Государственное регулирование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:55, курсовая работа

Описание работы

К концу XIX века по мере развития процессов акционирования, монополизации производства и становления несовершенно конкурентного рынка разрастаются инфляционные процессы, безработица, углубляются кризисы перепроизводства. Рынок оказывается не в состоянии преодолеть действие этих факторов и их разрушительные последствия. После кризиса мировой капиталистической системы 1929-1933 гг. государство начинает активно вмешиваться в экономическую жизнь.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................. 3
1. Понятие, типы и факторы экономического роста.......................................... 5
1.1. Экономический рост как категория экономической системы................. 5
1.2. Факторы и источники экономического роста........................................... 6
1.3. Типы и основные модели экономического роста..................................... 8
1.3.1. Кейнсианские модели экономического роста.................................... 8
1.3.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу.......................................... 12
1.3.3. Теория нулевого экономического роста........................................... 14
2. Государственное регулирование экономического роста.............................. 17
2.1. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы............................................................................................................. 17
2.2. Система индикаторов оценки экономического роста и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь..................... 20
3. Совершенствование государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.......................................................................................... 29
Заключение........................................................................................................ 34
Список литературы....................................................................

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 63.08 Кб (Скачать файл)

Чтобы увеличить экономический  рост, Запад использует два различных  варианта экономической политики государства:

1. Сведение к минимуму  созданных государством препятствий  для экономического роста (например, сведение к минимуму регулирования  отрицательных "внешних эффектов" или так называемое экологическое  регулирование). Говоря о белорусской  экономике, следует указать на  большой вес государственных  предприятий, а также предприятий,  контролируемых им в той или  иной степени.

2. Поощрение государством  расходов на НИОКР с помощью  соответствующего налогового режима (скидки с подоходного налога  фирм, инвестирующих в физический  капитал, на инвестиции в науку,  на затраты на НИОКР и т.п.). Говоря о стимулирования государством развития научно-технической и исследовательской базы следует упомянуть интересный случай. По данным журнала "Дело", одна израильская фирма пыталась купить технологическую информацию непосредственно у белорусских разработчиков за $6 тыс. Сделка едва не состоялась. Но к переговорам подключилась третья сторона – минская фирма, знающая конъюнктуру мирового рынка. В результате предложенная белорусской стороной цена лицензии в $1 млн. была признана покупателем приемлемой. В Беларуси наш изобретатель в области торговли "ноу-хау" практически не защищен государством и не имеет опыта в данной сфере. В результате осуществления некомпетентных торговых сделок ("хоть за сколько-нибудь") теряют не только разработчики, но и государство, а выигрывают западные конкуренты [15].

Для Беларуси ключевой вопрос сегодня – не только сохранение, но и динамичное развитие образования. Прежде образование рассматривалось  в качестве придатка государственной  экономики, и не случайно его называли "кузницей кадров". Сегодня если мы создаем многоукладную экономику, то речь следует вести и о многоукладности  в системе образования, что предлагает множественность организационных, финансовых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Такой подход обуславливается не только рыночной идеологией, но и объективными причинами:

Þ   сложностью экономической ситуации и снижением государственных расходов на образование;

Þ   разрушением накопленного ранее материально-технического потенциала в сфере образования, его износ;

Þ   низкими ставками заработной платы профессорско-преподавательского состава, что вызывает отток высокопрофессиональных кадров из сферы образования в другие сферы национального хозяйства и за рубеж;

Þ   непрестижностью труда педагогов высшей школы и, как результат этого, отсутствием притока молодых кадров в сферу образования.

В этой связи встает вопрос о развитии системы негосударственного высшего образования, разработке новых  механизмов его финансирования. Негосударственные  ВУЗы превратились в сферу оборота  средств обучающихся и зарабатывания  денег. Первоначальные накопления капитала переместилось в сферу образования. Уровень подготовки специалистов падает.

Безусловно, в экономике  должны осуществляться системные реформы, должна меняться экономическая структура  общества. Уже сегодня с трудом, но возникают новые ее элементы –  биржи, страховые компании, инвестиционные фонды, акционерные общества, малые  предприятия, создается новый механизм функционирования экономики. Все эти  процессы требуют профессионалов во всех сферах национальной экономики.

Должно целенаправленно  осуществляться формирование среднего класса в обществе. Вот почему государству  необходимо проводить политику в  области образования, направленную на подготовку как специалистов-управленцев, так и специалистов, не только обеспечивающих имеющиеся новые технологии, которые будут являться базовыми в ХХI веке, но и создающих принципиально новые их типы. Причем приоритет в подготовке должен отдаваться последним.

