Государственное регулирование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 02:55, курсовая работа

Описание работы

К концу XIX века по мере развития процессов акционирования, монополизации производства и становления несовершенно конкурентного рынка разрастаются инфляционные процессы, безработица, углубляются кризисы перепроизводства. Рынок оказывается не в состоянии преодолеть действие этих факторов и их разрушительные последствия. После кризиса мировой капиталистической системы 1929-1933 гг. государство начинает активно вмешиваться в экономическую жизнь.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................. 3
1. Понятие, типы и факторы экономического роста.......................................... 5
1.1. Экономический рост как категория экономической системы................. 5
1.2. Факторы и источники экономического роста........................................... 6
1.3. Типы и основные модели экономического роста..................................... 8
1.3.1. Кейнсианские модели экономического роста.................................... 8
1.3.2. Неоклассическая модель роста Р. Солоу.......................................... 12
1.3.3. Теория нулевого экономического роста........................................... 14
2. Государственное регулирование экономического роста.............................. 17
2.1. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы............................................................................................................. 17
2.2. Система индикаторов оценки экономического роста и государственное регулирование экономического роста в Республике Беларусь..................... 20
3. Совершенствование государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.......................................................................................... 29
Заключение........................................................................................................ 34
Список литературы....................................................................

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 63.08 Кб (Скачать файл)

Как уже было отмечено выше, последнее пятилетие и особенно последние три года – 2003-2005 гг. –  были крайне удачными для белорусской  экономики во внешнеэкономическом  плане. Это позволило значительно  повысить реальные денежные доходы населения  за этот период: примерно на 38,5% или  в среднем по 11,6% ежегодно. Рост денежных доходов заметно увеличил внутреннее потребление товаров и услуг. Товарооборот внутреннего розничного рынка за три года вырос почти  на 48% или в среднем по 14% в год. И это при том, что темпы  роста только рублевых денежных сбережений населения в белорусских банках были еще выше – в 5,1 раза. Можно  также констатировать определенное нарастание ежегодных темпов жилищного  строительства – примерно на треть  в 2005 г. по сравнению с 2002 г. Можно  приводить еще много других статистических данных, подтверждающих рост денежных доходов и потребления товаров  и услуг белорусским населением в последнее пятилетие. Собственно, без статистики невооруженным глазом можно заметить нарастание автомобильных  пробок в крупных городах и  не пустующие рестораны в вечернее время [10].

Важно, однако, обратить внимание на нарастание одной весьма характерной тенденции в растущих денежных доходах белорусского населения. Это увеличение удельного веса в  совокупных денежных доходах доли оплаты и труда и социальных трансфертов  при одновременном падении доходов  от предпринимательской деятельности и собственности. В 2003 г. удельный вес оплаты труда наемных работников составлял 46,9%, социальные трансферты – 18,1%, доходы от предпринимательской деятельности и собственности – 33,9%. В 2004 г. эти показатели выглядели уже следующим образом: 55,7%, 20,9% и 23,4%. В 2005 г. – 58,4%, 21,3% и 20,3%. С политэкономической точки зрения это означает, что за счет труда по найму и выплат из бюджетных фондов в 2003 г. было получено 67,4% всех денежных доходов, из независимых источников – 32,6%. В 2004 г. это соотношение составило уже 76,6% и 23,4%. А в 2005 г. разница увеличилась еще больше: 79,7% и 21,3%. Т.е. белорусское население стремительно превращается в наемных работников, преимущественно – на госпредприятиях, или же финансируется за счет бюджета. Т.е. примерно 3,7 млн. работоспособных индивидов переходит на содержание государства [10].

К чему это может привести? До тех пор пока рост уровня внутреннего  потребления сохранится, большинство  населения будет вполне удовлетворено. Но возможности для роста экономики  практически уже исчерпаны. За весь период нахождения Лукашенко у власти белорусская экономика не предложила рынку, прежде всего – внешнему, ни одного значимого нового товара или услуги. Не создано ни одного сколько-нибудь крупного бизнеса: ни государственного, ни частного. Неизбежное в ближайшие  годы замедление темпов экономического роста и тем более – вероятного спада, может спровоцировать в Беларуси весьма нецивилизованную смену власти.

Такова ситуация с  экономическим ростом страны в настоящий  момент. Рассмотрим теперь основные моменты  государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.

В 2004 г. белорусское правительство  обеспечило экономический рост за счет расширения преференций основным промышленным предприятиям, снижения инфляции и  налоговой нагрузки [2].

