Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:59, контрольная работа
Цель данной работы – выявление видов и структуры социального (правового) статуса государственных служащих в институте государственной службы.
Задачи работы:
• раскрыть сущность социального статуса государственных служащих;
• определить социальную роль государственного служащего в России;
• провести структурно-функциональный анализ социального статуса государственных служащих;
Введение…………………………………………………………………
§1 Государственный служащий в современной правовой системе Российской Федерации ………………………………………………...
§2 Социальный статус государственных служащих в институте государственной службы Российской Федерации………………........
Заключение………………………………………………………………
Список источников и литературы……………………………………...
Первоначальная замкнутость показателей стратификации на экономику была расширена М. Вебером, который ввел новые критерии – отношение к власти, социальный престиж, помогающие занять то или иное место на социальной лестнице, то есть приобрести соответствующий статус. Несколько форм социальной дифференциации выделяет П.А. Сорокин: экономическую, политическую, профессиональную. Антрополог К. Эдер считает, что необходимо осуществить две познавательные операции, прежде чем рассматривать социальное неравенство. Первая заключается в том, чтобы подвергнуть социальный мир вертикальной классификации, вторая – в том, чтобы этот мир, состоящий из поделенных на классы индивидуумов, признать отклонением от идеала равенства. К. Эдер выдвигает следующую гипотезу: социальное неравенство представляет собой интерпретационную схему, созданную для специфической когнитивной репрезентации общества модерна и затем проецируемую на другие общества10.
Социальная дифференциация – лишь одна составляющая социальной стратификации. Другой, не менее важной, является социальная оценка.
Американский социолог Т. Парсонс подчеркивает, что социальная иерархичность обусловлена господствующими в обществе культурными стандартами и ценностями. В соответствии с этим в разных обществах со сменой эпох меняются критерии, определяющие статус личности или группы.
А.Р. Редклиф-Браун
отмечает преемственность в организации
социальной структуры, которая «представляет
собой упорядоченную
Высота и
профиль стратификации может
меняться, но не беспредельно. Движение
к плоскости стратификации
Современные социологи, исследуя проблему статуса, опираются во многом на теорию М. Вебера, согласно которой стратификация общества определяется не только экономическими (доступ к общественному богатству) и политическими (власть, право), но и социальными (престиж) показателями. По М. Веберу, статус (он употребляет термин «stand», который обозначает не только положение вообще, но и сословие) – это общность людей, основанная на специфическом стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, представлений о чести и т.д. Каждому стилю жизни соответствует более или менее высокая оценка (почет), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определенные нормы и представления13. М. Вебер в работе «Основные понятия стратификации» пишет о статусе и статусных критериях, характеристиках. Но, с его точки зрения, статус личности обусловлен, детерминирован специфическим социальным оцениванием почести: «и имущие, и неимущие могут принадлежать к одной и той же статусной группе»14.
М. Вебер различает два вида статусов для двух сторон жизни личности: один из них в основном определяется получаемыми доходами, другой – внешними атрибутами, организацией условий жизни. Определения обоих статусов связаны со «статусными почестями», статусные группы являются специфическими носителями типичных черт, характерных для самих статусных групп и поддерживаемых ими. М. Вебер называет их «условностями».
Хотя в настоящее
время социологи несколько
Первая попытка расчленения социальной структуры на положения, занимаемые определенными людьми – членами общества, была сделана американским антропологом Р. Линтоном. Он назвал такое положение в обществе статусом, с тех пор термины «положение» и «статус» употребляются как синонимичные.
Понятие «социальный статус» имеет не только атрибутивный, но и функциональный смысл. Оно характеризует место государственного служащего в системе общественных отношений и совокупность его социальных функций.
К числу наиболее общих свойств личности, проявляющихся и значимых в управленческих отношениях, ряд авторов относит наряду с ценностными ориентациями и общественно-функциональными ролями статус личности, считая, что он как ее свойство обусловливает положение личности в обществе (экономическое, политическое, правовое, идеологическое). Статус личности в системе межличностных отношений определяет ее права, обязанности и проявляется в таких явлениях общественного сознания, как престиж личности, ее авторитет15.
Таким образом, социальный статус можно трактовать как определенную позицию в социальной структуре групп или общества, связанную с другими позициями через систему прав и обязанностей.
В статусном наборе выделяется главный критерий, наиболее характерный для данного человека, определяющий его стиль и образ жизни, круг его знакомых и друзей, манеру поведения. Это тот статус, с которым его идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует, «эмоционально самоотождествляет»16. Статус является важным условием самореализации личности, во многом определяет реакцию ее на неадекватность общественной оценки. Низкий статус приводит к внутренним конфликтам, разладу с самим собой, в конечном итоге порождает стремление найти другую социальную среду, группу, коллектив, который дал бы возможность повысить его статус.
