Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:55, курсовая работа
К концу XIX века по мере развития процессов акционирования, монополизации производства и становления несовершенно конкурентного рынка разрастаются инфляционные процессы, безработица, углубляются кризисы перепроизводства. Рынок оказывается не в состоянии преодолеть действие этих факторов и их разрушительные последствия. После кризиса мировой капиталистической системы 1929-1933 гг. государство начинает активно вмешиваться в экономическую жизнь.
Введение.............................................................................................................. 3
1. Понятие, типы и факторы экономического роста.......................................... 5
1.1. Экономический рост как категория экономической системы................. 5
1.2. Факторы и источники экономического роста........................................... 6
1.3. Типы и основные модели экономического роста..................................... 8
1.3.1. Кейнсианские модели экономического роста.................................... 8
1.3.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу.......................................... 12
1.3.3. Теория нулевого экономического роста........................................... 14
2. Государственное регулирование экономического роста.............................. 17
2.1. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы............................................................................................................. 17
2.2. Система индикаторов оценки экономического роста и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь..................... 20
3. Совершенствование государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.......................................................................................... 29
Заключение........................................................................................................ 34
Список литературы....................................................................
Как уже было отмечено выше, последнее пятилетие и особенно последние три года – 2003-2005 гг. – были крайне удачными для белорусской экономики во внешнеэкономическом плане. Это позволило значительно повысить реальные денежные доходы населения за этот период: примерно на 38,5% или в среднем по 11,6% ежегодно. Рост денежных доходов заметно увеличил внутреннее потребление товаров и услуг. Товарооборот внутреннего розничного рынка за три года вырос почти на 48% или в среднем по 14% в год. И это при том, что темпы роста только рублевых денежных сбережений населения в белорусских банках были еще выше – в 5,1 раза. Можно также констатировать определенное нарастание ежегодных темпов жилищного строительства – примерно на треть в 2005 г. по сравнению с 2002 г. Можно приводить еще много других статистических данных, подтверждающих рост денежных доходов и потребления товаров и услуг белорусским населением в последнее пятилетие. Собственно, без статистики невооруженным глазом можно заметить нарастание автомобильных пробок в крупных городах и не пустующие рестораны в вечернее время [10].
Важно, однако, обратить
внимание на нарастание одной весьма
характерной тенденции в
К чему это может привести?
До тех пор пока рост уровня внутреннего
потребления сохранится, большинство
населения будет вполне удовлетворено.
Но возможности для роста
Такова ситуация с экономическим ростом страны в настоящий момент. Рассмотрим теперь основные моменты государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.
В 2004 г. белорусское правительство обеспечило экономический рост за счет расширения преференций основным промышленным предприятиям, снижения инфляции и налоговой нагрузки [2].
Запланированное снижение
налоговой нагрузки позволило накопить
предприятиям дополнительные ресурсы
для инвестирования в основной и
оборотный капитал. За 2003 год правительству
удалось немного уменьшить
Однако данные прогнозы совершились лишь благодаря, как уже было отмечено выше, российской "спец-цене" на газ для Беларуси: "Министр (экономики страны Николай Зайченко) высказал свое мнение относительно последствий для экономики и реальности выполнения прогнозов социально-экономического развития в связи с ростом стоимости газа в 2004 году: «Мы просчитывали возможные последствия и пришли к выводу, что если цена на газ в текущем году не превзойдет 50 долларов за 1 тысячу кубометров, все запланированные ориентиры экономического роста будут выполнены … » [2].
С учетом преемственности
проводимой в стране экономической
политики в проекте Программы
социально-экономического развития на
2006-2010 годы определена основная цель пятилетия
- дальнейшее повышение уровня и
качества жизни населения на основе
эффективного использования человеческого
потенциала, технического перевооружения
и совершенствования структуры
экономики, роста ее конкурентоспособности.
Главная идея пятилетия - повышение
уровня конкурентоспособности на основе
модернизации экономики, а ее девиз:
"Человек-инновации-
Успешная реализация
программы позволит за пять лет увеличить
валовой внутренний продукт на 46-55%,
объем производства промышленной продукции
- на 43-51%, сельского хозяйства - на 34-45%.
Приоритетом экономической
Основное внимание по-прежнему будет уделяться дальнейшему росту доходов и оплаты труда (реальные денежные доходы увеличатся на 7-8,5%), сокращению мало обеспеченности, финансовому оздоровлению экономики, улучшению делового и инвестиционного климата, привлечению иностранных инвестиций, в том числе в банковскую систему, а также опережающему развитию сферы услуг и улучшению условий для производственной и инвестиционной активности.
Для повышения
3. СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
Рассмотрим основные направления совершенствования государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.