Запланированное снижение налоговой нагрузки позволило накопить предприятиям дополнительные ресурсы  для инвестирования в основной и  оборотный капитал. За 2003 год правительству  удалось немного уменьшить налоговую  нагрузку – на 1,6 процентных пункта от ВВП, в 2004 году она снизилась еще  больше за счет снижения НДС с 20% до 18%, а также части оборотных  налогов. Одной из форм политики государственной  поддержки реального сектора  является стимулирование сверхнормативного  роста производства промышленных предприятий. В 2004 г. льготы по уплате ряда налогов  при превышении плана производства получило 61 предприятие. Было также  определено 101 предприятие, которые  находились под мониторингом со стороны  правительства с тем, чтобы эффективно и своевременно решать проблемы, с  которым они сами совместно с  отраслевыми министерствами справиться не могли [2].

Однако данные прогнозы совершились лишь благодаря, как уже было отмечено выше, российской "спец-цене" на газ для Беларуси: "Министр (экономики страны Николай Зайченко) высказал свое мнение относительно последствий для экономики и реальности выполнения прогнозов социально-экономического развития в связи с ростом стоимости газа в 2004 году: «Мы просчитывали возможные последствия и пришли к выводу, что если цена на газ в текущем году не превзойдет 50 долларов за 1 тысячу кубометров, все запланированные ориентиры экономического роста будут выполнены … » [2].

С учетом преемственности  проводимой в стране экономической  политики в проекте Программы  социально-экономического развития на 2006-2010 годы определена основная цель пятилетия - дальнейшее повышение уровня и  качества жизни населения на основе эффективного использования человеческого  потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры  экономики, роста ее конкурентоспособности. Главная идея пятилетия - повышение  уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, а ее девиз: "Человек-инновации-благосостояние". Поэтому и приоритетами социально-экономического развития страны на ближайшие пять лет определены: всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения, инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение, наращивание экспортного потенциала, развитие агропромышленного комплекса, малых и средних городов, жилищное строительство [7].

Успешная реализация программы позволит за пять лет увеличить  валовой внутренний продукт на 46-55%, объем производства промышленной продукции - на 43-51%, сельского хозяйства - на 34-45%. Приоритетом экономической политики этой пятилетки будет инновационно-инвестиционная деятельность. Развитие наукоемких технологий, выпуск продукции с высокой долей добавленной стоимости - это стратегический план Программы. Согласно проекту программы за пять лет намечено увеличить инвестиции в основной капитал на 65-75%. В числе приоритетов останется повышение благосостояния людей. Реальные денежные доходы населения будут увеличены на 49-56%, реальная заработная плата - на 52-58%. Опережающими темпами предусматривается прирост розничного товарооборота и платных услуг населению. В соответствии с проектом программы объем внешней торговли товарами и услугами возрастет на 53-60%, в том числе экспорт - на 55-62%, импорт - на 51-58%. Намечено также ежегодно наращивать объем строительства жилья и довести его уровень до 4,5-5 млн.кв.м в 2010 году. Средняя обеспеченность жильем к этому времени достигнет 25-25,5 кв.м на человека. При этом до 50% жилья будет строиться в сельской местности и малых городских поселениях [7].

Основное внимание по-прежнему будет уделяться дальнейшему  росту доходов и оплаты труда (реальные денежные доходы увеличатся на 7-8,5%), сокращению мало обеспеченности, финансовому оздоровлению экономики, улучшению делового и инвестиционного климата, привлечению иностранных инвестиций, в том числе в банковскую систему, а также опережающему развитию сферы услуг и улучшению условий для производственной и инвестиционной активности.

Для повышения конкурентоспособности  предприятий, улучшения их финансового  положения предусматривается снижение налоговой нагрузки не менее чем  на 1,3% к ВВП. Уровень инфляции составит 7-9%. Ставка рефинансирования к концу  этого года должна быть снижена до 8-10% годовых, по выдаваемым банками кредитам - до 9-11% годовых. Следует обеспечить снижение энергоемкости валового внутреннего продукта на 6-7%. Прогнозом социально-экономического развития на 2006 год предусматривается ввести в эксплуатацию 3,7-4,2 млн.кв.м общей площади жилых домов. Достижение этих напряженных ориентиров призвано обеспечить повышение уровня жизни граждан, что является безусловным приоритетом нашей социально-экономической политики.

 

 

3. СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

 
 

Рассмотрим основные направления совершенствования  государственного регулирования экономического роста в Республике Беларусь.

1. Фискальная политика и долгосрочный  экономический рост.

Исходя из основных факторов долгосрочного экономического роста: эффективность использования существующих ресурсов и технологий, накопление ресурсов во времени, технологический  прогресс – логично рассмотреть, как фискальная политика, включающая налоговую политику, политику расходов и общую бюджетную политику, воздействует на основные факторы роста.

