Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:59, контрольная работа
Цель данной работы – выявление видов и структуры социального (правового) статуса государственных служащих в институте государственной службы.
Задачи работы:
• раскрыть сущность социального статуса государственных служащих;
• определить социальную роль государственного служащего в России;
• провести структурно-функциональный анализ социального статуса государственных служащих;
Введение…………………………………………………………………
§1 Государственный служащий в современной правовой системе Российской Федерации ………………………………………………...
§2 Социальный статус государственных служащих в институте государственной службы Российской Федерации………………........
Заключение………………………………………………………………
Список источников и литературы……………………………………...
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3-5 |
§1 Государственный служащий в современной правовой системе Российской Федерации ………………………………………………... |
6-15 |
§2 Социальный статус государственных служащих в институте государственной службы Российской Федерации………………........ |
16-29 |
Заключение…………………………………………………… |
30-31 |
Список источников и литературы……………………………………... |
32-33 |
Введение
Как элемент механизма государства, государственные служащие составляют его интеллектуальное ядро, которое должно отвечать парадигмам современности. Аксиомой функционирования государства является обязательное формирование профессионального чиновничества, соответствующего задачам и целям государства, его политическому устройству и функциям. Государственная служба - один из тех инструментов властного управления, который способен придать государству как правовой, демократический, так и антиправовой, антигуманный характер. Социальная оценка деятельности государственных служащих непосредственно отражается на оценке механизма государства в целом.
Правовой статус
государственных служащих - важнейшая
комплексная юридическая
Актуальность выбранной темы определяется тем, что успешное решение государством экономических, социальных и политических задач во многом зависит от эффективности деятельности государственных служащих, посредством которых и осуществляются функции государства.
Цель данной работы – выявление видов и структуры социального (правового) статуса государственных служащих в институте государственной службы.
Задачи работы:
Теоретико-методологической
базой исследования являются идеи
М. Вебера, Р. Линтона, Н. Смелзера, Т. Маршала,
М. Хагопьяна.
Эмпирическую базу исследования составляют результаты социологических исследований, проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (сегодня - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации):
«Актуальные проблемы государственной службы в Российской Федерации в оценках населения» (сентябрь 2003 г.). Опрос проведен в 17 субъектах Российской Федерации, всего опрошено 1 202 человека. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, роду деятельности. Руководитель исследования - д.с.н., профессор К.О. Магомедов. Индекс: АПГСН-03;
Объект исследования – социальный и правовой статус государственного гражданского служащего и социальная роль государственного служащего в Российском государстве.
Предметом исследования является государственный гражданский служащий Российской Федерации и субъекта Федерации.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез литературных источников, использованных в данной работе.
Контрольная работа включает в себя введение, два параграфа, заключение и список источников и литературы.
§1 Государственный служащий в современной правовой системе Российской Федерации
Государственная должность является первоэлементом, «кирпичиком» государственной организации (администрации), государственной службы. Это понятие означает часть государственной власти, переданной тому лицу, которое занимает эту должность. Лицо, занимающее государственную должность, обязано руководствоваться в своей деятельности особыми публичными и профессиональными интересами, должно служить всему обществу, быть верным народу, который избрал государственную власть.
Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» устанавливает, что государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение1. Таким образом, статус государственного служащего определяется как минимум двумя условиями: замещение государственной должности, которая учреждена государством или государственным органом, и получение квалификационного разряда (специального ранга, классного чина, звания).
Должность обычно создается на постоянной основе, т. е. для удовлетворения постоянной потребности государственной администрации в выполнении определенных функций и решении конкретных задач. Важным условием является также способ замещения должности (назначение, конкурс, избрание, зачисление), согласно которому служащий вводится в штат государственной службы (служащих) и получает специальное звание, ранг, классный чин (квалификационный разряд). Получение квалификационного разряда является первым этапом в служебной карьере штатного государственного служащего.
Должность – это простейший элемент государственной администрации, первичная и основная клеточка ее организационной структуры. Стоит привести ставшее классическим определение данного понятия: «Государственно-служебная должность – это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госоргана (организации), предоставляемой лицу – государственному служащему в целях ее практического осуществления». Таким образом, должность характеризуется следующими признаками: 1) является частью организационной структуры государственного органа; 2) включает в себя часть компетенции государственного органа, установленной в правовых актах. Совершенно прав В. М. Манохин, обобщенно рассматривающий государственную должность как организационную форму, определяющую и юридически закрепляющую основное содержание административно-правового статуса государственного служащего2.
