Государственное регулирование образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является системный анализ и изучение государственного контроля и надзора в сфере образования.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
исследовать систему и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования;
изучить и проанализировать правила контроля и надзора в сфере образования;
охарактеризовать изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования

Файлы: 1 файл

готовая курсовая ГМУ.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, закреплен "механизм" защиты прав образовательного учреждения в случае аннулирования лицензии. Установлен юрисдикционный порядок обжалования действий уполномоченного органа: решение об аннулировании лицензии принимается выдавшими лицензию федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и может быть оспорено в суде (подп. 2 п. 14 ст. 33 Закона РФ "Об образовании").

В соответствии с п. 17 ст. 33 Закона РФ "Об образовании" уточняются образовательные учреждения, а также содержание свидетельств об их государственной аккредитации14.

Свидетельство образовательного учреждения подтверждает его государственный  статус, уровень реализуемых образовательных  программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.

Свидетельство дошкольного образовательного учреждения подтверждает государственный  статус такого образовательного учреждения, уровень и направленность реализуемых  им образовательных программ.

Свидетельство научной организации  подтверждает уровень реализуемых  этой организацией образовательных  программ, соответствие содержания и  качества подготовки выпускников требованиям  государственных образовательных  стандартов, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.

Кроме того, на уровне закона установлено, что свидетельство о государственной аккредитации выдается на срок пять лет.

Важное новшество закона определяется исключением аттестации как "промежуточного" звена в государственной аккредитации образовательного учреждения15.

Нормативным подтверждением исключения "аттестации" как элемента системы качества является изъятие из Закона РФ "Об образовании" норм (ст. 19-22), регламентировавших соответствующую процедуру.

Долгое время аттестация рассматривалась как отдельная  процедура в системе элементов определения качества деятельности образовательного учреждения. Содержательная часть аттестации как процедуры включала излишнюю "функциональную нагрузку", при которой затрагиваются и элементы государственной аккредитации. Поскольку процедура государственной аккредитации направлена на установлении типа и вида учебного заведения, то аттестация, по сути, является первоначальным "звеном" в цепи определения статуса учебного заведения. Поэтому аттестация фактически является частью аккредитации.

В соответствии с п. 18 ст. 33 Закона РФ "Об образовании" государственная аккредитация образовательного учреждения (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей) включает экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида.

Перечень необходимых  показателей образовательного учреждения (в том числе филиалов) определяется Министерством образования и науки РФ.

При этом государственная  аккредитация научной организации  включает экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников  такой научной организации требованиям  государственных образовательных стандартов. Соответствующую экспертизу проводит комиссия по государственной аккредитации, полномочием по созданию которой наделена Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования.

В комиссию включаются эксперты, прошедшие соответствующую подготовку, порядок которой будет установлен Министерством образования и  науки РФ.

Закрепляется государственно-общественный характер оценки качества образовательной  деятельности. Реализация основного принципа управления в образовании находит свое проявление в соответствующих изменениях. Законом устанавливается, что государственная аккредитация образовательных учреждений или научных организаций проводится с привлечением представителей органов исполнительной власти, образовательных учреждений, научных организаций и осуществляющих деятельность в области образования общественных объединений, образовательных учреждений профессионального образования также с привлечением представителей обучающихся и объединений работодателей.

Закрепляется правило  о том, что вновь созданное  образовательное учреждение (научная  организация) может пройти процедуру  государственной аккредитации не ранее  чем на стадии итоговой аттестации обучающихся, т.е. на этапе их первого  выпуска, и освоивших образовательные программы в течение нормативного срока обучения.

Государственная аккредитация образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может  проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование16.

Государственная аккредитация ранее аккредитованных образовательного учреждения или научной организации  по новым для них образовательным  программам проводится на основании  экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников такого образовательного учреждения или такой научной организации требованиям государственных образовательных стандартов для указанных образовательных программ.

Государственная аккредитация проводится не реже одного раза в пять лет.

Особое значение при  государственной аккредитации образовательного учреждения приобретает заключение экспертной комиссии. На основании  содержащихся в этом документе выводов  Федеральная служба по надзору в  сфере образования и науки вправе отказать образовательному учреждению или научной организации в государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам.

 

2.5 Контроль качества  образования

 

Законодательные проблемы не обошли вниманием и вопросы порядка осуществления контрольной деятельности соответствующих органов, применяемых ими методов воздействия на деятельность образовательных учреждений. Совершенно по-иному "взглянул" законодатель на государственный контроль - ст. 38 Закона РФ "Об образовании", название и содержательная "нагрузка" которой значительно изменилась17.

По сравнению с прежним  названием статьи "Государственный  контроль над качеством образования  в аккредитованных образовательных  учреждениях", действующее ее наименование достаточно полно "охватывает" подконтрольных субъектов. Статья именуется "Государственный контроль качества образования".

