проектного управления:
1) инициирования работ, имеющих конечные цели, с механизмами оценки хода выполнения этих работ и степени достижения поставленных целей;
2) оценки и корректировки работ по переходу к новому состоянию;
3) конкурсного отбора исполнителей работ.
Даже оставляя в стороне вопросы, связанные с формулированием стратегических направлений развития системы образования (с этим никакая система управления не справится, поскольку это элемент государственной политики, а попытки такого рода, предпринятые в разное время внутри Минобразования России и представленные ФПРО и Доктриной, не критиковались только ленивыми), и считая, что стратегические направления будут определены отдельно, можно предположить, что для того, чтобы система управления в перспективе была в состоянии справиться с решением поставленных задач, необходимо устранить потенциальные проблемы, в числе которых:
3. По направлению управления элементами новой системы
Самое сложное направление, поскольку новая система не просто только формируется, а только начала формироваться. Поэтому трудно представить ее в действии.
Отсюда следует, что необходимо:
1) готовить кадры, способные управлять внедрением инноваций (в т.ч. экономических и организационных);
2) формировать структуры, способные оценивать эффективность внедрения инноваций и предлагать корректирующие мероприятия;
3) вводить функции управления инновационными процессами на различных уровнях управления;
4) формировать структуры, способные ставить перед собой задачи, исходя из результатов формирования новой системы, решать эти задачи, корректировать изменение системы.
Имея в виду необходимость формирования и реализации государственной политики в сфере образования, особо отметим следующее:
Если рассматривать
задачи каждого этапа
С нашей точки зрения, для решения поставленных выше задач необходимо:
В рамках действующей
системы управления решение этих
задач сопряжено с
Важным является также анализ причин, по которым ряд предпринятых ранее попыток модернизации образования не привело к реальным результатам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целостность системе управления развитием образования придают системообразующие связи: информационная обеспеченность, ресурснообеспеченные цели, организаторская деятельность субъекта управления по приоритетным направлениям, взаимодействие с внешней средой. Управление развитием образования невозможно без исследования реальной практики содержания и сущности целостного процесса управления социально-педагогической системой.
Разграничение сфер деятельности каждой из подсистем управления сферой предполагает взаимодействие между ними по оперативному решению актуальных проблем. Конечный результат в данной системе непосредственно зависит от уровня ориентации на приоритетные цели, от качества деятельности аппарата управления образованием и качества взаимодействия органов управления системой образования разных уровней власти.
Составной частью демократизации управления, без которой не может быть развития образовательной системы является реорганизация системы контроля и регулирования за качеством и эффективностью образовательного процесса. Инспектирование должно быть направлено на изучение управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений и конечного результата уровня здоровья, воспитанности, развития учащихся, овладения ими базовыми и дополнительными знаниями, умениями и навыками, готовности к продолжению образования и труду, к жизни в семье и обществе в новых социокультурных условиях.
Особое значение приобретают подготовка и переподготовка новых кадров организаторов образования с учетом задач национальной доктрины системы образования. Уровень квалификации управленческого персонала является одним из ключевых факторов успешности управления образовательной системой.
Последние изменения
в образовательное
Основные изменения сводятся к следующему:
Закон направлен на приведение в соответствие системы контроля качества образования с зарубежной практикой оценочных процедур в рамках Болонского процесса.
В целом предложенная законодателем "модель" оптимизации контроля и надзора над качеством образования является шагом вперед в дальнейшей реализации административной реформы и модернизации российской системы образования. Практической реализацией изменений в законодательство должно стать создание и эффективное формирование системы контроля и надзора, обеспечивающей высокое качество образования в Российской Федерации. Несмотря на такой оптимистический прогноз, основываясь на существующей практике в данной сфере, следует более четко определить некоторые технико-процедурные вопросы реализации положений законодательства. В связи с чем предстоит разработать достаточно объемную нормативную "базу", которая будет служить мощным "рычагом" в деятельности специализированных государственных институтов, направленную на решение актуальных задач, стоящих перед современным образованием.
Список использованных источников и литературы
1.Закон РФ от 10 июля
1992 г. N 3266-I "Об образовании" // Ведомости
Съезда народных депутатов
2.Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // СЗ РФ. 1996. № 35. ст. 4135.
3.Указ Президента РФ
от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе
и структуре федеральных
4.Постановление Правительства
РФ от 17 июня 2004 г. N 300 "Об утверждении
Положения о Федеральной
5.Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. N 116 "Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования" // СЗ РФ. 2007. № 9. ст. 1098.
6.Приказ Министерства
образования и науки РФ от 22
августа 2008 г. № 242 "Об утверждении
Административного регламента
Информация о работе Государственное регулирование образования в Российской Федерации