Государственное управление конфликтными ситуациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Конфликт служит формой выражения жизненных противоречий и проявляется в столкновении, противоборстве сторон, сил и мнений. Конфликтная ситуация возникает в результате накапливания в течение длительного времени неразрешенных экономических, социальных, межэтнических, религиозных и других форм общественных противоречий. При определенных условиях, например в случаях ненадлежащего управления, нарушения верховенства закона, конфликтная ситуация обостряется, перерастает в чрезвычайную (особую), в том числе с применением оружия (вооруженный конфликт).
ЦЕЛЬ работы - выявить основные особенности государственного управления конфликтом.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Понятие конфликта и его сущность

1.1 Понятие конфликта в психологии

1.2 Признаки и фазы конфликта

Глава 2. Управление конфликтными ситуациями

2.1 Структура системы управления в конфликтных и чрезвычайных ситуациях

2.2 Органы управления в конфликтных ситуациях

2.3 Разрешение конфликтных ситуаций

Глава 3. Роль государственных органов в разрешении конфликтов

3.1 Социальное партнерство в условиях рыночных отношений

3.2 Роль государственных органов в разрешении трудовых конфликтов

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ-Я 1Ч.docx

— 59.03 Кб (Скачать файл)

 

   Конфликты существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.

 

   Конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожения соперника. В данном определении четко и ясно указаны цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы.

 

   Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей. В этом определении акцент сделан на предмет столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным.

 

   Признаки конфликта включают: наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной; неделимость объекта конфликта, т.е. предмет не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия; желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации.

 

   Основными составляющими конфликта являются: субъекты конфликта (участники конфликтного взаимодействия), объект конфликта (то, что вызывает противодействие у участников конфликта), инцидент, причины конфликта (почему происходит столкновение интересов); методы регулирования конфликта и диагностики конфликта.

 

   Конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

 

   Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента - и конфликт может начаться. В конфликтной ситуации уже проявляются возможные участники будущего конфликта - субъекты или оппоненты, а также предмет спора или объект конфликта.

 

   Конфликт начинается с того момента, когда хотя бы один из взаимодействующих субъектов осознает различие своих интересов и принципов от интересов и принципов другого субъекта и начинает односторонние действия по сглаживанию этих различий в свою пользу (еще не понимая четко, в чем они заключаются).

 

   Первым признаком конфликта можно считать напряженность, которая проявляется вследствие недостатка или противоречивости информации, недостаточности знаний для преодоления затруднения. Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, в правоте своей точки зрения.

 

   Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждения или участие.

 

Конфликт имеет следующие  фазы.

 

1) Конфронтационная (военная) - стороны стремятся обеспечить  свой интерес за счет ликвидации  интереса чужого (в их представлении  это обеспечивается либо добровольным  или вынужденным отказом другого  субъекта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением носителя другого интереса, что уничтожает естественным образом и сам этот интерес, а следовательно, и гарантирует обеспечение собственного).

 

2) Компромиссная (политическая) - стороны стремятся по возможности  достигнуть своего интереса через  переговоры, в ходе которых производят  замену отличающихся интересов  каждого субъекта на общий  компромиссный (как правило, каждая  из сторон пытается обеспечить  в нем по максимуму свой  собственный).

 

3) Коммуникативная (управленческая) - выстраивая коммуникацию, стороны  достигают согласия, основанного  на том. Что суверенитетом обладают  не только сами субъекты конфликта,  но и их интересы, и стремятся  к взаимодополнению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки зрения общества, различия.

 

   Чтобы эффективно управлять развитием конфликта, необходимо с максимальной точностью составить его диагноз. Затем выяснить, кто вовлечен в конфликт, определить потребности и опасения каждого из участников конфликтной ситуации, связанной с данной проблемой. Идеальным является восприятие конфликта таким, каков он есть на самом деле.

