Государственное управление и менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 20:16, реферат

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении природы менеджмента государственной службы и определении современных тенденций общей тактики менеджмента в государственном управлении. Проблема совершенствования организационных структур и деятельности органов государственного управления, улучшения качества государственных услуг и механизма их распределения является очень актуальной, так как из-за неспособности чиновничества оперативно и эффективно реагировать на вызовы сегодняшнего и тем более завтрашнего дня, происходит отчуждение власти от гражданского общества и усиление недоверия различных социальных слоев.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ………...5
1.1 Понятие, функции и организационная структура государственного управления……………………………………………………………………...5
1.2 Современные ориентации государственного управления в России…….8
2. ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ………………………………………………………………………...13
2.1 Менеджмент в государственной службе и в коммерческой фирме…...13
2.2 Изменяющиеся условия функционирования государственных организаций……………………………………………………………………15
2.3 Государственная служба - реципиент новых технологий современного
менеджмента…………………………………………………………………..16
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕНЕДЖМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ АНГЛИИ, США, ГЕРМАНИИ…………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

теор менеджм реф.docx

— 51.65 Кб (Скачать файл)

Исходя из анализа научной  литературы, исторической практики и  тенденций социального прогресса (в рамках и социализма, и капитализма, и смешанных форм), просматривается  несколько направлений движения к данной цели.

Особая роль принадлежит, разумеется, широким, открытым, полнокровным и активным прямым и обратным связям между всеми компонентами субъекта государственного управления, их решениями  и действиями, с одной стороны, и различными единичными и массовыми  проявлениями жизни людей - с другой.

Государство только в том  случае может считаться адекватной формой выражения интересов гражданского общества, если оно посредством системы  своих органов, служащих аппарата и  участников управленческих процессов:

- во-первых, воспринимает  всю совокупность всенародных,  коллективных и личных, общих  и специфических, долгосрочных  и кратковременных, исторических  и конкретных интересов населения  страны;

- во-вторых, объективно, справедливо  и оперативно оценивает актуальность  и приоритетность интересов и  представляет их в своих правовых  велениях и организационных действиях,  равнозначно относится ко всем  субъектам интересов;

- в-третьих, способствует  своими ресурсами, возможностями,  силой практической реализации  интересов, реально обеспечивает  удовлетворение запросов людей.

При анализе взаимосвязей государства и общества следует  также учитывать, что социально-классовая  и национальная структура общества находится в динамике, в стране идут активные миграционные процессы, меняются половозрастной состав населения  и демографическая ситуация, а  значит, все время преобразовываются  потребности и интересы людей, установки  и мотивы их поступков и действий. Тем самым, равновесие отношений  между государством и обществом  не может быть устойчивым, оно будет постоянно нарушаться и должно столь же постоянно восстанавливаться. Должный уровень социальности государственного управления немыслим без сильно развитых в его системе механизмов познания общественной среды, адаптации и самосовершенствования.

Высокие требования выдвигает  общество перед государственным  управлением с точки зрения уровня его демократичности. Причем, в самом  понимании демократичности вырисовываются два аспекта. Первый определяет демократичность  массовостью и действенностью участия  населения в выработке, принятии и реализации государственно- управленческих решений. Второй связывает управление с государственной властью, что  обеспечивает и гарантирует практическую реализацию государственно-управленческих решений. Управление без опоры на власть, без ее введения в управленческие процессы является мнимым, призрачным, создает нередко видимость деятельности. Оба аспекта взаимозависимы и  в общественном движении представляют ценность тогда, когда выступают  в единстве.

И, конечно, общество хочет  видеть государственное управление социально эффективным. Не «спешащим  следом» за общественными процессами и вечно отстающим, не только сориентированным на экономику, а владеющим комплексным  подходом и прогностическим видением. Управление, в котором широкое  распространение получит опережающее, эвристическое начало, основанное на знании объективных закономерностей, способное удерживать за собой субъективные факторы, действенное, активное, эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.

В заключение анализа государственного управления хотелось бы отметить, что  в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и  искусство, право и мораль, архитектура  и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей, и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и «работать» на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Ибо только и исключительно оно обладает единством таких способностей, как целеполагание, организация и регуляция.

Проблема заключается  в осознании политическим (государственным) руководством и широким общественным мнением актуальности, важности и  незаменимости управления. Развитые западные страны давно осознали эту  истину. Пора и России ускорить этот процесс.

