Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:59, контрольная работа
Цель данной работы – выявление видов и структуры социального (правового) статуса государственных служащих в институте государственной службы.
Задачи работы:
• раскрыть сущность социального статуса государственных служащих;
• определить социальную роль государственного служащего в России;
• провести структурно-функциональный анализ социального статуса государственных служащих;
Введение…………………………………………………………………
§1 Государственный служащий в современной правовой системе Российской Федерации ………………………………………………...
§2 Социальный статус государственных служащих в институте государственной службы Российской Федерации………………........
Заключение………………………………………………………………
Список источников и литературы……………………………………...
Государственные должности категории «В» - это должности, учреждаемые государственными органами для исполнения или обеспечения их полномочий. В повседневной практике их еще называют административными или карьерными. Должности данной категории в наибольшей степени представлены в органах государственной власти: их замещает более 517 тыс. государственных служащих.
О статусе тех лиц, которые занимают эти должности можно судить по следующему: должности высшей группы занимают, например, заместители министров; главные должности - начальники управлений, заместители руководителя секретариата, председателя палаты парламента, старший эксперт представительства Правительства Российской Федерации; ведущие должности - заместители начальников отделов, референты председателя палаты парламента, главные государственные инспекторы: старшие должности - ведущие специалисты, начальники служб делопроизводства, старший контролер-ревизор; младшие должности - специалист первой и второй категории, референты, атташе.
Должность определяет не только место служащего в служебной иерархии, но прежде всего требования к лицу, претендующему на ее замещение. Квалификационные требования частично сформулированы в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст.6) и в Указе Президента Российской Федерации «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы» от 30 января 1996 г. В качестве квалификационных установлены специальные требования: к уровню и профилю образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стажу и опыту работы в государственных органах и по специальности; знанию Конституции страны, федеральных законов, конституций и уставов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. При этом четко прослеживается зависимость: чем выше группа государственных должностей, тем строже требования к уровню образования, стажу работы и духовно-нравственным качествам6.
Обратим внимание на один момент - отсутствие логичности в квалификационных требованиях по государственным должностям. Скажем, на высшую и главную должность может претендовать только тот, кто обладает двумя высшими образованиями, но вот наличие диплома о высшем образовании по специальности «государственное и муниципальное управление» не обязательно.
И это при условии, что порядок назначения на ведущие и старшие должности такое образование предусматривает. Получается, что на высших должностях могут быть заняты специалисты с высшим образованием любой специальности, даже не профессионалы в области государственного управления. Косвенно, правда, эта проблема как бы снимается, ведь в рамках установленного порядка всякий, претендующий на высшую должность, должен не менее 2-4 лет отработать на ведущих и старших должностях, а значит должен иметь высшее образование по специальности «государственное и муниципальное управление»7.
Государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере.
Государственный служащий совершает во многих случаях действия, которые вызывают определённые юридические последствия. Такие действия могут быть юридическими фактами и используются в качестве доказательств или документов. Эти действия государственных служащих изменяют, образуют либо прекращают различные правоотношения в сфере государственной и общественной жизни.
Деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.
Многие законодательные акты, регулирующие государственно-служебные отношения, содержат ещё один признак государственного служащего: принятие им присяги на верность государству - РФ. Однако ФЗ «Об основах государственной службы РФ» не устанавливает необходимость принятия служащим присяги на верность. Вместо этого в трудовом договоре, заключаемом государственным служащим с государственным органом содержится обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституцией РФ и федеральных законов в интересах граждан РФ.
Существует
масса классификаций видов
Классификация
государственных служащих по роду и
месту их службы прямо вытекает из
сфер государственно-служебной
При классификации государственных служащих по объему должностных полномочий служащих разделяют по их роли в реализации функций органа по объёму полномочий в общем виде, без детализации: а) руководители; б) специалисты (основной состав); в) вспомогательный персонал.
К группе руководителей относятся руководители органов, организаций и их структурных подразделений, их штатные заместители. В их задачи входит непосредственное осуществление функций данного органа (организации).
К группе специалистов
(основному составу - как по численности,
так и по роли в реализации функций
органа) относятся служащие, которые
реализуют функции и
К группе вспомогательного персонала относятся служащие, которые непосредственно не осуществляют функций и полномочий данного органа, но создают условия для нормальной работы двух вышеназванных групп. Это секретари, работники делопроизводства и другие служащие8.