Фискальная политика оказывает влияние на рост выпуска  в долгосрочном периоде. Она включает следующие компоненты:

Þ   Политика налогов. Эта связь исследована в теории наиболее полно. Налоги не являются нейтральными, искажение поведения, вызванное введением налога, выливается в потери эффективности, и чем выше уровень налогообложения, тем выше такие потери. На рост влияет, тем не менее, не сам уровень налогообложения, а темп его изменения. Другая связь в экзогенных теориях роста лежит в налогообложении накопления факторов производства (особенно капитала). При этом связь отражает лишь аспект статики: уровень налога влияет на уровень выпуска. По-другому дела обстоят в эндогенных теориях роста. Подоходный налог снижает отдачу от сбережений (после уплаты налога), снижая тем самым стимулы для накопления физического капитала. Но эффект этот неочевиден, поскольку неочевидно влияние этого налога на остальные факторы, сотрудничающие с физическим капиталом, например человеческий капитал (предполагая, что эти другие факторы не попадают под налогообложение). В одном случае, предположим, производство человеческого капитала требует только человеческий капитал. Тогда эффект подавления роста налогом на физический капитал полностью вытиснится возросшим накоплением человеческого капитала. По аналогии, предположим, что в производстве человеческого капитала требуется и человеческий, и физический капитал. В этом случае, поскольку вытеснение частично, эффект налога на рост будет негативным. Иными словами, степень влияния на экономический рост налоговой политики зависит от существующих производственных технологий [19, с.141-142]. Следовательно, правительству следует сосредоточить применение механизмов регулирования на стимуляции развития технологии, базой которой всегда являлась сфера НИОКР, которая получает от государства слабую поддержку. По сравнению с развитыми странами, именно в этой области белорусскому правительству следует принимать самые срочные действия.

Большое значение имеет  структура налогообложения. При  одном и том же уровне налогов  переключение налогообложения с  доходов на потребление делает более  привлекательными сбережения и вызывает бум накопления капитала. Среди других эффектов структуры налогов на экономический  рост высокие импортные (экспортные) налоги ограничивают возможности экономики  погашать и/или развивать новые  технологии, ухудшая перспективы  роста.

Предоставление налоговых  льгот сомнительно улучшает рост, за исключением целевых льгот. Но даже в случае целевых льгот неизбежно  возникают проблемы с политэкономическими  издержками, поскольку любые льготы поощряют иждивенческое поведение, коррупцию и создание групп специальных  интересов.

Þ   Политика расходов. Любой уровень государственных расходов предполагает поглощение реальных ресурсов, которые в противном случае могли бы быть доступными частному сектору. Чистый эффект вытеснения зависит от относительной предельной производительности государственного и частного секторов. Поскольку общепризнанно, что частный сектор (за исключением внешних эффектов и производства общественных благ) более производителен, то чем выше уровень госрасходов, тем выше неэффективность и ниже уровень выпуска. Для влияния на рост имеет значение темп изменения уровня госрасходов.

Другой природой характеризуются  эффекты, объясняемые структурой госрасходов. Традиционное деление на государственное  потребление и государственные  инвестиции не очень помогает. Более  точная классификация – это производительные (поддерживающие рост) госрасходы и  непроизводительные (сдерживающие рост) госрасходы. Особенно это деление  важно в динамическом контексте:

- финансирование госпрограмм  снижает ресурсы для частных  сбережений;

- степень, в какой  госрасходы повышают частную  производительность, стимулирует частные  сбережения;

- чем меньше степень  замещаемости/дополняемости госрасходов и частных расходов, тем меньше влияние на частные сбережения.

В целом, эти эффекты  создают немонотонную зависимость  госрасходов и роста выпуска. Вначале – рост и того и другого, затем с ростом госрасходов выпуск снижается, и вновь растет.

Неоднократно подтверждавшаяся зависимость между госрасходами на образование и темпом роста  интерпретируется как:

- улучшение человеческого  капитала;

- повышение способности  страны к поглощению из-за рубежа  и изобретением новых технологий.

Þ   Бюджетная политика. Результаты эмпирических исследований показывают негативную связь между ростом и госдефицитом. Если предположить, что финансирование дефицита деньгами невозможно, то в условиях динамической эффективности (если процентная ставка выше темпа роста, или, иначе говоря, не происходит перенакопления капитала) правительство должно быть платежеспособным для проведения программ, то есть все виды задолженности правительства должны постоянно устраняться и у правительства должны быть накоплены в приведенном к настоящему времени профициты бюджета.

Значение устойчивости политики для роста двояко. Если текущая политика несостоятельна, то либо должны быть пересмотрены (налоговый  и/или расходный) режимы, либо должно возобновить финансирование деньгами. Первое приводит к неопределенности режима и замедлению роста. Финансирование деньгами ведет к инфляции, ставя  вопросы о возможном влиянии  инфляции на рост. Влияние инфляции на рост и в экзогенных, и в  эндогенных моделях роста зависит  от спецификации моделей. Эмпирически  установлено, что существует устойчивая отрицательная корреляция между  высокой инфляцией и экономическим  ростом [19, с.145]. Соответственно, государству  следует продолжать антиинфляционную политику.

Информация о работе Государственное регулирование в Республике Беларусь