Государственное регулирование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:55, курсовая работа

Описание работы

К концу XIX века по мере развития процессов акционирования, монополизации производства и становления несовершенно конкурентного рынка разрастаются инфляционные процессы, безработица, углубляются кризисы перепроизводства. Рынок оказывается не в состоянии преодолеть действие этих факторов и их разрушительные последствия. После кризиса мировой капиталистической системы 1929-1933 гг. государство начинает активно вмешиваться в экономическую жизнь.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................. 3
1. Понятие, типы и факторы экономического роста.......................................... 5
1.1. Экономический рост как категория экономической системы................. 5
1.2. Факторы и источники экономического роста........................................... 6
1.3. Типы и основные модели экономического роста..................................... 8
1.3.1. Кейнсианские модели экономического роста.................................... 8
1.3.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу.......................................... 12
1.3.3. Теория нулевого экономического роста........................................... 14
2. Государственное регулирование экономического роста.............................. 17
2.1. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы............................................................................................................. 17
2.2. Система индикаторов оценки экономического роста и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь..................... 20
3. Совершенствование государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.......................................................................................... 29
Заключение........................................................................................................ 34
Список литературы....................................................................

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 63.08 Кб (Скачать файл)

 

2.1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, ЕГО МЕТОДЫ  И ФОРМЫ

 

Сущность государственного регулирования экономики заключается в целенаправленной деятельности государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе [9, с.13].

К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся:

Þ   создание правовой основы функционирования рыночного механизма;

Þ   организация денежного обращения;

Þ   поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства;

Þ   управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.);

Þ   стабилизация экономики, преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции;

Þ   обеспечение социальной защиты и социальных гарантий членам общества [8, с.57].

Если сгруппировать  все функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное  регулирование: это обеспечение  функционирования рыночной системы  и усиление, развитие самой экономической  системы. В то время как при  конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и  не преследоваться (например, командная  экономика), укрепление экономических  позиций государства на мировом  рынке рассматривается всеми  правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта  цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.

Воздействие государства  на рыночный механизм обеспечивается двумя основными формами: прямого  и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. При этом приоритет в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им.

Прямое регулирование рынка проявляется, прежде всего, в законодательной деятельности государства, а также в расширении государственных заказов, государственных закупок и развития госсектора в экономике.

Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики [8, с.57].

Политика стабилизации направлена на сглаживание циклических  колебаний. В фазе кризиса все  мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой  активности, а в фазе подъема –  на ее сдерживание. В области налогово-бюджетной  политики это означает: увеличение государственных расходов, снижение ставок налогов, предоставление налоговых  льгот на новые инвестиции в фазе кризиса и обратные мероприятия  в условиях экономического подъема.

Инструменты кредитно-денежной политики включают: уровень процентных ставок по ссудам, размеры кредитных  ресурсов банка. В период экономического кризиса проводится политика "дешевых  денег", когда снижаются процентные ставки и увеличиваются кредитные  ресурсы банков. в период экономического роста, наоборот, проводится политика "дорогих денег": повышается уровень процентной ставки, сокращаются кредитные ресурсы [8, с.57].

В современных условиях практически в любой стране, с  любой моделью экономики существует объективная необходимость государственного регулирования общественного производства и социальных процессов за счет и в интересах всего общества. Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции [1, с.159].

В противоположность  кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей [17, с.134].

Экономисты разных теоретических  направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством  которой правительство взяло  бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения  экономического роста. Правительство  могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные  исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

 

 

2.2. СИСТЕМА  ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РОСТА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 

Объективно для экономического роста в Республике Беларусь есть факторы, которые привлекают инвесторов, а именно – природно-ресурсные, трудовые и производственные. Однако, наряду с этими факторами существуют факторы, которые могут ограничивать этот рост, например, экологические. Это очень важно как с точки зрения внутренних позиций страны, так и международной – вступление в ВТО, международная сертификация.

В этой связи очень  актуальным является количественное измерение  соотношения количества и качества экономического роста. Для этих целей  можно использовать систему индикаторов качества экономического роста или привычнее их называть индикаторами устойчивого развития. Индикаторы устойчивого развития – это показатели, которые характеризуют изменение состояние экономики, социальной сферы и окружающей среды во времени. Индикаторы дают количественную и качественную характеристику проблемы и позволяют сделать оценку ситуации, отметить ее изменение. Под устойчивым развитием мы понимаем такое развитие, при котором не истощается природно-ресурсный потенциал, приумножается физический капитал и их достаточно для развития роста как нынешнего, так и будущих поколений.

В настоящее время  в Республике Беларусь на основе российского  аналога разрабатывают систему  индикаторов устойчивого развития (ИУР). Много работ в последнее  время посвящено разработке и  расчету индикаторов в основном для оценки социально-экономического уровня развития регионов и для сравнения  последних между собой. Чаще всего  это набор индикаторов с выделением ключевых, дополнительных и специфических. В каждом отдельном случае набор  индикаторов зависит от того, для  каких целей и задач он может  быть использован. В Беларуси перед  разработчиками была поставлена задача разработать систему индикаторов, которая может быть использована как для оценки текущих итогов, так и для оценки качества экономического роста. В процессе работы рабочей группы были отобраны более 80 индикаторов, которые были разделены на три группы – экономические, экологические и социальные. Основными среди экономических стали индикаторы, показывающие изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции в отраслях специализации и др. Экологические индикаторы отражают размер антропогенной нагрузки на окружающую среду (выбросы, сбросы, образование отходов). Социальные представлены демографическими индикаторами (численность населения, естественный баланс, продолжительность жизни), индикаторами уровня доходов и бедности, а также индикаторами состояния общественного здоровья. Основными критериями отбора являются: комплексность (отражение различных аспектов: экологических, социальных, экономических); простота понимания неспециалистами и однозначная интерпретация для лиц, принимающих решения; количественное изображение; опора на имеющуюся систему статистики; возможность оценивать во временной динамике [14].