 

   В настоящее время участились конфликты, связанные со сменой руководителей предприятий, переходом прав собственности на них. Собственники не решают социальные проблемы работающих на предприятии, проблемы охраны труда и др. Профсоюзы утратили даже прежние ограниченные функции.

 

   Неудовлетворительное выполнение органами власти функций, связанных с защитой человека и других обязанностей, создает потенциальную угрозу стабильности и может привести к акциям социального протеста, отказу от гражданской ответственности.

 

   Особая осторожность необходима в международной политике. Россия не может полностью уходить от ответственности за разрешение межгосударственных конфликтов, затрагивающих ее интересы, как бы ни была слаба в экономическом отношении. Но прежде чем вступать в конфликт, необходимо тщательно проанализировать характер отношений страны со сторонами конфликта, объем необходимых ресурсов, степень поддержки власти населением.8

   Конфликт включает несколько стадий - от зарождения до разрешения. Главное состоит в том, чтобы предотвратить конфликт на основе выявления его ранних симптомов. Вмешательство на предконфликтной стадии позволяет его предупреждать, не допускать разрастания или разрешать в конструктивной манере с минимальными негативными последствиями. В зависимости от эффективности вмешательства конфликт может быть локализован и разрешен на ранней стадии или получить острое развитие. Роль государственного управления при этом сводится к выявлению порога, за пределами которого вероятность конфликта возрастает, созданию условий, позволяющих добиваться разрешения конфликта, возвращения ситуации к исходному состоянию, принятию новых правил поведения, способствующих достижению мира и согласия.9

   Согласно опросам общественного мнения, 81% опрошенных недовольны соблюдением социальных прав граждан, 71 - негативно оценили состояние регулирования экономики, 68 - политическую обстановку в стране, 85% - заявили о кризисе управления.

 

Глава 2. Управление конфликтными ситуациями

 

2.1 Структура системы управления  в конфликтных и чрезвычайных  ситуациях

 

   Под организационной структурой системы управления понимается распределение задач и полномочий между лицами или группами лиц, учитывающее направленность организации на достижение стоящих перед ней целей.

 

   Серьезной проблемой организации эффективного управления в условиях конфликта является отсутствие координации деятельности официальных правительственных, ведомственных и неправительственных органов. Часто возникает путаница при решении вопроса, чем должно заниматься то или иное учреждение. Это приводит к дублированию работы в одних областях и бездействию в других. Однако традиционные подходы к управлению в условиях конфликта, как показывает опыт их использования, приводят к неудовлетворительным результатам.

 

 

   При сложной и изменчивой внешней среде структура систем управления должна быть гибкой и адаптивной. Они должны быть приспособлены к определению новых проблем и выработке новых решений в большей степени, чем к контролю уже принятых решений и их реализации. В них должна быть обеспечена возможность максимальной концентрации всех ресурсов, объединения информационных, организационных и других типов резервов для ликвидации в кратчайшие сроки создавшейся экстремальной ситуации.

 

   В системах управления в условиях конфликтной ситуации реализованы два взаимоисключающие принципа: единоначалие и распределенные полномочия и ответственность. Руководитель несет персональную ответственность за состояние дел. Однако в работе штаба, в котором решаются вопросы взаимодействия и координации между руководителями различных уровней и зон развития ЧС, реализуется принцип распределенной ответственности. В штабе создаются условия для необходимых согласований и консультаций для устранения неизбежных конфликтов и разногласий. Это обеспечивает минимальное вмешательство первых лиц в оперативную деятельность руководителей нижестоящих уровней.

 

   Организационная структура в условиях конфликта должна быть структурой с локальной автономией и глобальной координацией. Ее различные элементы участвуют в установлении целей и задач и совместными усилиями добиваются их реализации.

 

   Успешность деятельности руководителей по выработке управленческих решений зависит от уровня их осведомленности. При слабой осведомленности прибегают к методам экспертных оценок. При большей осведомленности используют количественное прогнозирование, моделирование и оптимизацию.