1. Фискальная политика и
Исходя из основных факторов
долгосрочного экономического роста:
эффективность использования
Фискальная политика оказывает влияние на рост выпуска в долгосрочном периоде. Она включает следующие компоненты:
Þ Политика налогов. Эта связь исследована в теории наиболее полно. Налоги не являются нейтральными, искажение поведения, вызванное введением налога, выливается в потери эффективности, и чем выше уровень налогообложения, тем выше такие потери. На рост влияет, тем не менее, не сам уровень налогообложения, а темп его изменения. Другая связь в экзогенных теориях роста лежит в налогообложении накопления факторов производства (особенно капитала). При этом связь отражает лишь аспект статики: уровень налога влияет на уровень выпуска. По-другому дела обстоят в эндогенных теориях роста. Подоходный налог снижает отдачу от сбережений (после уплаты налога), снижая тем самым стимулы для накопления физического капитала. Но эффект этот неочевиден, поскольку неочевидно влияние этого налога на остальные факторы, сотрудничающие с физическим капиталом, например человеческий капитал (предполагая, что эти другие факторы не попадают под налогообложение). В одном случае, предположим, производство человеческого капитала требует только человеческий капитал. Тогда эффект подавления роста налогом на физический капитал полностью вытиснится возросшим накоплением человеческого капитала. По аналогии, предположим, что в производстве человеческого капитала требуется и человеческий, и физический капитал. В этом случае, поскольку вытеснение частично, эффект налога на рост будет негативным. Иными словами, степень влияния на экономический рост налоговой политики зависит от существующих производственных технологий [19, с.141-142]. Следовательно, правительству следует сосредоточить применение механизмов регулирования на стимуляции развития технологии, базой которой всегда являлась сфера НИОКР, которая получает от государства слабую поддержку. По сравнению с развитыми странами, именно в этой области белорусскому правительству следует принимать самые срочные действия.
Большое значение имеет структура налогообложения. При одном и том же уровне налогов переключение налогообложения с доходов на потребление делает более привлекательными сбережения и вызывает бум накопления капитала. Среди других эффектов структуры налогов на экономический рост высокие импортные (экспортные) налоги ограничивают возможности экономики погашать и/или развивать новые технологии, ухудшая перспективы роста.
Предоставление налоговых льгот сомнительно улучшает рост, за исключением целевых льгот. Но даже в случае целевых льгот неизбежно возникают проблемы с политэкономическими издержками, поскольку любые льготы поощряют иждивенческое поведение, коррупцию и создание групп специальных интересов.
Þ Политика расходов. Любой уровень государственных расходов предполагает поглощение реальных ресурсов, которые в противном случае могли бы быть доступными частному сектору. Чистый эффект вытеснения зависит от относительной предельной производительности государственного и частного секторов. Поскольку общепризнанно, что частный сектор (за исключением внешних эффектов и производства общественных благ) более производителен, то чем выше уровень госрасходов, тем выше неэффективность и ниже уровень выпуска. Для влияния на рост имеет значение темп изменения уровня госрасходов.
Другой природой характеризуются
эффекты, объясняемые структурой госрасходов.
Традиционное деление на государственное
потребление и государственные
инвестиции не очень помогает. Более
точная классификация – это
- финансирование госпрограмм снижает ресурсы для частных сбережений;
- степень, в какой госрасходы повышают частную производительность, стимулирует частные сбережения;
- чем меньше степень замещаемости/дополняемости госрасходов и частных расходов, тем меньше влияние на частные сбережения.
В целом, эти эффекты создают немонотонную зависимость госрасходов и роста выпуска. Вначале – рост и того и другого, затем с ростом госрасходов выпуск снижается, и вновь растет.
Неоднократно подтверждавшаяся зависимость между госрасходами на образование и темпом роста интерпретируется как:
- улучшение человеческого капитала;
- повышение способности
страны к поглощению из-за
Þ Бюджетная политика. Результаты эмпирических исследований показывают негативную связь между ростом и госдефицитом. Если предположить, что финансирование дефицита деньгами невозможно, то в условиях динамической эффективности (если процентная ставка выше темпа роста, или, иначе говоря, не происходит перенакопления капитала) правительство должно быть платежеспособным для проведения программ, то есть все виды задолженности правительства должны постоянно устраняться и у правительства должны быть накоплены в приведенном к настоящему времени профициты бюджета.
Значение устойчивости
политики для роста двояко. Если
текущая политика несостоятельна, то
либо должны быть пересмотрены (налоговый
и/или расходный) режимы, либо должно
возобновить финансирование деньгами.
Первое приводит к неопределенности
режима и замедлению роста. Финансирование
деньгами ведет к инфляции, ставя
вопросы о возможном влиянии
инфляции на рост. Влияние инфляции
на рост и в экзогенных, и в
эндогенных моделях роста зависит
от спецификации моделей. Эмпирически
установлено, что существует устойчивая
отрицательная корреляция между
высокой инфляцией и
Информация о работе Государственное регулирование в Республике Беларусь