Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 21:06, курсовая работа
В современных условиях рыночных преобразований в России возникает насущная потребность в обеспечении качественного управления различными социальными процессами и явлениями. Одним из главных элементов управленческого процесса выступает разработка и принятие управленческих решений.
Совершенствование управления является еще недостаточно востребованным резервом увеличения эффективности во всех сферах социальной деятельности. Особенно актуализируется и усложняется эта проблема в условиях становления информационного общества. На этом фоне особую значимость приобретает информационная проблематика управления. Именно таким новым технологиям отводится роль средства и способа преодоления, разрешения социальных проблем, получения максимально значимых результатов при ограниченных ресурсах.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………...3
1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1.1 Информационное сопровождение управленческой деятельности.......6
1.2 Управленческая информация и закономерности ее движения, формы информационной коммуникации……………………………………...13
1.3 Виды информационных технологий, информационные ресурсы в процессе принятия управленческих решений…………………………………………………………...…….28
2 КРАТКИЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «АЗОТ-СЕРВИС»
2.1 Общая характеристика предприятия.....................................................40
2.2 Информационные технологии и системы поддержки принятия
решений на примере ООО «Азот-Сервис»………………...……........42
3 ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДЕЛЕЙ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «АЗОТ-СЕРВИС»…………………………………...49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..…… ………….55
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………..
1 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1.1 Информационное сопровождение управленческой деятельности.......6
1.2 Управленческая
информация и закономерности
ее движения, формы информационной
коммуникации……………………………………...
1.3 Виды информационных
технологий, информационные ресурсы
в процессе принятия
решений на примере ООО «Азот-Сервис»………………...……......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..…… ………….55
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях рыночных преобразований в России возникает насущная потребность в обеспечении качественного управления различными социальными процессами и явлениями. Одним из главных элементов управленческого процесса выступает разработка и принятие управленческих решений.
Совершенствование управления является еще недостаточно востребованным резервом увеличения эффективности во всех сферах социальной деятельности. Особенно актуализируется и усложняется эта проблема в условиях становления информационного общества. На этом фоне особую значимость приобретает информационная проблематика управления. Именно таким новым технологиям отводится роль средства и способа преодоления, разрешения социальных проблем, получения максимально значимых результатов при ограниченных ресурсах.
Сложность современных задач управления требует более детального изучения процесса принятия решения. Принятие решений сопровождает все стадии процесса управления: планирование является процессом поиска и принятия решений относительно выбора цели; функция организации включает в себя решения, направленные на объединение различных видов ресурсов таким образом, чтобы совместная деятельность людей, использующих эти ресурсы, обеспечивала решение задач, стоящих перед данной системой; оперативное управление и контроль осуществляется путем отдачи распоряжений (приказов, команд), которые должны привести состояние объекта управления к запланированному.
Принятие решений - основной процесс в управлении, а решение - основной результат системы управления. Решения порождают управляющую информацию, которая доводится до сведения исполнителей в форме заданий, планов, нормативов, команд и служит основой для их дальнейших целенаправленных действий.
Следовательно, процесс управления можно рассматривать как непрерывный процесс принятия решений. Чтобы управленческие решения соответствовали требованиям общественной жизни, способствовали более эффективному решению актуальных вопросов современности, они должны быть научно обоснованными, компетентными, полномочными и своевременными.
Деятельность современных предприятий отличает наличие сравнительно большего числа проблем, которые требуют безотлагательного решения. Зачастую руководству компаний приходится действовать ситуативно, интуитивно реагируя на различные изменения конкурентной среды.
Сейчас перед теорией и практикой управления стоит задача создания эффективных методов разработки, контроля и оценки управленческих решений. От этого зависит жизнеспособность не только отдельных предприятий и фирм, но и устойчивость современных организаций в целом.
Цель исследования заключается в комплексном социологическом исследовании системы информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений в современных организациях, выявлении на этой основе путей, форм и способов оптимизации управленческой деятельности.
Задачи исследования:
Объектом исследования является процесс принятия управленческих решений ООО «Азот-Сервис».
Предмет исследования - теоретико-методологические и социально-прикладные проблемы, связанные с особенностями информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений.
Методы исследования: наблюдение, анализ фиксированных результатов, экономический анализ и анализ литературы.
Нормативно-правовая база: Трудовой кодекс РФ и устав организации.
Информационная база представлена отчетами по деятельности ООО «Азот-Сервис», результатами практических исследований, литературой менеджменту и периодическими изданиями.
1.1 Информационное
сопровождение управленческой
В современной России в предпринимательской деятельности в большинстве своем пока имеет место традиционный подход к разработке управленческих решений, опирающийся преимущественно на интуитивные предпосылки и общие представления о имеющихся реалиях. Это ведет к неточности, неоптимальности и несистемности решений; логическим, информационным и вычислительным погрешностям, что усугубляется отсутствием выбора вариантов принимаемого решения. Как правило, выбор происходит на основе сравнения двух-трех вариантов без критерия оценки[15, с. 20].