С учетом мировых тенденций, следуя интеграции с Россией, можно  сохранить старую ресурсоемкую и  энергоемкую структуру национальной экономики. Но ни улучшения благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет. Упуская время сегодня, мы отстаем навсегда, не успевая  вскочить на "повышательную волну" мировой экономики конца ХХ века.  Стратегическая задача для Беларуси – только интеграция в мировую экономику. А чтобы не оказаться в формирующейся мировой экономике на задворках, необходимо выделить научные приоритеты, школы, организуя подготовку специалистов на их базе, финансируя одновременно и науку, и образование. Необходимо разработать механизмы привлечения капиталов как своих, так и иностранных.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В Республике Беларусь в  последнее время проблемы экономического роста являются достаточно дискуссионными. Официальная статистика настаивает на высоких темпах экономического роста. Однако снижение реальных доходов населения  и повышение цен позволяют  усомниться в наличии экономического роста. Экономический рост есть увеличение производства товаров и услуг  в масштабе всего национального  хозяйства. В более широкой трактовке  он включает в себя повышение уровня занятости, увеличение производства товаров  и услуг на душу населения и  улучшение ряда других показателей, например, увеличение свободного времени  членов общества. На экономический  рост воздействует три группы факторов: исходные условия, макроэкономическая политика, внешние силы.

Основные современные  модели экономического роста, как и  любые модели представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.

Среди основных функций  государства, которое оно вынуждено  выполнять в ситуации фиаско рынка, существуют задачи, которые обеспечивают или, по крайней мере, преследуют экономический  рост страны. Воздействие государства на экономический рост обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических. В инструментарий регулирования входят механизмы финансово-бюджетной, налоговой, социальной, инвестиционной, и других политик правительства.

Система индикаторов  оценки экономического роста в Республике Беларусь позволяет оценить прогресс не только с количественной, но и  с качественной стороны. Более 80 индикаторов  разделены на три группы, основными  из них являются: изменение ВНП, объемы инвестиций, рост производства продукции  в отраслях специализации, размер антропогенной  нагрузки на окружающую среду, численность  населения, естественный баланс, продолжительность  жизни, уровень доходов и бедности, состояние общественного здоровья.

На фоне исключительно  благоприятных внешних условий, в частности дотационной энергетической политики России, белорусская модель государственного капитализма оказалась  достаточно эффективной в период восстановления экономики, следствием чего стал бурный экономический рост в Республике Беларусь. Однако "экономическая  мудрость" современной экономической  политики государства в ближайшем  будущем представляется неперспективной  – в первую очередь это может  выразиться не только в политической, но и в экономической изоляции Республики Беларусь, либо ее дальнейшем развитии в качестве придатка России в составе Содружества. Если министры в своих отчетах оперируют  лишь поверхностными показателями, то более глубокий анализ указывает  на слабую основу экономического роста  в стране с позиций долгосрочного  планирования.

Государство регулирует экономический рост преимущественно  методами стимулирования государственного сектора, созданием системы преференций  для крупных промышленных предприятий, дотируя сельское хозяйство. Правительство  осуществляет чрезмерный контроль над  экономикой страны, однако в планах развития на ближайшие пять лет есть цели технического перевооружения и  совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

Совершенствование государственного регулирования экономического роста  заключается в совершенствовании  инструментов прямого и косвенного воздействия на экономических субъектов, складывается из комплексной группы политик: политики налогов, государственных  расходов, бюджетной политики. Государству следует сконцентрироваться на стимулировании расходов на НИОКР с помощью соответствующего налогового режима – именно это должно помочь перевооружить ресурсоемкую промышленность страны. С учетом мировых тенденций, следуя интеграции с Россией, можно сохранить старую ресурсоемкую и энергоемкую структуру национальной экономики. Но ни улучшения благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Базылев Н.И., Гурко  С.П. Экономическая теория, – М., БГЭУ, 1997.

2. Беларусь обеспечит  экономический рост в 2004 г за  счет расширения преференций  реальному сектору, снижения инфляции  и налогов. Белорусский Проект.

15. Новикова И. Возможен  ли экономический рост в Беларуси  за счет интеграции с Россией?  Информационно-аналитический Интернет-проект  «Наше мнение».

16. Основные социально-экономические показатели за 2000-2005 годы. Министерство статистики и анализа.

17. Райхлин Э. Основы экономической теории. Экономический рост и развитие. М.: Юрист, 2001.

18. Роббинс Л. Предмет экономической науки., т. 1. – М.: 1993.

19. Современная политическая  экономия: Учеб. пособие / Т.И. Адамович, С.А. Бородич, П.С. Лемещенко и др.; Под общ. ред. П.С. Лемещенко. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 472 с.

20. Чепурин М. Н. Курс экономической теории. – Киров: 1995.

21. Эксперты МВФ  отметили высокий экономический  рост в Беларуси. ЗАО "Второй  национальный телеканал".

 


Информация о работе Государственное регулирование в Республике Беларусь