Государственное управление и менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 20:16, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении природы менеджмента государственной службы и определении современных тенденций общей тактики менеджмента в государственном управлении. Проблема совершенствования организационных структур и деятельности органов государственного управления, улучшения качества государственных услуг и механизма их распределения является очень актуальной, так как из-за неспособности чиновничества оперативно и эффективно реагировать на вызовы сегодняшнего и тем более завтрашнего дня, происходит отчуждение власти от гражданского общества и усиление недоверия различных социальных слоев.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ………...5
1.1 Понятие, функции и организационная структура государственного управления……………………………………………………………………...5
1.2 Современные ориентации государственного управления в России…….8
2. ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ………………………………………………………………………...13
2.1 Менеджмент в государственной службе и в коммерческой фирме…...13
2.2 Изменяющиеся условия функционирования государственных организаций……………………………………………………………………15
2.3 Государственная служба - реципиент новых технологий современного
менеджмента…………………………………………………………………..16
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕНЕДЖМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ АНГЛИИ, США, ГЕРМАНИИ…………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

теор менеджм реф.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 

учреждение высшего профессионального  образования

 

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 по предмету: «Теория менеджмента»

на тему: «Государственное управление и менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

 

      Выполнил:

      студент 1-го курса Петров А.В.

    Группа: 28 МС-101

      Проверил преподаватель:

      ________________ Пупкин С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ………...5

1.1 Понятие, функции и  организационная структура государственного управления……………………………………………………………………...5

1.2 Современные ориентации  государственного управления в  России…….8

2. ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ………………………………………………………………………...13

2.1 Менеджмент в государственной службе и в коммерческой фирме…...13

2.2 Изменяющиеся условия функционирования государственных организаций……………………………………………………………………15

2.3 Государственная служба - реципиент новых технологий современного

менеджмента…………………………………………………………………..16

3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕНЕДЖМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ АНГЛИИ, США, ГЕРМАНИИ…………………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….32

 

ВВЕДЕНИЕ

Третье тысячелетие бросает  вызов государственному управлению - его структуры должны наращивать свою конкурентоспособность и эффективность, одновременно демонстрируя высокий  профессионализм и строго следуя законности. Достичь заметных результатов  в государственной сфере можно  только при современной подготовке руководящих кадров, при сознательной модернизации руководства на всех уровнях.

Актуальность темы данного  реферата состоит в необходимости модернизации государственного управления, направленного на повышение эффективности и результативности работы государственных структур, усиление их ответственности за предоставление качественных услуг населению. Это заставляет менять базовую модель менеджмента в государственной службе, которая выполняет основные задачи государственного управления.

Объектом исследования в  данном случае выступает государственная  служба.

Предметом исследования выступает  менеджмент государственной службы.

Цель работы состоит в  рассмотрении природы менеджмента  государственной службы и определении  современных тенденций общей  тактики менеджмента в государственном  управлении. Проблема совершенствования  организационных структур и деятельности органов государственного управления, улучшения качества государственных  услуг и механизма их распределения  является очень актуальной, так как  из-за неспособности чиновничества  оперативно и эффективно реагировать на вызовы сегодняшнего и тем более завтрашнего дня, происходит отчуждение власти от гражданского общества и усиление недоверия различных социальных слоев.

Задачи работы: изучить  функции и структуру органов  государственного управления и государственной  службы в Российской Федерации; определить современные ориентации государственного управления в России, исходя из запросов и ожиданий гражданского общества, обращенных к государству; определить принципы и специфику реализации государственного менеджмента; рассмотреть тенденции государственного менеджмента на современном этапе; провести сравнительный анализ менеджмента государственной службы зарубежных органов управления.

 

    1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

 

1.1 Понятие, функции  и организационная структура  государственного управления

Все цивилизованные государства  в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь  достойного качества жизни каждого  члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации  управления этим обществом.

В связи с этим особенно актуальным становится вопрос переосмысления концептуальных основ административной организации, и в частности государственной  службы, которая выполняет основные задачи государственного управления.

Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему  по осуществлению государственной  власти (целей, задач и функций  государства). Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная  служба.

Государственная служба выполняет  основные задачи государственного управления:

- выработка стратегии,  доктрины, концепции социального,  экономического и политического  развития страны;

- подбор кадров, способных  реализовать эту стратегию;

- создание организационных  структур власти;

- принятие решений по  важным оперативным вопросам  жизни страны;

- осуществление в целях  реализации принятых решений  прогнозирования, координации, сбора  информации.

Определяющим фактором обеспечения  рациональности, то есть целесообразности, обоснованности, и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей. Государственное управление призвано создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

К функциям государственного управления относятся конкретные виды властных, целеорганизующих и регулирующих воздействий государства и его  органов на общественные процессы. Функции объективны, так как исходят  из сущности государства и выражают его управленческое и социальное воздействие. Различают функции  государственного управления по: предмету (что), содержанию (зачем), способу хранения или преобразования управленческих компонентов (как).