Продолжением классификации служащих по объёму должностных полномочий является их разделение по признаку обладания в рамках должностных полномочий полномочиями распорядительного характера. По этому критерию служащие должны быть разделены на две группы: 1) служащие, наделённые полномочиями распорядительного свойства, то есть полномочиями давать распоряжения, приказы, принимать нормативные акты и т.д.; 2) служащие, таковыми полномочиями не наделённые.
К первой группе в этом случае относятся руководители предприятий и учреждений и структурных подразделений в них, работники милиции и другие. В литературе и текущем законодательстве все эти служащие именуются должностными лицами.
ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» классифицирует государственных служащих по видам государственной службы в соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властей на: государственных служащих исполнительной власти, государственных служащих судебной власти9.
§2 Социальный
статус государственных служащих в
институте государственной
В Российской Федерации происходит
становление государственной
Основой формирования современного
понимания статуса
Понятие «социальный статус» (от лат. status – положение, состояние) означает положение, занимаемое индивидом (группой) в обществе или его подсистеме. В социологическом смысле слова данное понятие впервые употребил английский историк Г.Д. Мейн. В отличие от понятия «социальное положение», выражающего принадлежность индивида к группе, общности, обществу в целом, историк включил в понятие «статус» оценку самим индивидом (группой) своего места в обществе в сравнении с положением других людей, а также оценку индивида (группы) со стороны общества. Это выражается в определенных количественных и качественных показателях (заработная плата, премии, награды, звания, привилегии и др.). При этом Г.Д. Мейн различал статус предписанный (наследуемый, зависящий от социального положения) и достигаемый (определяемый индивидуальными качествами, достижениями, заслугами).
Эти индикаторы имеют отношение
и к социальному статусу
Отмеченные показатели характеризуют
главным образом правовой статус
государственного служащего. Что касается
социального статуса, то он включает не
только правовой, но и организационный,
политический, экономический и нравственный
статусы государственного служащего.
Структурно такая классификация отражает
основное содержание, функции, социальные
роли государственных служащих, их положение
в государственной службе как в системе
институтов (профессионально-
В связи с этим теоретическое
и практическое значение для исследования
социального статуса
В настоящее время в государственной службе России преобладает разновидность предписанного статуса – жестко закрепленная система стандартизации, в которой переходы от одной страты (группы должностей) в другую ограничены личными, этническими и другими связями. В этом типе государственной службы мало условий для реализации достигаемого статуса, свободного перемещения государственных служащих по служебной лестнице.
В рамках государственной службы как социального института положение служащего тем или иным образом упорядочивается.
Вследствие
этого возникают «идеальные схемы»
поведения взаимосвязанных
Современные модели государственной службы опираются на сеть правовых и социальных норм, ценностей, традиций. Они существенно обновляются в процессе реформы государственной службы в России.
Это актуализирует проблему
социального статуса
1. В рамках теории стратификации
статус – это более или менее
высокая позиция в
2. В иерархии оценок
социальных ценностей в
3. В пределах
ролевой теории статус государс
4. Статус государственных
служащих указывает также на
совокупность предписанных
Под статусными признаками понимают те социальные факты или проявление их признаков, по которым классифицируются служащие в системе социальных оценок ценностей (доход, власть, образование, престиж профессии, имидж, авторитет, репутация и т. д.).
Понятие «статус государственного служащего» опирается на теорию социальной стратификации (как системы признаков и критериев социального расслоения общества). Это понятие указывает на то, что в существовании страт большую роль играют оценочные факторы: линия поведения служащего в той или иной ситуации, его отношение к чему-либо, установки, основанные на критериях, помогающих ему ранжировать себя и окружающих.
Э. Дюркгейм в работе «О разделении общественного труда» отмечает, что те или иные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе, что и образует определенную их иерархию. В рамках структурного функционализма концепцию стратификации развивали социологи К. Дэвис и У. Мур. Неравенство они рассматривали как естественный способ саморегуляции и выживания общества, его организаций, как стимул к продвижению. Таким образом, общество не просто дифференцировано, но иерархично структурировано по принципу «выше – ниже».