Статус – понятие, соотносимое с понятием социальной роли служащего, которая показывает систему социальных функций личности в соответствии с занимаемым местом в системе общественных отношений. Ф. Знанецкий пишет: «Каждый индивид играет некие «социальные роли», занимает некие позиции и осуществляет некие функции в своем социальном окружении, предполагающие определенные права и обязанности, которые в большинстве случаев связаны с подобными позициями и функциями и, таким образом, остаются независимыми от индивида, хотя способ, которым он фактически осуществляет их и выполняет свою социальную функцию в соответствии с каждой позицией, всецело зависит от него»17. Суть положения в социальном институте, как «должностного», так и «статусного», заключается в том, что, будучи связано с выполнением определенных функций, оно закрепляет за служащим, его занимающим, соответствующий комплекс прав и обязанностей. В государственной службе происходит постоянный обмен действиями по правилам, предписанным этими правами и обязанностями. Почти каждое положение служащего имеет свою сферу власти, поскольку любое коллективное действие «предполагает объединение отдельных воль и подчинение их друг другу в одной или нескольких сферах»18.
Актуальным для государственных служащих является их «социальный престиж». Это понятие является оценочным, ценностным. Оно связано с тем, как оценивает положение личности общество, коллектив и служащий. «Престиж», по определению К. Дэвиса, есть «одобрение, которое связано только с занимаемым положением, то есть одобрение, сопровождающее данное положение, качества выполнения человеком обязанностей».
Социальный статус является четким показателем места служащего в системе общественных отношений, характеризующегося правами и возможностями для всестороннего развития и применения способностей. Одной из важнейших характеристик социального статуса является авторитет – оценка репутации государственного служащего в лице окружающих. Возникает система взаимных прав и обязанностей, которая отражает статус в самом прямом и точном значении этого понятия. Данный статус не только не оформлен юридически, но и не институционализирован в конкретных проявлениях. Он очень чувствителен к любому колебанию в поведении носителя репутации (любой поступок его может изменить оценку, а тем самым и авторитет); и «может меняться по объему и содержанию в зависимости от обстановки и целей»19. Говоря об авторитете и его влиянии на общество, необходимо учитывать историчность этой категории, ее известную изменчивость, зависимость от содержания, от конкретно-исторических условий, направления движения общества (в стороны социального прогресса или регресса).
Отношение функционалистов к понятию «социальный статус» можно проиллюстрировать на примере высказывания А. Шюца: «Концепция функционализма происходит не из биологической теории функционирования организма. Она относится к социально-классифицированным конструкциям моделей типичных мотивов, целей, статусов, которые инвариантны и, следовательно, интерпретируются как функции структуры самой социальной системы. Большинство этих взаимосвязанных моделей поведения стандартизированы и институционализированы, то есть их типичность социально оправдана законом, фольклором, правами и обычаями, и большинство из них используется в обыденном и научном мышлении в качестве схем интерпретации человеческого поведения»20.
На основе изложенного можно сделать ряд выводов.
Иерархичность социальной структуры института государственной службы обусловлена различными соотношениями господствующих в обществе экономических и социальных порядков, культурных стандартов и ценностей, что приводит к выдвижению в научном анализе неодинаковых критериев дифференциации государственных служащих.
Социальную
стратификацию можно
Социальный
статус – это позиция в
Большинство авторов разделяет так называемую кратологическую модель статуса госслужащего. Она имеет свои сильные стороны: позволяет однозначно сформулировать социально-правовые аспекты этого статуса, начиная с гражданства, занимаемой должности в системе государственного управления, нормативно установленного круга прав, обязанностей и ограничений по службе и заканчивая условиями оплаты труда, социально-бытового, медицинского и транспортного обеспечения служебной деятельности. Но эта модель не лишена и существенных слабостей: она ориентирует служащего на власть как самоценность, как бы выводит его за пределы гражданского общества. В рамках этой модели карьера и властвование становятся главными приоритетами служебных отношений. Для государственного служащего же главное должно быть в другом – служение, добросовестное исполнение обязанностей, подчиняясь и находясь в распоряжении государства.
Не умаляя важности
правового статуса
Государственный служащий призван быть материальным, политическим и духовным носителем общественных интересов22. Для успешной реализации такого статуса госслужащий, в сочетании с предоставленными ему социальной поддержкой и властными полномочиями, должен обладать достаточно полным личным набором прогрессивных ценностей, качеств, интересов и потребностей с тем, чтобы органически увязывать частные интересы людей и интересы общества. Государственный служащий, находясь в социальной среде и обладая государственными полномочиями, может реально, с одной стороны, влиять на нее и, с другой стороны, испытывает на себе «возмущения» этой среды. Задача государственного служащего – способствовать полезным возмущениям и оказывать сопротивление вредным, оставаясь относительно нейтральным к политической и идеологической окраске этих возмущений. Так действовать может только человек высокой социально-управленческой, правовой и нравственной культуры, человек, умеющий не только руководить, но и подчиняться, действовать не только силой принуждения, но и силой убеждения23.
Главное в исследовании статусных аспектов кадрового состава государственной службы – уяснить существо взаимосвязей между всеми составляющими государственной сферы в контексте общественного бытия: государством, государственной властью, правящей государственной элитой, государственным аппаратом, государственной службой, государственными служащими и гражданами.
Социальный статус государственного служащего характеризуется множеством взаимосвязанных и взаимодействующих факторов – политических, экономических, культурно-исторических, психологических, духовно-нравственных. Его социальный статус тесно связан со сложившейся конкретно-исторической стадией развития общества, государства, государственной службы. Определяется статус и тем фактором, что государственные служащие выступают своего рода посредниками во взаимоотношениях государства и общества, власти и народа, своим высоким положением в обществе и своими действиями отражают вектор этого взаимодействия, характер их взаимных оценок и уровень взаимного доверия.