Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 17:57, курсовая работа
Конфликт служит формой выражения жизненных противоречий и проявляется в столкновении, противоборстве сторон, сил и мнений. Конфликтная ситуация возникает в результате накапливания в течение длительного времени неразрешенных экономических, социальных, межэтнических, религиозных и других форм общественных противоречий. При определенных условиях, например в случаях ненадлежащего управления, нарушения верховенства закона, конфликтная ситуация обостряется, перерастает в чрезвычайную (особую), в том числе с применением оружия (вооруженный конфликт).
ЦЕЛЬ работы - выявить основные особенности государственного управления конфликтом.
Введение
Глава 1. Понятие конфликта и его сущность
1.1 Понятие конфликта в психологии
1.2 Признаки и фазы конфликта
Глава 2. Управление конфликтными ситуациями
2.1 Структура системы управления в конфликтных и чрезвычайных ситуациях
2.2 Органы управления в конфликтных ситуациях
2.3 Разрешение конфликтных ситуаций
Глава 3. Роль государственных органов в разрешении конфликтов
3.1 Социальное партнерство в условиях рыночных отношений
3.2 Роль государственных органов в разрешении трудовых конфликтов
Заключение
Список литературы
Предусматривается участие государственного органа, содействующего разрешению коллективного трудового спора. Орган действует в соответствии с Положением о Службе по урегулированию коллективных трудовых споров, оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения трудового спора, готовит посредников и трудовых арбитров, финансирует примирительные процедуры.
В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.
Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора применяется, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет достигнутого соглашения.
Глава 3. Роль государственных органов в разрешении конфликтов
3.1 Социальное партнерство в условиях рыночных отношений
С конца 1991г. в практику регулирования социально-трудовых отношений в России вошел термин «социальное партнерство». Это система взаимоотношений между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями), позволяющая учитывать взаимные интересы сторон при всей их противоположности и на этой основе достигать согласия по социально-трудовым и социально-экономическим вопросам, которое закрепляется в коллективных договорах и соглашениях.
Социальное партнерство не должно вести к соглашательству с работодателями или, наоборот, к постоянной острой конфронтации. Оно должно способствовать выработке позиций и договоренностей, позволяющих удовлетворить интересы сторон в конкретных условиях, достичь компромисса, способного привести к установлению социального мира в организации, регионе, отрасли, стране в целом.
Впервые и наиболее полно принципы социального партнерства воплощены в деятельности Международной организации труда (МОТ), созданной в 1919г. Среди различных видов деятельности МОТ, наряду с исследовательской, аналитической, информационной, образовательной, техническим сотрудничеством, центральное место занимают международные трудовые нормы. Предметом деятельности МОТ являются человек и труд. В настоящее время приняты 175 конвенций и 182 рекомендации МОТ, которые в совокупности составляют «Международный трудовой кодекс». К важным конвенциям относят следующие:
Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию №87 (1948г.). Она устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей на создание организаций и вступление в них по своему выбору без получения предварительного разрешения и определяет ряд гарантий свободы их деятельности без вмешательства органов государственной власти.
Конвенция №131 (1970г.) и рекомендация №135 об установлении минимальной заработной платы, где записано, что минимальная заработная плата имеет силу закона и не подлежит понижению и что нарушение этого положения влечет за собой уголовные и другие санкции.
Конвенция №154 (1981г.) о содействии коллективным переговорам. Она распространяется на все отрасли экономической деятельности, содержит определение термина «коллективные переговоры».
Рекомендация №91 (1951г.) о коллективных договорах предлагает процедуру ведения коллективных переговоров для выработки, заключения, пересмотра и возобновления коллективных договоров. Развивает идею о формах взаимоотношений субъектов социального партнерства и распространяется на все отрасли экономической деятельности.
Из сущности социального партнерства вытекает его содержание:
Основы складывающихся цивилизованных отношений между партнерами должны составлять принципы, выработанные МОТ. Назовем основные из них:
В целом социальное партнерство реализуется через систему переговоров и заключаемых соглашений на федеральном, территориальном, отраслевом и профессиональном уровнях и коллективных договоров на предприятиях.