 

2. ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

 

2.1 Менеджмент в государственной службе и в коммерческой фирме

Менеджмент в государственной  службе обладает теми же основными  чертами, что и менеджмент в коммерческой организации. Так же как и менеджмент в коммерческой фирме, он представляет собой управление организацией, т.е. группой людей, координирующих свои действия для выработки и достижения общих целей. Под менеджментом в государственной службе понимается и процесс управления в рамках учреждений государственной службы, и наука об этом управлении, и искусство управления, и соответствующий набор навыков, и персонал государственного управления. Менеджмент в государственной службе осуществляется через свои основные функции: планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль. Разделение управленческого труда нормативно закрепляется в организационной структуре, а повторяющиеся и стандартные действия - в управленческих процедурах. Менеджмент в государственной службе имеет много общего с менеджментом в коммерческой фирме. Независимо от природы организации в управлении ею проявляются общие закономерности и действуют общие механизмы. Менеджмент в министерстве, в областной администрации, в торговой фирме, в университете, в церкви и в транснациональной корпорации имеет общие закономерности. В частности, в процессе управления в этих организациях происходит постановка целей, определяются приоритеты, составляются планы и программы действий, закрепляются управленческие процедуры, формируется и развивается организационная структура. Во всех организациях в рамках управления персоналом строятся те или иные мотивационные системы, отрабатываются процедуры приема на работу и продвижения по службе. В любой организации закрепляются соответствующие процедуры контроля. Менеджмент в государственной службе представляет собой один из видов специального менеджмента, который изучает особенные черты, специфику проявления функций, а также особые закономерности и тенденции, отличающие менеджмент в государственной службе от менеджмента в других сферах. Будучи одним из видов специального менеджмента, менеджмент в государственной службе распадается на ряд других, более специфических видов менеджмента. Так, например, в рамках менеджмента в государственной службе можно выделить военный менеджмент, менеджмент чрезвычайных ситуаций, а также министерский менеджмент, региональный и муниципальный менеджмент и т.д. Особенности менеджмента в государственной службе проявляются, прежде всего, в целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе обладает соответствующей спецификой: - планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно исходят из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а в конечном счете - народом на основе демократического выбора; - организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый административно-бюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях; - мотивация в государственной службе меньше всего основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах не денежного характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.); - контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляются вышестоящими структурными единицами и одновременно людьми как непосредственно, так и с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более всеобъемлющий характер, чем в коммерческой организации. Специфика менеджмента в государственной службе часто обозначается емкими терминами «администрирование» и «бюрократия». Эти термины обычно обозначают тяготение менеджмента в государственной службе к автократической модели управления, в которой ключевыми характеристиками менеджмента являются: - следование инструкциям; - разделение на тех, кто выдает инструкции и тех, кто их выполняет; - концентрация власти и политической воли;- ограничение свободы;- административный контроль; - авторитарный стиль управления.

 

2.2 Изменяющиеся условия функционирования государственных организаций

В России и в мире в  целом в последнее время произошли  большие изменения в условиях функционирования государственного сектора, что, в свою очередь, отражает общие  тенденции развития всего общества. Интернационализация экономических  связей, развитие технологий, основанных на новом знании, информатизация всех аспектов жизни людей, обострение конкуренции  организаций и государств, новая  роль нематериальных нововведений - вот  лишь неполный перечень новых реалий рубежа ХХ и ХХI вв.

В государственном секторе  происходят те же изменения, что и  в коммерческом секторе. Ключевой тенденцией является ускорение перемен.. В практику менеджмента в государственных организациях все больше проникают методы управления, оправдавшие себя в частном секторе. Это относится и к формированию, и к делегированию полномочий, и к маркетингу, и к методам управления корпоративной культурой, и ко многим другим методам и приемам управления. Происходит постепенный переход от традиционной административной модели управления, в которой центральным элементом было следование инструкциям, к новой модели менеджмента, в которой центральным системообразующим элементом становится ориентация на достижение результата. Эти изменения корреспондируются со сменой модели управления в коммерческих организациях.

Современные тенденции развития государственного сектора таковы:

- разгосударствление, приватизация;

- маркетизация (проникновение  рыночных моделей взаимодействия в государственный сектор);

- контрактная основа выполнения  государственных функций;

- новые информационные  технологии;

- управленческие и финансовые  нововведения;

- изменение модели управления  – от авторитарной к новой.

 

2.3 Государственная служба - реципиент новых технологий современного менеджмента

Менеджмент в любой  сфере, в том числе и в государственной  службе, подвержен изменениям. Основной тенденцией изменения менеджмента  в государственной службе в настоящее  время стало перенесение управленческих методов, технологий и приемов из коммерческой сферы в государственную. Подходы и технологии менеджмента, отработанные в коммерческих фирмах, достигших успеха, внедряются в практику управления других, в том числе  государственных организаций. Некоторые  общие тенденции трансформации  менеджмента в государственной  службе показаны в таблице.