Заинтересованные в  разработке ИУР отделы Министерства экономики РБ определили области  применения индикаторов:

Þ   мониторинг, оценка и корректировка областных целевых программ до 2010г. и инновационной стратегии;

Þ   выделение приоритетов при разработке и реализации программ социально-экономического развития Республики Беларусь;

Þ   разработка концепций и программ долгосрочного социально-экономического развития Республики Беларусь;

Þ   разработка программ устойчивого развития территорий;

Þ   отчеты о социально-экономическом развитии страны за отчетный год;

Þ   доклады о состоянии окружающей среды;

Þ   региональные планы действий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования [14].

Особый интерес вызвали  разработанные системы индикаторов, отражающие качество экономического роста  и проблемы использования природных  ресурсов. Для оценки качества экономического роста была предложена система индикаторов  «проблема – индикатор». Основными  проблемами были названы экономический  рост, реструктуризация экономики, природоемкость экономики, состояние человеческих ресурсов или здоровье населения и т. д. Набор проблем и индикаторов, их отражающих, может меняться со временем и в зависимости от задач текущего и будущего периодов. Среди всех групп индикаторов были отобраны основные, которые показывают качество экономического роста. Для Республики Беларусь это следующие индикаторы:

Þ   душевой доход;

Þ   структура или качество инвестиций;

Þ   производство основных видов продукции;

Þ   развитие малого бизнеса;

Þ   объемы загрязнений и площади нарушенных земель;

Þ   уровень бедности;

Þ   затраты на природоохранные мероприятия;

Þ   состояние общественного здоровья и др. [14]

Для разработки региональных планов действий по охране окружающей среды и рационального природопользования была предложена система индикаторов  «тема – под тема – индикатор». Она показывает качество использования природно-ресурсного потенциала. По всем средам – атмосфера, гидросфера, земля и др. – были предложены наборы индикаторов, отражающие состояние природных ресурсов в связи с усилившейся антропогенной нагрузкой на территорию. Эта система индикаторов призвана показать ограничения экономического развития со стороны истощения природного капитала [14].

Высокий экономический  рост наблюдался в Беларуси в прошлом  году. Это признали эксперты Международного валютного фонда. В 2005 году ВВП Республики Беларусь составил более 63 трлн. руб., показав  меньший рост по сравнению с 2004 г. – 9,2% (см. табл. 2.1). При этом ИПЦ составил 108%, индекс цен производителей промышленной продукции вырос на 10%. Реальные денежные доходы населения в соответствии с данными Минстата в 2005 г. выросли по сравнению с предыдущим годом на 16,1%, что тем не менее, не отразилось на соответствующем увеличении совокупного спроса внутри страны – замедлившийся рост производства промышленной продукции, потребительских товаров, продукции сельского хозяйства свидетельствует скорее об увеличившихся накоплениях, что, в свою очередь отразилось на росте инвестиций в основной капитал (здесь рост составил 2 процентных пункта – 123% в 2005 г. против 121% в 2004 г.).

По мнению экспертов  МВФ, рост обусловлен благоприятными внешними условиями и экономической политикой  Беларуси. МВФ уже изменил прогнозные показатели относительно развития страны в этом году. Так, прогнозируемый уровень  инфляции снижен с почти 17,5% до 12%, а  рост валового внутреннего продукта предполагается на уровне 7% вместо 5,5%. Таким образом, прогнозы МВФ и  белорусского правительства стали  существенно ближе. По мнению специалистов МВФ, сохранить положительную динамику до конца года позволит прекращение  финансирования дефицита бюджета со стороны Национального банка, а  также включение в состав бюджета  инновационных фондов, ранее в  него не входивших [21].

Основным фактором экономического роста стало увеличение инвестиций в основной капитал на 23,2%. Успешному  экономическому развитию страны способствовало и динамичное продвижение товаров  и услуг на внешние рынки. К  важнейшим результатам прошедшего года можно отнести существенное замедление инфляционных процессов, что  наряду с динамичным развитием экономики  позволило обеспечить опережающий  рост реальных денежных доходов населения  и реальной заработной платы. Так, например, реальные денежные доходы населения, которые  являются индикатором повышения  уровня жизни населения страны, возросли на 16,1%. Одновременно рост доходов стал одним из основных внутренних факторов экономического роста [7].

 

 

Нельзя не признать, что  стихийно найденная белорусская  модель государственного капитализма, оказалась достаточно эффективной  в период восстановления экономики. Особенно на фоне исключительно благоприятных внешних условий: резкий рост цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке в последние 4-5 лет, включая продукты белорусской нефтехимии; рост потребления в России, получившей стабильный приток нефтедолларов, и предъявившего спрос на белорусскую продукцию производственного и потребительского назначения; длительные энергетические «дотации» белорусской экономике со стороны России, позволившей последней нарастить производство без его существенной модернизации [10].

Однако "экономическая  мудрость" современной экономической  политики государства в ближайшем  будущем представляется неперспективной  – в первую очередь это может  выразиться не только в политической, но и в экономической изоляции Республики Беларусь: это, во-первых, выборочное ограничение белорусского экспорта в ЕС и США (нефти и нефтепродуктов, калийных удобрений, черных металлов, продукции деревообработки и  строительных материалов), а также  импорта из них высокотехнологического оборудования и, во-вторых, фактическое блокирование всех переговоров по вступлению Беларуси в ВТО путем выдвижения заведомо неприемлемых условий.

Информация о работе Государственное регулирование в Республике Беларусь