 

   Стратегия гибкости, необходимая в условиях конфликта, ориентирована на принятие эффективных мер в широком спектре возможных неблагоприятных изменений. Особую важность приобретает гибкость подсистем материально-технического снабжения. Информации о возможном источнике угрозы обычно достаточно для того, чтобы разработать и реализовать активной подготовки системы материально-технического обеспечения. Таким образом, значительная часть мер, разработанных на основе данных о возможном бедствии, может быть принята задолго до того, как опасность станет явной.10

2.2 Органы управления в  конфликтных ситуациях

 

   Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения от конфликтных ситуаций.

 

   Объем и содержание мероприятий по защите населения на территории от конфликта определяется, исходя из принципа необходимости достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

 

   Президент вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решение по вопросу предупреждения и ликвидации конфликта, а также по вопросам преодоления их последствий, вводит при необходимости и в соответствии с Конституцией чрезвычайное положение.

 

   Федеральное Собрание РФ утверждает ассигнования на финансирование мероприятия, проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территории от конфликта. Правительство устанавливает классификацию конфликтов и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации.

 

   Органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержат в готовности необходимые силы и средства для защиты населения и территории от конфликта, проводят обучение населения способами защиты и действиям в указанных ситуациях.11

2.3 Разрешение конфликтных  ситуаций

 

   В случае возникновения конфликта нельзя рассчитывать на его саморазрешение; замораживание ситуации создает угрозу нового обострения, взрыва. Урегулирование конфликта проявляется в компромиссном разрешении спора, которое позволяет сторонам достичь некоторых или всех первоначальных целей. Для этого используются различные формы и методы - от юридической и судебной помощи до стачек и забастовок. Разрешение конфликта цивилизованными методами возможно при сильных институтах государственной власти, ответственном представительстве сторон.

 

   Наиболее эффективным способом урегулирования конфликта являются переговоры. Процесс переговоров включает три стадии.

 

1. Предварительная сделка, т.е. условия, на которых стороны  согласны их начать.

 

2. Обсуждение существа  спора лицом к лицу, подготовка  удовлетворяющего стороны соглашения.

 

3. Имплементация, т.е. оформление  и толкование достигнутого в  ходе переговоров соглашения.

 

   Успешные переговоры завершаются согласованием, компромиссом, арбитражным решением. При этом первостепенную роль играет посредник, в качестве которого выступают органы управления, профсоюзы, третейские суды и др.

 

     В зависимости от степени охвата конфликтами территории, предприятий, работников, населения они разрешаются на местном, региональном уровне или для этого требуются меры общегосударственного масштаба.

 

   Одним из главных источников конфликтности являются социально-трудовые отношения. Участниками трудовых отношений выступают работники и работодатели. Основную роль в их оптимизации призван играть рынок рабочей силы. Однако либерализация трудовых отношений привела к ущемлению интересов работников, между ними и работодателями возникают разногласия по поводу цены и условий найма, занятости, социальных гарантий, выполнения коллективных договоров и соглашений.12

   Государство регулирует рынок рабочей силы и участвует в согласовании интересов сторон трудовых отношений. Целью государства являются формирование цивилизованного рынка труда, достижение социального партнерства, а в случаях его нарушения - защита общества от негативных последствий конфликта. Конституция РФ предоставляет право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

 

   Коллективным трудовым спором (конфликтом) являются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу условий труда, исполнения коллективных договоров, соглашений по социально-трудовым вопросам. Порядок разрешения коллективных трудовых споров регулируется специальным Федеральным законом (от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ). Он предусматривает право выдвижения требований работников, их рассмотрение, применение примирительных процедур, участие посредников, использование трудового арбитража, оформление соглашения по результатам разрешения коллективного трудового спора. Обязательным является несудебный порядок рассмотрения требований трудового коллектива или профсоюза, отклоненных администрацией.

Информация о работе Государственное управление конфликтными ситуациями