По критерию содержания, характера и объема воздействия  функции государственного управления можно разделить на общие и  специфические. Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организация, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. Специфические функции отражают особенное содержание отдельных  воздействий государства: финансирование, налогообложение, лицензирование, регулирование  труда и заработной платы, кредитование. Особую подгруппу специфических  функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных  органов: обучение законности, подготовка и повышение квалификации.

Организационная структура  государственного управления заключает  в себе определенный состав, организацию  и устойчивую взаимосвязь человеческих ресурсов, технических и других средств, выделяемых и затрачиваемых обществом  на формирование и реализацию государственных  управляющих воздействий.

Государственное управление является повседневным и оперативным  видом деятельности, осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления в объеме и порядке, определенном законом. В процессе государственного управления эти специальные субъекты реализуют по предметам ведения  и в объеме своей компетенции  внутренние и внешние функции  государства не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности.

Например, законодательные  органы осуществляют такие функции  государственного управления, как утверждение  государственного бюджета, осуществляют контроль его исполнения, с согласия палат Федерального Собрания назначаются  федеральные государственные служащие категории «А».

Органы государственного управления обеспечивают организацию  как внутреннюю, так и внешнюю, в своей сфере деятельности, по предметам ведения и в объеме компетенции и их решения, а также  обеспечиваются мерами государственного принуждения. Так, судебные органы рассматривают  и принимают решения о правомерности  принятых органами исполнительной власти, государственного управления правовых актов управления. При этом все  законодательные, судебные и прокурорские органы осуществляют внутриорганизационное  управление своими аппаратами в целях  повышения эффективности осуществления  своих функций, закрепленных в конституционных  нормах.

Органы исполнительной власти, государственного управления и значительная часть органов местного самоуправления (реализующих в основном государственные  функции) осуществляют непосредственную, повседневную и практическую организацию  общественных процессов в государстве  и обществе.

Для успешной реализации функций  управления субъекты государственного управления наделяются распорядительными  полномочиями по выработке и принятию односторонних властных актов, которые обеспечиваются различными мерами государственного принуждения.

Государственное управление также частично осуществляют руководители учреждений, организаций и предприятий  государственной формы собственности  как нижнее звено организации  управления в административно-политической сфере, межотраслевом комплексе, а  также административно-правового  регулирования экономической и  социально-культурной деятельностью.

Государственное управление как деятельность по реализации основных функций общества по объему шире, чем  исполнительная деятельность, так как  государственное управление в определенном объеме своих полномочий осуществляют Федеральное Собрание (обе его  палаты - Совет Федераций и Государственная  Дума), Президент Российской Федерации, суды, прокуратура, одноименные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также  государственные и общественные объединения в части делегированных им для реализации государственных  функций и задач.

 

1.2 Современные  ориентации государственного управления  в России

Определяющим фактором обеспечения  рациональности, то есть целесообразности, обоснованности, результативности, и эффективности государственного управления выступает социальность - насыщенность, «наполненность» государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

Если нет соответствия государственного управления и его  основного проявления - управляющих  воздействий - потребностям жизни, а  наоборот, оно оторвано от нее, замкнулось в своих искусственных конструкциях, более того, противостоит естественности общественных процессов, то трудно, да и напрасно надеяться на то, что  государственное управление, несмотря, на всю силу государственного механизма, способно придать общественному развитию демократизм и гуманизм, гармоничность и динамику, справедливость и бескризисность.

Государственное управление, которое мы получили в наследство от предыдущих этапов социалистического  строительства, не удовлетворяет общественным запросам и ожиданиям, во многом оторвано в собственно социальном отношении  от трудящихся масс, глубоко поражено вирусом бюрократизма, корпоративно замкнуто и не оказывает должного влияния на общественную жизнедеятельность. Более того, оно нередко противостоит естественно - историческому движению, пытается его тормозить, а если это  не удается, придает ему извращенный, неполноценный вид. Под воздействием подобных негативных моментов, длившихся  десятилетиями, родилось настороженное, в известной мере отчужденное  отношение к аппарату государственного управления, его решениям и действиям.

Поэтому перестройка государственного управления требует, прежде всего, восстановления отношений доверия, взаимопонимания, искренности и честности между  государством и гражданами, между  государственными органами и всеми  общественными структурами. Необходимо достигнуть разумного соответствия между государственно-правовым регулированием и естественностью жизни, ее опытом и традициями, устойчивостью и  адаптивностью, многослойностью и  самоуправляемостью. Короче говоря, речь идет о широкой социализации государственного управления, в процессе и результате которой оно сблизится, сольется с обществом, станет общественно  актуальным компонентом его свободной, демократической и эффективной  организации и функционирования. Представляется, что государственное  управление не может быть просто изжито, отброшено в условиях углубления социалистического самоуправления народа, а должно быть трансформировано в него, стать его составной  частью и занять то место, которое  объективно обусловлено современным  уровнем общественного развития и его собственными организующе-регулирующими  возможностями.

Информация о работе Государственное управление и менеджмент