Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 08:45, курсовая работа
Поскольку всем понятно, что создание благоприятного имиджа - одно из ключевых звеньев в деятельности фирмы по продвижению своей продукции на рынок, достижению преимуществ в конкурентной борьбе, то не приходится удивляться, что эта высокая значимость имиджа для успеха организации стимулирует развернутые исследования на эту тему. Но, несмотря на большое количество работ по данной тематике, тема данной работы кажется нам актуальной. Объяснить это можно тем, что большое количество исследований – это не учитывающие специфику постсоветского пространства работы западных авторов, и посвящены они исследованиям деятельности крупных фирм в их работе над собственным корпоративным имиджем.
Введение
Последняя четверть 20-го века
- время, когда компании, корпорации
и просто мелкие фирмы открыли
для себя силу репутации или как
её иногда принято называть имиджа.
Сейчас говорят, что имидж можно
определить как одну из основных причин
победы или поражения в бизнесе
и общественной жизни (не будем забывать,
что о своём выживании
Поскольку всем понятно, что создание благоприятного имиджа - одно из ключевых звеньев в деятельности фирмы по продвижению своей продукции на рынок, достижению преимуществ в конкурентной борьбе, то не приходится удивляться, что эта высокая значимость имиджа для успеха организации стимулирует развернутые исследования на эту тему. Но, несмотря на большое количество работ по данной тематике, тема данной работы кажется нам актуальной. Объяснить это можно тем, что большое количество исследований – это не учитывающие специфику постсоветского пространства работы западных авторов, и посвящены они исследованиям деятельности крупных фирм в их работе над собственным корпоративным имиджем. Нам же казалось важным установить стратегию фирмы, компании, общественной организации, которые еще только начинают работать над формированием собственного имиджа.
1.
1.1 Понятие имидж: содержание, классификация, функции
В настоящее время слово "
Чтобы более точно очертить границы анализируемого понятия обратимся к определениям, даваемым ему в научной литературе. Предлагая подойти к трактовке имиджа с лингвистической точки зрения, А.Ю. Панасюк автор книги "Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж" говорит, что при дословном переводе с английского слово "image" обозначает "образ". Причём под "образом" имеется в виду не только визуальный, зрительный образ объекта, но и образ его мышления, действий, поступков и т.д. Иначе говоря, в данном случае русское слово "образ" должно употребляться в широком смысле – как представление о чём-либо. Категория образа используется и другими учёными при определении анализируемого понятия. Имидж - целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы, формирования репутации. Также имидж рассматривают как определённый образ, который личность, его Я представляет окружающим, своего рода форма самопрезентации, при которой подчёркиваются сильные стороны и скрываются недостатки. Имидж - символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект субъектного взаимодействия.
Исходя из вышеприведённых определений, можно сделать вывод, что, говоря об имидже какого-либо объекта, мы имеем в виду неповторимый образ-представление о нём, наделяющий объект дополнительными ценностями и выделяющий его из ряда подобных.
На сегодняшний день "имидж"
является основным понятием науки имеджеологии,
в рамках которой данный феномен
изучается с теоретической
Говоря о структуре
анализируемого понятия, выделим наиболее
важные слагаемые профессионально-
профессионализм и компетентность: успешное формирование позитивного имиджа невозможно без достижения необходимого уровня указанных характеристик. При этом следует отметить, что процесс совершенствования качества и увеличения количества знаний должен иметь непрерывный характер;
нравственная надёжность: соблюдение этики деловых отношений, уверенность в нравственной надёжности делового партнёра чрезвычайно важны в социокультурной сфере. Особенно высокие требования к нравственной культуре специалистов возникают при выходе на мировой рынок товаров и услуг;
гуманитарная образованность: для качественного выполнения своей работы специалисту необходимы не только профессиональные знания и навыки, но и широкие познания в области мировой культуры, освоение общечеловеческих ценностей, таких, как духовность, здоровье, экологическая безопасность и т.д.