Использование информационных технологий связано со стандартизацией управления социальными и производственными процессами за счет использования одних и тех же информационных систем. С помощью вычислительной техники механизм разработки решений становится прозрачным, процессы материализуются в оптимальные модели, снижаются потери от произвола и некомпетентности чиновников.
Однако имеет место и проблема, обусловленная массовым внедрением современных технических средств. С появлением компьютеров система принятия управленческого решения меняется. На место интуиции идут логические расчеты, строгий компьютерный анализ. Но здесь есть и отрицательные моменты, в частности, в меньшей степени становится характерной творческая мысль, нередко принимаются стандартные, шаблонные решения. Поэтому оптимальные решения должны приниматься при сочетании логических рассуждений с интуицией.
Ни одна организация никак не может осуществлять свою деятельность без информации. В процессе нормального функционирования организации, управления ею в различного рода информации нуждаются все ее работники, от простого рабочего или служащего, до директора.
Рисунок 1 - Научный метод управления
Теория и направление управления. Исследуются два трансформационных процесса:
Эти два процесса отражают две стороны управления:
Содержательной стороной процесса занимаются прикладные науки, а формой процесса управления занимаются управленческие науки - менеджмент.
Информационные процессы являются не самоцелью, они призваны в конечном итоге управлять материальными потоками, взаимодействием материальных и информационных потоков.
Управленческий цикл.
Управленческий цикл содержит
в себе четыре функции - это
планирование, организация, мотивация,
контроль. Данные функции охватывают
все виды управленческой деятел
Планирование. Эта функция представляет собой по существу процесс подготовки решений. Этапы планирования:
а) постановка целей;
б) определение исходных предпосылок;
в) выявление альтернатив;
г) выбор наилучшей альтернативы;
д) ввод и исполнение плана.
Организация. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Это, прежде всего, оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил и т. д. Вся эта организаторская деятельность протекает на фоне проявление вполне конкретных структур предприятия.
Мотивация. После проведения подготовительных мероприятий менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях используются: а) стимулирование, т. е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование); б) собственно мотивирование, т. е. создание у работников внутренних (психологических) побуждений к труду. Главным здесь являются: заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворения от трудовой деятельности. Менеджер, чтоб успешно осуществить эту функцию управления должен быть компетентен в различных аспектах коммуникации - он обязан развивать у себя соответствующие умения и навыки.
Контроль. Эта функция, как говорил Г. Файоль, «состоит в подтверждении того, что все идет в соответствии с принятым планом, существующими директивными документами и принятыми принципами управления»[27, с. 56]. Другими словами, контроль - это процесс проверки и сопоставления фактических результатов с заданиями.
Круговорот управленческого цикла. Как известно, менеджер постоянно занят осуществлением управленческих функций. Если он хочет обеспечить будущее своему предприятию (организации), ему надо по серьезному включаться во все детали управления. И начинать нужно с планирования.
Если работа спланирована, то она должна быть организована, а работники подготовлены для целенаправленной деятельности. Они должны иметь четкую линию поведения и понимать, что их ждет впереди. Работники тянутся к детальному осознанию своей работы, они открываются для делового контроля своих производственных операций. Отсюда, необходимость в контроле. Он включает:
а) простой и понятный план деятельности;
б) эффективные и ненавязчивые методы контроля;
в) обратную связь, т. е. надежную информацию о прогрессе в работе;
г) корректирующие действия.
Довольно часто коррекция обеспечивается без каких-либо усилий: подчиненному достаточно услышать от руководителя какую-либо побудительную фразу или даже слово; «Так держать!» «Будь внимательней!» «Хорошо!» и т. д. Все это воздействует на эмоциональную сферу работника. Реакция работника здесь мгновенная. Значительно труднее осуществлять коррекцию, если приходится обращаться к организационным факторам. Скажем, работник уяснил суть своей деятельности, включился в работу, но успеха не последовало. Проблема может состоять в том, что работы оказалось больше, чем ожидалось. Здесь требуется известная перегруппировка усилий, а может быть и соответствующая помощь. Иногда возникает необходимость введения изменений в планирование.
Как видно все четыре функции управления (планирование, организация, мотивация и контроль) находятся в определенном круговороте. Они взаимно связаны и взаимообусловлены: ни одно звено из этой цепи не выкинешь.
Ключевые проблемы:
а) деятельность менеджера заключена в четырех основных функциях (планирование, организация, мотивация, контроль). Любые иные виды деятельности работают на эти ключевые функции, отличающие менеджера от других лиц бизнеса;
б) поскольку менеджер достигает целей организации с помощью своих подчиненных, то функция мотивации сегодня является самой существенной;
в) цели организации могут быть достигнуты только при условии хорошо налаженной обратной связи, т. е. при осуществлении надежного контроля. Однако контроль — это не опека. Эффективный контроль — это совет, помощь, современная подсказка, поощрение, одобрение и т. д. Контроль не несет в себе возмездия за упущения;