Традиционная модель

Новая модель

Авторитарное управление

Менеджмент участия

Монополия по представлению  услуг

Соревнование, конкуренция  по предоставлению услуг

Человек - помеха в деятельности

Человек- клиент, потребитель  услуг

Механизм бюрократии

Механизм рынка

Соблюдение правил и процедур

Ориентация на цели и миссию

Борьба с проблемами

Предотвращение проблем

Измерение затрат

Измерение результатов

Бюрократический контроль

Общественный контроль


 

Таблица 2.3.1. Трансформация  менеджмента в государственной  службе

Особенно ярко новая модель управления проявляется в тех  областях, где требуются новые  подходы, где изменение окружающей среды заставляет постоянно искать решения возникающих задач. В  России эта тенденция усиливается  в связи с тем, что в целом  система государственного управления трансформируется от преимущественно  командно-административных методов  к преимущественно экономическим. Однако в тех сферах государственной службы, где преобладают рутинные функции и решение повторяющихся стандартных задач, доминируют и традиционные, бюрократические методы управления. Более того, авторитарное управление в этом случае оказывается наилучшим. Однако во все большем числе конкретных сфер государственной службы требуются нестандартные решения постоянно возникающих задач. В этих сферах традиционная модель менеджмента сменяется новой, на место авторитарного управления приходит менеджмент участия. По мере развития альтернативных возможностей осуществления функций государственной службы, по мере приватизации и разгосударствления постепенно разрушается монополия государственных учреждений на предоставление услуг населению. Особенно ярко это видно на примере муниципальных служб, когда все большее число муниципальных услуг переходит на частную основу; это относится и к эксплуатации жилого фонда, и к уборке мусора, и к строительству дорог, и к оказанию услуг связи.

Традиционная бюрократическая  система управления начинает постепенно замещаться новой, в которой присутствуют элементы рыночных механизмов. В связи  с этим человек уже не рассматривается  как помеха в деятельности государственной  службы, а все в большей мере начинает восприниматься как клиент и потребитель услуг. Государственная  служба, особенно на муниципальном  уровне, постепенно превращается в  сферу специфических услуг.

Ключевой характеристикой  успешного менеджмента в государственной  службе становится инновативность. Создание инновационного потенциала в рамках государственного учреждения становится залогом его успешной деятельности. Для создания инновационного потенциала необходимо на каждом уровне управления стимулировать эксперименты, новые начинания, творческое заимствование продуктивных идей, так называемые «быстрые старты», ориентировать инновационную стратегию скорее на развитие «шаг за шагом», чем на глобальный технологический прорыв.

Новая модель управления в  государственной службе предусматривает  постоянное обучение и повышение  квалификации, тщательный отбор персонала, предоставление гарантий занятости. Адаптивность организации достигается с помощью  относительной стабильности коллектива, обладающего общими ценностями и  общим видением. В процессе становления  новой модели управления изменяется и роль персонала. Инвестиции в человеческий капитал приобретают такую же важность, как и инвестиции в основные фонды. Обязательным становится непрерывное  обучение персонала, прежде всего технике  решения проблем.

Общая тенденция развития менеджмента в последние годы - предоставление значительной самостоятельности  небольшим коллективам, которые  приобретают права независимых  «команд» или даже самостоятельных  филиалов. «Командные» технологии менеджмента  стали активно проникать в  практику государственной службы. В  крупных организациях происходит делегирование  прав и ответственности с верхних  уровней управления на нижние. Небольшие  коллективы получают возможность распоряжаться  ресурсами, проводить собственную  кадровую политику и даже заниматься стратегическим планированием. Команды  становятся главным инструментом достижения инновативности, индивидуальной приверженности, сфокусированности на главные задачи.

Традиционный подход в  государственном управлении постоянно  концентрирует внимание на объемах  затрат государственных средств, при  этом реальный результат остается в  тени. Новый подход менеджмента в  государственной службе основное внимание переносит на измерение и мониторинг результатов, которые получены в процессе тех или иных действий государственной службы.

В то же время ключевым пунктом  контроля любых государственных  затрат должен стать вопрос о том, в какой степени достигнуты поставленные цели и соответствуют ли понесенные затраты полученным результатам.

В процессе становления новой  модели управления в государственной  службе видоизменяются процедуры контроля. Контроль в условиях децентрализации  управления становится более жестким (чем больше децентрализация, тем  более тщательным должен быть контроль), приближается к непосредственным исполнителям и в значительной мере начинает осуществляться ими самими.

Наиболее яркими примерами  успешного использования в государственной  службе приемов менеджмента коммерческих организаций в последнее время  стали маркетинг и стратегическое планирование.

Маркетинг - одна из наиболее действенных концепций современного менеджмента, ориентирующая всю  деятельность коммерческого предприятия  на нужды потребителя. Многие приемы маркетинга достаточно успешно развиваются  и разрабатываются в рамках территориального, прежде всего регионального, маркетинга, осуществляемого государственными органами регионального управления.

Территориальный маркетинг - это деятельность по привлечению  на территорию, в регион новых экономических  агентов, способствующих процветанию  региона в целом. Территориальный  маркетинг может осуществляться в виде маркетинга региона или  муниципального образования, маркетинга участков земли или жилья, маркетинга зон хозяйственной застройки, маркетинга инвестиций, туристического маркетинга и др.

Информация о работе Государственное управление и менеджмент