коммуникативная привлекательность:
основными факторами, способствующими
коммуникативной
использование психологических
техник: знание закономерностей
В настоящее время существуют
несколько вариантов типологии
имиджа. Как сложное системное
образование он представляет собой
комплекс частных имиджей и имеет
несколько критериев
по субъекту:
личный: имидж конкретного человека;
товарный: имидж товара, услуги;
групповой: организационный, корпоративный, национальный имидж;
степень рациональности восприятия:
когнитивный, дающий "сухую" специальную информацию и ориентированный, главным образом, на людей сведущих, узких специалистов;
эмоциональный, чувственный, ориентированный на широкую аудиторию и призванный вызвать сильный эмоциональный отклик;
соотношение индивидуальных особенностей и социальных требований:
конъюктурный: подчиняющийся требованиям окружающей среды и ожиданиям имиджевой аудитории;
органичный: ориентированный на самоощущение и самовыражение;
сбалансированный: сочетающий обе ориентации.
Другая классификация имиджа:
зеркальный: содержит собственное представление о человеке или организации;
текущий: имидж человека или организации, воспринимаемый аудиторией в данный момент времени;
желаемый: идеальный имидж, к которому стремится человек или организация;
корпоративный: имидж организации в целом;
множественный: имидж, образованный при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации.
Английская исследовательница Э. Сэмпсон в качестве критерия при рассмотрении личностного имиджа выделяет сочетание внешних и внутренних факторов, задающих:
самоимидж, который вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения;
воспринимаемый имидж, который представляет переработанную и оценённую информацию;
требуемый имидж, который в настоящее время в конкретной организации является самым необходимым.
Как следует из приведённых
выше определений, существует довольно
большое количество оснований для
классификации имиджа, что позволяет
сделать вывод о многоуровневой
и структурной сложности
Изучение структурных
особенностей имиджа позволяет обосновать
преемственность и тесную взаимосвязь
профессионально-личностного и
профессиональная функция позволяет человеку реализоваться в конкретной области современного производства, бизнеса, культуры, политики, образования;
адаптационная функция необходима для комфортного приспособления к определённой среде, группе, беседе;
функция личностной реализации позволяет максимально раскрыть индивидуальные способности и задатки применительно к конкретной сфере деятельности;
аксиологическая ориентирует специалиста на индивидуальные и профессиональные ценности, являющиеся ориентиром в субъективном и объективном мире;
эвристическая функция сосредоточивает внимание специалиста на реализации своего творческого потенциала в профессиональном успехе, научном открытии, создании уникального произведения;
психотерапевтическая функция заключается в осознании своей значимости, психологической устойчивости, уверенности, оптимизме;
коммуникативная функция
позволяет специалисту
Функции имиджа свидетельствуют о его значении в гармонизации внутреннего мира человека и формировании адаптационной способности к позитивным и негативным изменениям окружающей среды.
Подводя итог вышесказанному,
следует отметить, что имидж –
это характеристика, присущая человеку,
группе людей, а также товару или
услуге, представляющая собой образ
того или иного объекта, воспринимаемый
аудиторией. Имидж обладает сложной
многоуровневой структурой, которая
определяется его носителем и
обусловливает множество
1.2. Понятие имиджа организации
В последнее время в
связи с развитием рыночных отношений,
инновационными процессами в экономике,
науке, образовании, культуре особый интерес
вызывает специфика содержания и
формирования как имиджа организации
вообще, так и имиджа организации
социокультурной сферы в
Имидж организации есть целостное восприятие (понимание и оценка) организации различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации. Источниками такой информации могут быть слухи об организации, циркулирующие в обществе; сообщения средств массовой информации, а так же личные контакты человека с организацией.
Таким образом, корпоративный имидж имеет две составляющие – образ и оценку, которые поддаются лишь условному концептуальному различию, в реальном существовании они неразрывно связаны: