Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 20:16, реферат
Цель работы состоит в рассмотрении природы менеджмента государственной службы и определении современных тенденций общей тактики менеджмента в государственном управлении. Проблема совершенствования организационных структур и деятельности органов государственного управления, улучшения качества государственных услуг и механизма их распределения является очень актуальной, так как из-за неспособности чиновничества оперативно и эффективно реагировать на вызовы сегодняшнего и тем более завтрашнего дня, происходит отчуждение власти от гражданского общества и усиление недоверия различных социальных слоев.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ………...5
1.1 Понятие, функции и организационная структура государственного управления……………………………………………………………………...5
1.2 Современные ориентации государственного управления в России…….8
2. ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ………………………………………………………………………...13
2.1 Менеджмент в государственной службе и в коммерческой фирме…...13
2.2 Изменяющиеся условия функционирования государственных организаций……………………………………………………………………15
2.3 Государственная служба - реципиент новых технологий современного
менеджмента…………………………………………………………………..16
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕНЕДЖМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ АНГЛИИ, США, ГЕРМАНИИ…………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….32
Исходя из анализа научной
литературы, исторической практики и
тенденций социального
Особая роль принадлежит, разумеется, широким, открытым, полнокровным и активным прямым и обратным связям между всеми компонентами субъекта государственного управления, их решениями и действиями, с одной стороны, и различными единичными и массовыми проявлениями жизни людей - с другой.
Государство только в том
случае может считаться адекватной
формой выражения интересов
- во-первых, воспринимает
всю совокупность всенародных,
коллективных и личных, общих
и специфических, долгосрочных
и кратковременных,
- во-вторых, объективно, справедливо
и оперативно оценивает
- в-третьих, способствует
своими ресурсами,
При анализе взаимосвязей государства и общества следует также учитывать, что социально-классовая и национальная структура общества находится в динамике, в стране идут активные миграционные процессы, меняются половозрастной состав населения и демографическая ситуация, а значит, все время преобразовываются потребности и интересы людей, установки и мотивы их поступков и действий. Тем самым, равновесие отношений между государством и обществом не может быть устойчивым, оно будет постоянно нарушаться и должно столь же постоянно восстанавливаться. Должный уровень социальности государственного управления немыслим без сильно развитых в его системе механизмов познания общественной среды, адаптации и самосовершенствования.
Высокие требования выдвигает
общество перед государственным
управлением с точки зрения уровня
его демократичности. Причем, в самом
понимании демократичности
И, конечно, общество хочет
видеть государственное управление
социально эффективным. Не «спешащим
следом» за общественными процессами
и вечно отстающим, не только сориентированным
на экономику, а владеющим комплексным
подходом и прогностическим видением.
Управление, в котором широкое
распространение получит
В заключение анализа государственного управления хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей, и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и «работать» на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Ибо только и исключительно оно обладает единством таких способностей, как целеполагание, организация и регуляция.
Проблема заключается в осознании политическим (государственным) руководством и широким общественным мнением актуальности, важности и незаменимости управления. Развитые западные страны давно осознали эту истину. Пора и России ускорить этот процесс.
2. ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
2.1 Менеджмент в государственной службе и в коммерческой фирме
Менеджмент в государственной
службе обладает теми же основными
чертами, что и менеджмент в коммерческой
организации. Так же как и менеджмент
в коммерческой фирме, он представляет
собой управление организацией, т.е.
группой людей, координирующих свои
действия для выработки и достижения
общих целей. Под менеджментом в государственной
службе понимается и процесс управления
в рамках учреждений государственной
службы, и наука об этом управлении, и искусство
управления, и соответствующий набор навыков,
и персонал государственного управления.
Менеджмент в государственной службе
осуществляется через свои основные функции:
планирование, организацию, координацию,
мотивацию и контроль. Разделение управленческого
труда нормативно закрепляется в организационной
структуре, а повторяющиеся и стандартные
действия - в управленческих процедурах.
Менеджмент в государственной службе
имеет много общего с менеджментом в коммерческой
фирме. Независимо от природы организации
в управлении ею проявляются общие закономерности
и действуют общие механизмы. Менеджмент
в министерстве, в областной администрации,
в торговой фирме, в университете, в церкви
и в транснациональной корпорации имеет
общие закономерности. В частности, в процессе
управления в этих организациях происходит
постановка целей, определяются приоритеты,
составляются планы и программы действий,
закрепляются управленческие процедуры,
формируется и развивается организационная
структура. Во всех организациях в рамках
управления персоналом строятся те или
иные мотивационные системы, отрабатываются
процедуры приема на работу и продвижения
по службе. В любой организации закрепляются
соответствующие процедуры контроля.
Менеджмент в государственной службе
представляет собой один из видов специального
менеджмента, который изучает особенные
черты, специфику проявления функций,
а также особые закономерности и тенденции,
отличающие менеджмент в государственной
службе от менеджмента в других сферах.
Будучи одним из видов специального менеджмента,
менеджмент в государственной службе
распадается на ряд других, более специфических
видов менеджмента. Так, например, в рамках
менеджмента в государственной службе
можно выделить военный менеджмент, менеджмент
чрезвычайных ситуаций, а также министерский
менеджмент, региональный и муниципальный
менеджмент и т.д. Особенности менеджмента
в государственной службе проявляются,
прежде всего, в целях, методах оценки
результатов, отчетности, процедурах контроля,
ответственности и системах стимулов.