Первыми шагами на пути к социальному партнерству в России были Указы Президента РФ: от 26 октября 1991г. №162 «Об обеспечении прав профессиональных союзов в переходный период к рыночной экономике» и от 15 ноября 1991 г. №212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В соответствии с Указом Президента РФ от 18 июня 1996 г. №934 «О подготовке программы социальных реформ» Правительство РФ разработало и утвердило соответствующим актом Программу социальных реформ в РФ на период 1996-2000 г.г. В разделе 3 «Реформы в сфере труда и трудовых отношений» этой программы существует подраздел «Развитие социального партнерства». Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №31 - ст., №45. Именно здесь сформулированы первоочередные задачи, которые Правительство сочло необходимым запланировать:
трудовых споров.
Наряду с общими принципами МОТ можно выделить специфические принципы организации работы партнеров. Такими принципами являются: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие в свободе выбора и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений; добровольность сторон в принятии на себя обязательств; систематичность контроля и ответственность за их выполнение.
Соглашения и коллективные договоры выполняют три функции. Первая - защитная для наемных работников - заключается в том, чтобы работодатель не может, используя свою власть и силу, изменить условия труда в ущерб работнику. Вторая - организационная - означает стандартизацию трудовых отношений и наглядность расходов на содержание штатов. Третья - мирная - направленность расходов на то, чтобы на период действия договора не допустить трудовых конфликтов и выдвижения новых требований по вопросам, которые уже включены в соглашения и коллективные договоры.
Важным направлением в изучении социального партнерства является рассмотрение роли всех партнеров: профсоюзов как представителей наемных работников, объединения предпринимателей как представителей работодателей и государства - третьей стороны в системе социального партнерства.
Профсоюзы в системе социального партнерства представляют и защищают интересы наемных работников, являющихся наиболее социально уязвимой стороной производственных отношений. Именно профсоюзам принадлежит инициирующая роль при разработке трудового и социального законодательства, проведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений. Эта инициатива объясняется тем, что интересы работника и работодателя не совпадают, а их силы неравны.
В настоящее время происходит процесс реформирования профсоюзов, связанный с серьезными преобразованиями в стране на разных уровнях, прежде всего - со сменой форм собственности, со спадом производства, банкротством предприятий, конверсией, а также с раздробленностью профсоюзного движения. Сложившаяся экономическая ситуация в стране привела к следующему:
В России на 1999 г. было зарегистрировано более 200 профсоюзных объединений, претендующих на роль защитников социально-трудовых прав и интересов работников. Все существующие в России профсоюзы, хотя и неодинаковые по численности и авторитету в обществе, имеют равные права по представительству и защите работников. Все они являются субъектами социального партнерства со стороны работников. Все они представляют и отстаивают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а также в области коллективных прав и интересов, независимо от членства в профсоюзе.
Функциями защитной деятельности профсоюзов являются:
В создавшихся условиях в РФ перед профсоюзами возникли проблемы, решение которых поможет представителю наемных работников в социальном партнерстве добиться успешного претворения в жизнь своих интересов.
Неотложные задачи стоят в области организации и регулирования заработной платы, усиления роли нормирования труда и тем самым повышение интереса работодателей к росту производительности труда, значительному улучшению условий труда на производстве, экологии и, наконец, усиления роли профсоюзов в деятельности по обеспечению достойного уровня жизни трудящихся.
Социальное партнерство практически немыслимо без участия государства, выступающего, как правило, в лице правительства, его органов и представителей. Таким образом, третьей стороной в системе партнерских отношений является государство. Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех лицах: основного собственника, законодателя и арбитра.
Государство было и остается крупным собственником и работодателем. В условиях социального партнерства роль государства заключается, в частности, в разработке соответствующего трудового и социального законодательства.
В социальном партнерстве государство выступает в функциях:
Информация о работе Государственное управление конфликтными ситуациями