Теперь независимо от наличия (или отсутствия) у образовательного учреждения государственной аккредитации, т.е. статуса аккредитованного (признанного государством), контролю подлежат все образовательные учреждения, реализующие образовательные программы соответствующего уровня и направленности.

Аналогичные изменения  были внесены в ст. 26 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" - статья именуется "Государственный контроль качества высшего и послевузовского профессионального образования".

Нововведения касаются порядка контроля над образовательной  деятельностью высшего учебного заведения. Уточнены подконтрольные субъекты: высшее учебное заведение, образовательное учреждение дополнительного профессионального образования, научная организация.

Государственный контроль качества образования осуществляется Федеральной службой по надзору  в сфере образования и науки. Контроль в отношении высших учебных заведений проводится с привлечением органа исполнительной власти субъекта, на территории которого расположены такие образовательные учреждения или такая научная организация.

Особенность заключается  в том, что устанавливаются формы контрольной деятельности. Государственный контроль, как и прежде, будет осуществляться по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений (т.е. в форме государственной аккредитации), а также в форме плановых и внеплановых проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных учреждениях или научных организациях и их филиалах (тем самым устанавливается важный элемент - контроль качества образовательной деятельности).

При этом установлены  периодичность проведения проверки - не более одного раза в два года.

Расширены основания, по которым может быть проведена  соответствующая проверка. К ним  отнесены обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан.

Основанием для принятия решения о проведении проверки являются:

    1. решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, - в отношении образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, или образовательного учреждения дополнительного образования детей;
    2. решение общего собрания обучающихся, обращение органа государственной власти или органа местного самоуправления, на территориях которых находится данное образовательное учреждение, представление органа службы занятости населения - в отношении образовательного учреждения, реализующего профессиональные образовательные программы.

Средством "реагирования" на нарушения и несоответствие содержания качества образования является предписание  Федеральной службы по надзору в  сфере образования и науки  об устранении такого несоответствия. При этом основанием для вынесения предписания в отношении высшего учебного заведения является несоответствие качества подготовки обучающихся и выпускников соответствующего учреждения.

Закреплен порядок рассмотрения вопроса Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или исполнительного органа субъекта о направлении либо в отказе в направлении предписания. Решение сообщается заявителям в месячный срок. Отказ в направлении такого предписания может быть оспорен в суде.

Законодатель расширяет  сферу частного регулирования отношений  по получению образования в негосударственных  образовательных учреждениях. Взаимоотношения  обучающегося и образовательного учреждения строятся на основе договора. Соответственно, к формулированию его условий в большей степени применяются нормы гражданского законодательства, определяющие предоставление образования как "образовательную" услугу. В этом "ключе" построены изменения п. 3 ст. 46 Закона РФ "Об образовании", предлагающей регулировать договором в качестве дополнительных условий гарантии и ответственность образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, либо лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, либо прекращения деятельности образовательного учреждения18.

Изменения претерпели вопросы  возмещения затрат государства, связанных  с некачественным образованием. Учитывая, что государство является заказчиком конкретных специалистов, обучение которых  производится за счет бюджетных средств, то расходы по их переподготовке могут быть возложены только на государственное или муниципальное образовательное учреждение.

Государство в лице уполномоченных государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников государственным или муниципальным образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях (п. 1 ст. 49 Закона РФ "Об образовании").

В отличие от предыдущей редакции, правило данной нормы носит  корректирующий характер, уточняющий круг потенциальных организаций, обязанных  компенсировать убытки государства  в данной ситуации.

Кроме того, в п. 2 ст. 49 Закона РФ "Об образовании" установлены правовые фактические основания для предъявления соответствующего иска: приостановление действия государственной аккредитации образовательного учреждения или лишение его государственной аккредитации.

Кроме того, в случае прекращения  деятельности или лишения лицензии учредитель образовательного учреждения среднего или высшего профессионального образования обязан обеспечить перевод студентов в другое образовательное учреждение. Эта достаточно важная и объективно необходимая норма, гарантирующая право на образование, закреплена в п. 17 ст. 50 Закона РФ "Об образовании".

Для реализации данной нормы  необходима разработка порядка и  условий перевода Министерством  образования и науки РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Система управления образованием в условиях модернизации

Для реализации мероприятий  по модернизации образования требуется  определенная перестройка системы  управления высшим образованием, которая  в среднесрочной перспективе (возможно, и в долгосрочной) будет осуществлять свою деятельность по трем основным направлениям:

1) управлять высшим профессиональным образованием в том виде, как это сложилось к настоящему времени. Можно предполагать, что это направление деятельности будет постепенно преобразовываться по мере изменения системы высшего образования и системы управления;

2) управлять переходом системы высшего образования в некоторое новое состояние, которое описывается принятыми на сегодняшний день документами10 (Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования, Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования);

Информация о работе Государственное регулирование образования в Российской Федерации