Реализация каждой функции менеджмента
в государственной службе обладает соответствующей
спецификой: - планирование и прогноз в
государственных учреждениях обычно исходят
из целей, устанавливаемых вышестоящими
органами, а в конечном счете - народом
на основе демократического выбора; - организация
государственной службы, как правило,
имеет более иерархическую структуру
и соответствующие ей управленческие
процедуры. Поэтому в рамках государственной
службы складывается особый административно-
2.2 Изменяющиеся условия функционирования государственных организаций
В России и в мире в
целом в последнее время
В государственном секторе происходят те же изменения, что и в коммерческом секторе. Ключевой тенденцией является ускорение перемен.. В практику менеджмента в государственных организациях все больше проникают методы управления, оправдавшие себя в частном секторе. Это относится и к формированию, и к делегированию полномочий, и к маркетингу, и к методам управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и приемам управления. Происходит постепенный переход от традиционной административной модели управления, в которой центральным элементом было следование инструкциям, к новой модели менеджмента, в которой центральным системообразующим элементом становится ориентация на достижение результата. Эти изменения корреспондируются со сменой модели управления в коммерческих организациях.
Современные тенденции развития государственного сектора таковы:
- разгосударствление, приватизация;
- маркетизация (проникновение рыночных моделей взаимодействия в государственный сектор);
- контрактная основа выполнения государственных функций;
- новые информационные технологии;
- управленческие и финансовые нововведения;
- изменение модели управления – от авторитарной к новой.
2.3 Государственная служба - реципиент новых технологий современного менеджмента
Менеджмент в любой
сфере, в том числе и в
Традиционная модель |
Новая модель |
Авторитарное управление |
Менеджмент участия |
Монополия по представлению услуг |
Соревнование, конкуренция по предоставлению услуг |
Человек - помеха в деятельности |
Человек- клиент, потребитель услуг |
Механизм бюрократии |
Механизм рынка |
Соблюдение правил и процедур |
Ориентация на цели и миссию |
Борьба с проблемами |
Предотвращение проблем |
Измерение затрат |
Измерение результатов |
Бюрократический контроль |
Общественный контроль |
Таблица 2.3.1. Трансформация менеджмента в государственной службе
Особенно ярко новая модель управления проявляется в тех областях, где требуются новые подходы, где изменение окружающей среды заставляет постоянно искать решения возникающих задач. В России эта тенденция усиливается в связи с тем, что в целом система государственного управления трансформируется от преимущественно командно-административных методов к преимущественно экономическим. Однако в тех сферах государственной службы, где преобладают рутинные функции и решение повторяющихся стандартных задач, доминируют и традиционные, бюрократические методы управления. Более того, авторитарное управление в этом случае оказывается наилучшим. Однако во все большем числе конкретных сфер государственной службы требуются нестандартные решения постоянно возникающих задач. В этих сферах традиционная модель менеджмента сменяется новой, на место авторитарного управления приходит менеджмент участия. По мере развития альтернативных возможностей осуществления функций государственной службы, по мере приватизации и разгосударствления постепенно разрушается монополия государственных учреждений на предоставление услуг населению. Особенно ярко это видно на примере муниципальных служб, когда все большее число муниципальных услуг переходит на частную основу; это относится и к эксплуатации жилого фонда, и к уборке мусора, и к строительству дорог, и к оказанию услуг связи.
Традиционная бюрократическая система управления начинает постепенно замещаться новой, в которой присутствуют элементы рыночных механизмов. В связи с этим человек уже не рассматривается как помеха в деятельности государственной службы, а все в большей мере начинает восприниматься как клиент и потребитель услуг. Государственная служба, особенно на муниципальном уровне, постепенно превращается в сферу специфических услуг.
Ключевой характеристикой
успешного менеджмента в
Новая модель управления в
государственной службе предусматривает
постоянное обучение и повышение
квалификации, тщательный отбор персонала,
предоставление гарантий занятости. Адаптивность
организации достигается с
Общая тенденция развития менеджмента в последние годы - предоставление значительной самостоятельности небольшим коллективам, которые приобретают права независимых «команд» или даже самостоятельных филиалов. «Командные» технологии менеджмента стали активно проникать в практику государственной службы. В крупных организациях происходит делегирование прав и ответственности с верхних уровней управления на нижние. Небольшие коллективы получают возможность распоряжаться ресурсами, проводить собственную кадровую политику и даже заниматься стратегическим планированием. Команды становятся главным инструментом достижения инновативности, индивидуальной приверженности, сфокусированности на главные задачи.
Традиционный подход в государственном управлении постоянно концентрирует внимание на объемах затрат государственных средств, при этом реальный результат остается в тени. Новый подход менеджмента в государственной службе основное внимание переносит на измерение и мониторинг результатов, которые получены в процессе тех или иных действий государственной службы.
В то же время ключевым пунктом контроля любых государственных затрат должен стать вопрос о том, в какой степени достигнуты поставленные цели и соответствуют ли понесенные затраты полученным результатам.
В процессе становления новой модели управления в государственной службе видоизменяются процедуры контроля. Контроль в условиях децентрализации управления становится более жестким (чем больше децентрализация, тем более тщательным должен быть контроль), приближается к непосредственным исполнителям и в значительной мере начинает осуществляться ими самими.
Наиболее яркими примерами
успешного использования в
Маркетинг - одна из наиболее
действенных концепций
Территориальный маркетинг - это деятельность по привлечению на территорию, в регион новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом. Территориальный маркетинг может осуществляться в виде маркетинга региона или муниципального образования, маркетинга участков земли или жилья, маркетинга зон хозяйственной застройки, маркетинга инвестиций, туристического маркетинга и др.