Государственный
служащий является лицом, органически
интегрированным в систему
Какова же структура
правового статуса
Исходным пунктом характеристики правового статуса государственного служащего Российской Федерации является статус гражданина Российской Федерации, который органически включает в себя: а) конституционный статус российского гражданина; б) статус работника в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации; в) административно-правовой статус в соответствии с нормами Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Тем самым статус государственного служащего представляется как трехмерное пространство человека, гражданина и должностного лица, реализующего государственную власть как общественный интерес, оформленный правом.
Этот вывод логично вытекает из сущности государственной службы и института гражданства, которая в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» от 9 апреля 2002 г. определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанных на уважении достоинства человека, его прав и свобод. Именно с наличием гражданства и конституционно закрепленного права равного доступа граждан к государственной службе законодательство связывает право человека участвовать в политической жизни страны и управлении делами государства и общества в целом. Неграждане России, лица без гражданства, люди, имеющее двойное гражданство права на государственную службу лишаются4.
Второй по значимости характеристикой (признаком) правового статуса государственного служащего является владение государственным языком. Таким языком является русский. Казалось бы, все понятно. Но в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» конкретно не указано, о каком языке идет речь, то некоторые политики и юристы пытаются русский язык подменить государственным языком национальной республики или, наоборот, дополнить требование знания русского языка знанием государственного языка своей республики. Есть ученые, которые стараются научно обосновать справедливость такой позиции. Представляется, что такая позиция требует более пристального научно-правового исследования, хотя, вероятно, она продиктована скорее политическими соображениями, чем потребностями совершенствования системы государственного управления.
Важнейшим по значимости признаком, отражающим правовой статус государственного служащего, является занимаемая им государственная должность, определяющая место и роль работника в государственно-служебной иерархии, содержание, возможности и объем его участия в работе того или иного государственного органа.
В научной литературе можно встретить достаточно большой разброс толкований понятия «государственная должность», что объясняется многими объективными факторами и субъективными причинами: разнообразие трактовок - это своего рода реакция на неустойчивость и непрочность современного положения государственного служащего, которая заложена в самой сложившейся системе учреждения государственных должностей государственной службы, зависимости должностной структуры аппарата государственного органа от его руководителя. Например, в субъектах Российской Федерации государственные должности устанавливаются не государством в целом, а властями субъектов Федерации по их собственному усмотрению. Результат: поменялся губернатор - меняется не только «команда», но и подавляющая часть аппарата администрации на более, как кажется, «надежных» работников. Реально такими же возможностями формирования должностной структуры аппарата и его кадрового наполнения обладают министры и другие первые руководители государственных органов.
Наблюдается отсутствие четкой и строгой институциональности государственных должностей, отсутствие прочного организационно-правового порядка в кадровых назначениях, что ведет к подрыву доверия к государственной службе. По сути дела неофициально признается право на политизацию аппарата, на использование его в качестве так называемого административного ресурса5.
Государственная служба, как известно, реализуется посредством должностей «Б» и «В». К категории «Б» отнесены государственные должности, на которых находятся служащие, обеспечивающие реализацию полномочий лиц, замещающих политические должности категории «А». По статусу и характеру полномочий эти должности получили неофициальное название «патронатных». Это должности политических назначенцев. В настоящее время должности категории «Б» занимают более 8.4 тыс. государственных служащих, в том числе в федеральных органах - 2.8 тыс. Срок полномочий, на который все они назначены, определяется сроком полномочий их непосредственных руководителей. Они уходят в отставку вместе со своим руководителем.
Но более пристальный взгляд свидетельствует о том, что за должностями категории «Б» скрывается немалый политический смысл. Эти должности - своего рода «трофеи» победителя на выборах или в борьбе за должность министра либо губернатора. Они предназначены для тех, кто помог политику победить и как бы получил право на свое место во власти, на свои привилегии от власти. Такой порядок «добывания» должностей не может не сказаться на качестве государственной службы.
Формально отбор
на указанные должности